В этом году отмечается «черный» юбилей одной из самых лицемерных войн в истории человечества. Десять лет подряд воинские контингенты 47 стран под водительством США суперсовременными средствами поражения громят афганскую территорию. В результате — льется кровь мирных жителей, разрушаются исторические памятники, попираются элементарные права человека. Только в 2008 году, по данным ООН, здесь погибли около полутора тысяч мирных афганцев, в 2009 году эта цифра возросла до 2170 человек, тенденция к увеличению жертв продолжается. Всего за десять лет так называемая военная операция «Несокрушимая свобода» унесла жизни, по разным подсчетам, от 15 до 17 тысяч человек мирного населения и 2,5 тысячи самих «свободоносцев» (число погибших талибов неизвестно). При этом официальная американская пропаганда уже даже не упоминает ранее провозглашенный повод агрессии — ликвидация «террориста № 1». Ведь стыдно сказать: 120-тысячный контингент вооруженных до зубов солдат десять лет гоняется за неким «Бен Ладеном», а результата никакого! Одно из двух: или мир окончательно сошел с ума, или эта война — величайшая мистификация XXI века.
Как все начиналось
После «странных» терактов 11 сентября 2001 года тогдашний президент США Джордж Буш выдвинул ультиматум афганским талибам: в кратчайшие сроки выдать американскому правосудию Бен Ладена, подозреваемому в организации атаки на Штаты. 21 сентября талибы ответили отказом, заявив, что американцы не предоставили доказательств причастности аль-Каиды к терактам в Нью-Йорке и Вашингтоне.
7 октября 2001 года американцы и англичане начали военную операцию в Афганистане с целью разгрома талибов, поиска и предания суду Бен Ладена. Поначалу в ней принимали участие всего 40 боевых самолётов; с американских и британских кораблей было выпущено около 50 крылатых ракет. Но вскоре США сумели втянуть в свою авантюру НАТО и некоторые другие страны. Таким образом около полусотни государств оказались повязанными афганской кровью.
Первоначальный период войны принес США и их сателлитам некоторый (как теперь ясно, очень обманчивый) успех. Талибов отстранили от власти и передали ее правительству Карзая. Но это перевело войну в самый невыгодный для США партизанский вариант. В феврале 2008 года американцы оказались на грани явного поражения. Их спасла Россия. Дело было так.
Странная помощь России
Талибы осуществили одну из своих самых дерзких операций против сил НАТО. Целью операции являлся пакистанский маршрут снабжения НАТО, по которому осуществлялось 80% поставок для натовского контингента оружия и продовольствия. В результате непрерывных атак талибами военных конвоев Североатлантического альянса, поставки были практически парализованы. НАТО было вынуждено обратиться с просьбой к России предоставить воздушный коридор через территорию РФ. Талибы уже предвкушали паралич противника. Но российское руководство по каким-то одному ему известным соображением спасло США и настроило против себя Талибан, открыв воздушный коридор для НАТО.
Тем не менее, талибы продолжают успешно использовать тактику партизанской войны и мелких стычек, упорно уклоняясь от участия в крупных боевых действиях. Нападения на патрули, обстрелы конвоев, минирование дорог, атаки на блокпосты заметно участились. НАТО же тупо гнет свою линию. Среди местного населения обостряется недовольство от присутствия НАТО. Во многом это обусловлено большими потерями среди мирных жителей, к которым американцы в силу своего воспитания относятся, как оккупанты.
США сами роют себе могилу
Эксперт по современному Востоку, вице-президент Академии геополитических проблем полковник Владимир Анохин уверен, что своими методами «насаждения демократии» США сами загоняют себя в тупик:
— Из Афганистана мы слышим кровавые новости почти каждый день. То натовцы разбомбят свадьбу, то поминки, то бомбоубежище. В прошлом году в стране погибли 2118 мирных жителей — почти на 600 человек больше, чем в позапрошлом году. При этом 522 афганца стали жертвами «случайных» американских бомбардировок. Не думаю, что это целенаправленные акты. Просто американцы ни во что не ставят жизни «других людей», а воюют «прагматично», если не сказать — трусливо, нанося удары из безопасного места, откуда, действительно, трудно отличить женщин и детей от боевиков. В ответ нарастает сопротивление. С 2009 года в Афганистане резко начало расти число террористических актов против правительственных войск и сил безопасности, а также против натовцев. Против участия иностранных военных в разрешении внутренних афганских конфликтов резко выступают и простые афганцы. По данным опросов, проводившихся среди населения, поддержка «миротворцев» в стране упала с 57% в 2007 году до 42% в 2008 году и до 36% в 2010 году.
Итоги войны
Чего же добилиись американцы за десять лет, кроме тысяч погибших? Бен Ладен, понятное дело, не пойман. По оценке Пентагона, какого-то либо улучшения ситуации в Афганистане к осени 2010 года силы НАТО так и не добились, а некоторые аналитики говорят о том, что общая обстановка в стране только ухудшилась.
— Войдя в Афганистан, американские военные анонсировали полный разгром талибов к 2007 году, — продолжает полковник Анохин — Но в прошлом году талибы контролировали половину территории страны. Сейчас — почти две трети. Фактически Карзай с американцами сидят только в Кабуле, защищая несколько аэродромов для обеспечения войск. Введение дополнительного воинского контингента не изменило ни политической, ни военной ситуации.
Зато другим главным итогом этой странной войны стало резкое увеличение производства и распространения по всему миру наркотиков. По данным руководителя Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова, с 2001 по 2008 год производство опиатов и героина в Афганистане выросло в 2—2,5 раза (по другим данным, объём производимых опиатов в период 2001—2008 годов вырос в 44 раза). Афганистан вышел на второе место в мире после Марокко по производству марихуаны и гашиша, а на складах в Афганистане, согласно данным ООН, на случай неурожая мака хранится свыше тысячи тонн чистого героина.
Швейцарский журналист Р. Лабевьер недавно издал документальную книгу «Доллары террора. Соединенные Штаты и исламисты». В ней доказывается, что в Афганистане американцы получают сверхприбыли от наркооружейного «бизнеса» и финансирования террористов. В этом и заключается одна из главных целей войны. Кстати, красноречивый факт, работающий на данную версию: до 2001 года афганский наркотрафик неоднократно был предметом обсуждения в СБ ООН, но вот уже десять лет на эту тему наложено табу.
По мнению Виктора Иванова, распределение афганского наркотика такое — в Европу и на Юг идет по 30% урожая, остальные 40% — в Россию. По данным ФСКН, от героина афганского производства в России ежегодно гибнет вдвое больше людей, чем погибло советских солдат за всю девятилетнюю войну в Афганистане. Кому-то это выгодно не только в США, но и в самой России.
Каковы перспективы
По мнению президента Академии геополитических проблем генерал-полковника Леонида Ивашова, дальнейшее развитие событий в Афганистане зависит от ряда причин экономического и политического характера:
— Контроль над Афганистаном дает США огромные геостратегические и экономические выгоды. Во-первых, это очень удобная, фактически неограниченная никакими соглашениями или договорами, площадка для развертывания всех типов вооружений, включая и тактические ядерные. Сейчас американцы размещают и форсировано модернизируют аэродромы в Афганистане для того, чтобы доставать отсюда и до китайских ядерных центров, и будоражить с этих позиций Пакистан, создавая ситуацию нестабильности. А уже через Пакистан можно влиять и на Китай, и на Индию. Здесь они также находятся и в тылу постсоветской Центральной Азии, и в тылу у Ирана, здесь выходы на Каспий. Они и так уже представлены в этом регионе натовскими военными базами, например, в Кыргызстане, в Узбекистане и даже в Таджикистане. Для США этот регион — важный плацдарм влияния на ситуацию. Отсюда можно и атаковать, и проводить специальные операции, и даже просто оказывать военное давление одним только своим присутствием. И терять такую территорию очень не хочется.
Во-вторых, Афганистан — одна из сохранившихся мировых ресурсных кладовых планеты. В афганских недрах скрывается вся таблица Менделеева, особенно редкостные на сегодня запасы природного урана, а также газ, нефть и все остальное. В-третьих, Афганистан — это ключевой коммуникационный узел региона. Совокупность этих несомненных выгод и вынуждает Америку лавировать и изыскивать возможности остаться в Афганистане любым путем. И дело, конечно, не в Бен Ладене. О нем забыли.
Все больше людей понимают, что битва на самом деле идет за ресурсы. Думаю, что американские генералы видят, что в военных действиях заинтересовано не население США, а крупные компании и корпорации. Вооруженные силы несут в Афганистан не права человека, а идею контроля над Евразией. Только через контроль над евразийским материком можно осуществлять мировой контроль, а это давняя американская мечта. Но вопрос длительности пребывания американских военных в Афганистане будет зависеть от соотношения настроения в обществе в отношении этой войны и влияния администрации на эти общественные настроения. Если общество начнет выходить из-под контроля, будут приниматься и какие-то шаги по сокращению контингента. Война в Афганистане негативно отражается на популярности нынешнего президента и администрации Белого Дома. Однако дело в том, что президенты США, особенно такие, как Обама, не более, чем игрушки в более сильных руках. Мы видим, что такое Финансовая резервная система и кто финансирует администрацию Обамы. Мы видим, что такое в целом мировая финансовая система, которая сегодня правит в мире, и как она формирует мировые исторические процессы и политику США. Настоящие хозяева Америки сейчас практически не несут никаких расходов, государство оплачивает и пребывание там контингента, и разведку и освоение месторождений. Подсчитывая будущие прибыли, транснациональные компании и финансовые структуры продолжат оказывать максимальное давление и на политику администрации США, и на общественное мнение.
Позиция России
Что же делать в этой ситуации России? Об этом мы побеседовали с руководителем Центра военного прогнозирования полковником Анатолием Цыганком.
«СП»: — Вы тоже считаете, что США будут воевать в Афганистане еще очень долго?
— Точно сказать сегодня об это никто не может. Но, уверен, Россия должна готовиться к тому, что США и их союзники рано или поздно будут вынуждены все-таки покинуть Афганистан. Поэтому уже сейчас в Москве (МИД, МО РФ, МВД, ФСБ, Российские железные дороги, Газпром, Росвооружение) должны начинать работать с Кабулом без посредничества НАТО над экономическими проектами. Например, итальянцы уже переходят от поставки в Афган «пушечного мяса» к использованию там «финансового оружия». Похоже, американцы тоже хотят перейти на такую форму борьбы (или сотрудничества), понимая, что это значительно сократит потери в боестолкновениях. Но кому-то нужно драться с Талибаном, на эту роль США, возможно, захотят подставить Россию.
«СП»: — А есть ли в принципе у нас там какая-либо выгода?
— Главное, о каком-либо военном присутствии там России даже думать не следует, а вот участие в строительстве и создании инфраструктуры может быть очень выгодно. Российско-афганское сотрудничество должно опираться на возможности модернизации тех производственных мощностей, которые были созданы в Афганистане еще в советские времена. На территории Афганистана было построено около 150 промышленных и сельскохозяйственных объектов, которые в настоящее время либо не функционируют, либо работают в четверть силы. Для их восстановления афганцам необходима помощь Москвы. Правительство Карзая уже обратилось к российскому правительству с просьбой помочь с восстановлением этих объектов. Среди них — несколько крупнейших ГЭС, газопромыслы Шиберган и Джаркудук на севере страны, электростанции в Кабуле и Пули-Хумри, кабульский элеваторный задов, завод по производству азотных удобрений в Мазари-Шарифе
Другое направление сотрудничества России с Афганистаном — это продажа оружия и техники. Как бы ни наращивали свое присутствие в Афганистане американские войска, фактом остается то, что начиная с 1980 по 2010 год, система комплектования и управления войсковыми соединениями афганской армии строилась по советскому образцу, сама армия до сих пор оснащена вооружением советского производства. Для НАТО военная задача снабжения афганской армии западным оружием — это лишняя головная боль. Это связано с высокими ценами, обучением военного персонала, частичной перестройкой военной инфрастуктуры.
«СП»: — Не кажется ли вам, что российское общество будет против ввязывания в афганские проблемы?
— Не будет, если увидит, что это способно реально устранить наркоугрозу, которая оттуда идет. Афганские власти не в силах взять ситуацию под контроль, США вообще не хотят решать эту проблему. Значит, нужно внедряться в Афганистан, помогать создавать там крепкое правовое государство. Предвижу иронию: мол, создайте сначала у себя. Так то оно так, но, видимо, нужно делать это одновременно, другого выхода нет.
Из досье «СП»
Общая численность коалиции США и НАТО — 119 819 человек
1. Австралия — 1455
2. Австрия — 3
3. Азербайджан — 184
4. Албания — 295
5. Армения — 40
6. Бельгия — 575
7. Болгария — 540
8. Босния и Герцеговина — 10
9. Великобритания — 9500
10. Венгрия — 360
11. Дания — 730
12. Германия — 4590
13. Греция — 75
14. Грузия — 925
15. Канада — 2830
16. Иордания — 6
17. Ирландия — 6
18. Исландия — 5
19. Испания — 1555
20. Италия — 3400
21. Латвия — 170
22. Литва — 245
23. Люксембург — 9
24. Македония — 240
25. Малайзия — 40
26. Монголия — 195
27. Нидерланды — 380
28. Норвегия — 500
29. Новая Зеландия — 205
30. ОАЭ — 15
31. Польша — 2630
32. Португалия — 250
33. Румыния — 1750
34. Сингапур — 30
35. Словакия — 300
36. Словения — 70
37. США — 78430
38. Турция — 1740
39. Украина — 15
40. Финляндия — 80
41. Франция — 3750
42. Хорватия — 295
43. Черногория — 30
44. Чешская Республика — 500
45. Швеция — 530
46. Эстония — 160
47. Южная Корея — 270
Силы Талибана
Талибан — радикальное исламистское движение (суннитского толка), зародившееся (не без активной помощи спецслужб США) в Афганистане среди пуштунов в 1994 году, правило Афганистаном с 1996 по 2001 гг. («Исламский Эмират Афганистан») и регионом Вазиристан на севере Пакистана («Исламское государство Вазиристан») с 2004 года по настоящее время.
После терактов 11 сентября 2001 г. США начали «контртеррористическую операцию» против Исламского Эмирата Афганистан и при поддержке Северного Альянса свергли режим талибов. Талибы ушли в подполье и частично отступили в соседний Пакистан (провинции региона Вазиристан), где они объединились под началом Хаджи Омара. С начала 2000-х годов Вазиристан является оплотом движения Талибан. Талибы оттеснили традиционных племенных вождей и в 2004 году захватили фактическую власть в регионе.
14 февраля 2006 на территории Северного Вазиристана было объявлено о провозглашении независимости и создании Исламского Эмирата Вазиристан (ИГВ). Позднее, несмотря на попытки пакистанской армии восстановить власть Исламабада, территория ИГВ расширилась за счёт большей части провинции Южный Вазиристан.
17 декабря 2007 пакистанские талибы объединились в организацию «Техрик Талибан-и-Пакистан». Во главе «Техрик Талибан-и-Пакистан» встал командир из вазиристанского пуштунского племени Масуди — Байтулла Масуд.
В феврале 2009 года талибы захватили 30 пакистанских полицейских и военнослужащих в долине Сват. Они предъявили требования пакистанскому правительству об официальном введении в долине Сват законов шариата, на что правительство вынуждено было согласиться. Вскоре после этого талибы установили контроль над провинцией Бунер.
В Афганистане талибы фактически контролируют более 70 процентов территории. В зонах их контроля запрещены алкоголь, наркотики, проституция, учеба женщин.
Западные военные эксперты считают, что у талибов боеспособных регулярных солдат около 25 тысяч, однако они могут призвать еще до 40 тысяч опытных бойцов. Такие массовые призывы в армию предшествовали всем основным военным операциям «Талибана».
Кроме того, в Афганистане находятся от 8 до 12 тысяч исламских экстремистов, приехавших для того, чтобы вести джихад. Они лучше организованы, чем талибское ополчение и часто лучше вооружены. Арабские отряды, как их часто, называют, финансируются Усамой бен Ладеном, что упрочило его политическое положение в стране.
Другие иностранцы, воюющие в Афганистане на стороне талибов, из Пакистана. В основном, это выпускники медресе и члены военизированных исламистких группировок (Харакат-уль-Муджахедин, Сипа-е-Сахаба и Лашкар-е-Джангви).
Вооруженные силы талибов перемещаются, в основном, на грузовиках. Эти грузовики называют Аху (олень), на каждом может разместиться до 30 бойцов. У крупных отрядов есть легкие пушки, а иногда и довольно сложные системы противовоздушной обороны. Есть и танки, но, по оценкам западных экспертов, их немного. Поскольку техобслуживания в талибском ополчении практически не существует, танки часто бросают при отступлении.
Военных самолетов у талибов около 40, больше половины Су-20 и Су-22, однако встречаются и истребители МиГ-21. Большая часть самолетов старые, они используются для нанесения воздушных ударов независимо от наземных операций. Психологический эффект от таких ударов выше, чем физический.