Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Американскому F-35 обломали крылья. Наша работа!

Почему Су-57 приковывает внимание всего мира к китайскому Чжухаю

22110
На фото: истребители пятого поколения ПАК ФА (Т-50)
На фото: истребители пятого поколения ПАК ФА (Т-50) (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Российские истребители пятого поколения Су-57 впервые побывают на международной выставке вооружений. С 12 по 17 ноября в китайском Чжухае состоится одно из важнейших военно-промышленных мероприятий года — Airshow China. В авиасалоне примут участие более тысячи представителей из 47 стран мира.

Первостепенным событием Airshow China станет демонстрационный показ двух истребителей Су-57Э. Один борт перелетел в Чжухай своим ходом, а второй был позже доставлен самолетом Ан-124.

Сразу следует пояснить: в Китае представлены не Су-57, а два опытных Т-50. От серийных «пятьдесят седьмых» они отличаются конструкцией и бортовой авионикой. Поэтому в официальных релизах российской оборонки обе машины имеют приставку «Э» (экспортная модель).

Читайте также

Западники на Airshow China. Докопались до заклепок?

Появление российских истребителей пятого поколения в Китае уже вызвало бурю эмоций в иностранных СМИ. И тут злую шутку с ними сыграло то, что это опытные машины. Западные эксперты наперебой рассказывали, что российские машины не доведены, имеют массу проблем с конструкцией и отличаются низким качеством сборки.

И конечно, главным «хитом» стали болты, использующиеся для крепления элементов конструкции российских истребителей. Они разных типов и не однообразны. Но главное, по мнению экспертов, — их было слишком много. Все обсуждение в результате сводилось к нехитрому тезису об отсталости российского авиапрома, который делает низкокачественные и нетехнологичные машины.

Понятно, что все такие «накаты» — откровенная пропаганда. Глупо ожидать доведенной конструкции серийных Су-57 от двух опытных машин. Последние, к тому же, в ходе проекта неоднократно проходили переделки. На них менялись элементы конструкции, узлы и агрегаты, появлялось и убиралось новое авиационное оборудование.

В свою очередь, не только китайские, но и в целом профильные военно-промышленные издания и интернет-ресурсы стран Глобального Юга отнеслись к российским истребителям очень хорошо. Два Су-57Э уже назвали гвоздём будущего Airshow China.

Но давайте все-таки без предвзятой критики и ура-патриотизма попробуем понять, какой экспортный потенциал есть сейчас у российских истребителей.

Американский F-22 уже покойник

Российский проект истребителя пятого поколения Т-50 еще до начала серийного производства вызвал большой интерес на международном рынке. Известно, что на базе этой машины Россия и Индия даже планировали совместно создать перспективный боевой самолет. Эта работа получила индекс FGFA — Fifth Generation Fighter Aircraft.

К сожалению, FGFA ждала сложная судьба. Работы по нему несколько раз переносились. В 2018-м проект хотели закрыть. Позже Москва и Нью-Дели договорились о его продолжении. Но спустя три года Индия все-таки вышла из проекта.

Несмотря на это, интерес иностранных покупателей к оригинальному Су-57 не ослабевает. С новинкой внимательно ознакомились представители уже нескольких стран мира.

Пока среди потенциальных покупателей «пятьдесят седьмого» просматривается только Алжир. О том, что военно-политическое руководство этой страны заинтересовано в российском истребителе известно еще с 2019 года. В частности, на фотографии высокопоставленного алжирского военного в его на кабинете хорошо видна масштабная модель Су-57.

Другие заинтересованные страны вроде бы не проявляют особой активности. Почему? Сейчас промышленная линия по выпуску «пятьдесят седьмых» работает только на обеспечение Воздушно-космических сил России. Истребитель пятого поколения — крайне востребованная машина в зоне СВО. Поэтому по объективным причинам сроки реализации контракта могут серьезно сдвигаться.

Но не только время останавливает потенциальных покупателей. По многим своим показателям Су-57 — слишком высокотехнологичная машина с избыточными боевыми возможностями. Российский проект истребителя пятого поколения создавался для борьбы с американскими F-22. Для уверенной победы над «американцем» на борту «пятьдесят седьмого» размещено большое количество сложного радиоэлектронного оборудования.

К примеру, крылья и фюзеляж скрывают сразу несколько (!) радиолокационных станций. Такое решение обеспечивает пилоту истребителя непрерывный контроль обстановки на 360 градусов. Машина буквально «нафарширована» оптико-электронными системами, которые предупреждают о подлете ракеты или внезапной атаке.

Но в мире ничтожно мало стран, для которых актуальна борьба с F-22. К тому же они предпочитают реализовывать свои проекты. К примеру, Китай уже достиг существенного прогресса в создании истребителя пятого поколения J-20.

В то же время более дешевый F-35 уже поставляется большими партиями в десятки стран. И для потенциальных покупателей Су-57 как раз борьба с американскими «пингвинами» (как на военном сленге называют F-35) находится в приоритете.

Читайте также

Но для российского истребителя пятого поколения, повторимся, F-35 — очень легкая цель, тем более в экспортном исполнении. Потенциал Су-57 избыточен. Поэтому многие страны не готовы платить серьезные деньги за машины, чьи возможности будут использоваться от силы на 30%.

Загадочный CheckMate

Проблема избыточности возможностей Су-57, разумеется, хорошо известна российским авиастроителям. Поэтому возник проект облегченной версии истребителями пятого поколения, который получил индекс Су-75 и маркетинговое обозначение CheckMate.

«Семьдесят пятый» как раз и позиционировался как убийца пингвинов. Это однодвигательный истребитель пятого поколения с отличной маневренностью. На его борту стоит современное радиоэлектронное оборудование. Но при этом CheckMate не перегружен избыточными возможностями. По первым расчетам борт для потенциальных покупателей выглядел бюджетно и очень заманчиво.

Сразу следует отметить, что новинка была инициативной разработкой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Ростеха. Все работы по истребителю ведутся за счет госбюджета. В то же время Минобороны РФ сразу же открестилось от Су-75. Новинка была представлена в 2021 г. на МАКСе. Но через пару месяцев, на выставке-форуме «Армия», CheckMate отсутствовал даже в виде масштабных моделей, не говоря о показе «живого» борта.

Оставим за скобками сложные взаимоотношения авиастроителей и Минобороны. Но надо признать, что без поддержки военных проект сразу начал терять свои возможности.

Особенности современного рынка вооружения заключаются в том, что покупатели отдают предпочтения изделиям, которые стоят на вооружении стран-изготовителей. В противном случае заключить контракты нереально.

Хотя еще в 1990-е ситуация была диаметрально противоположная. Многие заинтересованные страны входили в проект еще на стадии опытных работ. Так, к примеру, родился авиационный хит 2000−2010-х — истребитель Су-30. В начале 1990-х эта машина была бумажным концептом. Но Индия согласилась оплатить дальнейшую разработку и испытания.

Что-то подобное произошло и с зенитным ракетно-пушечным комплексом (ЗРПК) «Панцирь». Его стартовым заказчиком стали Объединенные Арабские Эмираты. И ОАЭ хорошо вложились в разработку и дальнейшие испытания новинки.

Читайте также

К сожалению, те времена ушли безвозвратно. Поэтому перспективы Су-75, особенно на фоне того, что все силы российского авиастроения брошены на разработку и серийный выпуск техники для СВО, кажутся призрачными.

Не всё так плохо

На первый взгляд, перспективы российских истребителей на международном рынке вооружений выглядят довольно пессимистичными. Су-57, конечно, будут брать. Но очень ограниченный круг стран. К тому же покупатели скорее всего будут ограничиваться двумя десятками машин. А судьба более дешевого и коммерчески привлекательного Су-75 теряется в тумане.

Но не все так печально, как кажется. Специальная военная операция создала еще один сумасшедший «хит» на международном рынке. Речь идет об истребителе поколения 4++ Су-35. Сейчас «тридцать пятые» (наравне с Су-34) — основная рабочая лошадка ВКС РФ в СВО.

Причем, Су-35 показал себя многофункциональной машиной. Они способны применять с высокой эффективностью дальнобойные ракеты «воздух-воздух» Р-37. А ещё — бороться с украинскими средствами ПВО и поражать наземные цели управляемыми ракетами и бомбами с модулями планирования и коррекции.

Анализ боевых возможностей Су-35 показывает, что при наличии на борту штатных средств радиоэлектронной борьбы и разведки «Хибины» российский истребитель даже в дальнем воздушном бою гарантированно поражает американский F-35. Про ближний бой и говорить не приходится. Тут у тяжелого «пингвина» нет ни единого шанса против «тридцать пятого» с изменяемым вектором тяги.

Кстати, в настоящее время российские авиастроители уже реализуют несколько экспортных контрактов на поставку Су-35.

Здесь куется победа

Все материалы по теме (55)
Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня