
В последнее время обстановка в Средиземном море оказалась в явной информационной тени боевых событий на Украине. Но напрасно. Потому что многие так и не осознали, что, увы, присутствие нашего флота в тех широтах к сегодняшнему дню и на неопределенное время фактически свернуто. И это настоящая беда для России. В том числе — и для нашей непрекращающейся битвы за Украину.
Все для нас в Средиземном море окончательно стало ясно в минувшем апреле. Но для пущего уяснения возникшей ситуации сначала коротко — о предистории образовавшейся гигантской военно-политической проблемы для Москвы.
Сначала после декабрьского (2024 года) государственного переворота в Сирии, когда, свергнув Башара Асада, к власти в Дамаске пришли радикальные исламисты во главе с Ахмедом Хусейном аш-Шараа, за голову которого американцы всего несколько лет назад обещали награду в 10 миллионов долларов.
Как и следовало ожидать, тотчас буквально в воздухе подвисла судьба российской военно-воздушной базы в Хмеймим и военно-морской — в Тартусе. А как иначе, если даже в Сенате не слишком сочувствующих нам США тогда прозвучало, что произошел «внезапный захват этой страны исламистскими экстремистами»? И «Сирия теперь контролируется ответвлением «Аль-Каиды» *?
Совершенно естественно новый режим в Дамаске немедленно вступил в открытый торг с Москвой о том, что с нашими базами делать дальше? А для пущей прозрачности своих намерений тут же объявил о расторжении договора с российской стороной об управлении портом Тартус? Подписанного в 2019 году и рассчитанного, между прочим, на 49 лет.
На всякий случай мы в январе 2025 года одновременно начали масштабную эвакуацию морем и Хмеймима, и Тартуса, общая численность гарнизонов которых в разное время составляла от 3 до 15 тысяч российских солдат и офицеров.
Для чего с Балтики и с Севера к берегам Сирии были присланы большие десантные корабли «Иван Грен», «Александр Отраковский» и «Александр Шабалин». А также очень вместительные морские транспорты, давно работающие в интересах Минобороны РФ.
Одновременно корабли постоянного оперативного соединения ВМФ РФ, базировавшиеся в Тартусе, до прояснения обстановки на всякий случай покинули его причалы. И, как сообщают западные издания, не вернулись к ним до сих пор.
Во всяком случае, еще пару недель назад натовское издание Defense Romania со ссылкой на западные разведывательные источники опубликовало важную и для нас статью под заголовком «Не имея постоянной базы в Средиземном море, корабли российского флота вынуждены временно стоять в портах Египта и даже Алжира».
От этой унылой безысходности мы попытались было опереться на Ливию. И даже, как утверждают, успели перебросить туда часть воинского имущества из Хмеймима и Тартуса. А еще, по сведениям западных СМИ, якобы приступили к строительству новых военных баз в Аль-Хадим около Бенгази и близ Матан-эль-Сарра на границе с Чадом и Суданом.
Однако тут же, в феврале 2025 года, в Бенгази для встречи с начавшим слишком очевидное военно-политическое сближение с Москвой главнокомандующим ВС Ливии фельдмаршалом Халифом Хафтаром примчался заместитель командующего Африканским командованием США (AFRICOM) генерал-лейтенант Джон Бреннан.
Высокий гость отвесил расчувствовавшемуся Хафтару пару комплиментов по поводу того, как высоко Вашингтон ценит «усилия Верховного командования Вооруженных сил Ливии по укреплению безопасности и стабильности, а также по борьбе с терроризмом и экстремизмом».
Очевидно, попутно заверил в возможности снять хотя бы часть санкций. Посулил финансовую и военно-техническую помощь. И новости о начавшемся было «переселении» российских баз из Сирии в Ливию как-то совершенно иссякли в лентах мировых новостей.
В ответ Москва попыталась было активизировать вялотекущие с 2017 года, но безрезультатные пока с переговоры с руководством Судана.
Об обустройстве на участке его побережья на Красном море такого же пункта материально-технического снабжения ВМФ РФ, который мы пока то ли имеем, то ли уже утеряли в Тартусе. Это тоже вызвало немедленный отпор со стороны администрации Дональда Трампа.
В конце апреля неназванный представитель Госдепартамента США публично предупредил, что «Соединенные Штаты знают о предполагаемом соглашении между Россией и Вооруженными силами Судана (СВС) о создании российского военно-морского объекта на побережье Судана.
Мы призываем все страны, включая Судан, избегать любых сделок с российским оборонным сектором, которые могут повлечь за собой серьезные последствия, включая санкции в отношении организаций или лиц, связанных с такими сделками".
А на случай, если африканцы окажутся вовсе уж непонятливыми, угрожающе добавил: «Развитие такого объекта или любой другой формы сотрудничества в сфере безопасности с Россией еще больше изолирует Судан, углубит текущий конфликт и создаст риск дальнейшей дестабилизации региона».
Таким образом, те немногие боевые корабли и вспомогательные суда, которые мы к нынешней весне еще имели в Средиземном море и которые составляют пока некое подобие могучей Средиземноморской эскадры времен СССР, к сегодняшнему дню оказались совершенно бесприютными.
К тому же их тыловое снабжение из Севастополя и Новороссийска сделала невозможным Турция, с началом нашей спецоперации на Украине наглухо закрывшая не только для нас черноморские проливы.
Исходя из этого, руководство ВМФ РФ было просто вынуждено продолжать постепенное сворачивание и без того крайне скудного в последние год-два военного присутствия России в Средиземном море.
Первым из еще остававшихся там боевых кораблей 18 апреля к месту своего постоянного базирования в Североморске из Тартуса отправился новейший многоцелевой фрегат «Адмирал Головко». Дальнобойные и высокоточные ракеты «Калибр» на борту которого могли из Сирии держать под прицелом всю Европу. И тем заставлять НАТО хотя бы изредка оглядываться в его сторону.
Следом за «Адмиралом Головко» проливом Гибралтар курсом на Балтику в сопровождении буксира «Евгений Чуров» (Балтфлот) проследовала единственная остававшаяся в Средиземном море дизель-электрическая подводная лодка Б-265 «Краснодар». Тоже, кстати, со знаменитыми «Калибрами».
Вообще-то «Краснодар» организационно входит в состав не Балтийского, а Черноморского флота. Однако путь домой для нее был перекрыт решением Турции о перекрытии Босфора и Дарданелл, о которых сказано выше. Поэтому у экипажа выбора не было. Только — в Кронштадт или Балтийск.
Что оставалось у нас в Средиземном после этого? Из боевых кораблей — единственный, черноморский фрегат «Адмирал Григорович». О горькой, хотя одновременно и героической службе которого вдали от Родины стоит рассказать отдельно.
В нынешний оказавшийся почти нескончаемым боевой поход к берегам Сирии «Адмирал Григорович» вышел (хоть мало-мальски знакомым с реалиями флота в это трудно поверить, но это так!) 27 октября 2021 года. Думалось — максимум на полгодика. Но, как выяснилось, скоро четыре года, как «давно мы дома не были… цветет родная ель. Как будто в сказке-небыли, за тридевять земель».
Понятно, что руководство нашего флота все это время осуществляло и продолжает осуществлять регулярную ротацию экипажа аналогичными специалистами из Севастополя. Иначе моряки фрегата рисковали бы просто рехнуться от кошмарных реалий эдакой службы.
Но как быть с самим кораблем, который, как ни крути, нуждается в постоянном техническом обслуживании агрегатов и механизмов?
В межпоходовых и регламентных ремонтах? В регулярных докованиях, наконец. Без которых подводная часть и забортная арматура корпуса фрегата в теплых водах ракушками и водорослями обрастает так, что о его заложенных конструкторами скоростных характеристиках и показателях управляемости можно просто забыть?
Все, что Родина смогла сделать для «Адмирала Григоровича» за эти неполные четыре года почти непрерывной боевой службы — однажды, в мае 2023-го, устроить ему недолгую «командировку» на Балтику. На калининградский судостроительный завод «Янтарь», на котором заслуженный фрегат и появился в свое время на свет.
В Калининграде «Григоровича» как смогли — подлатали. Но уже в ноябре того же года снова проводили в Средиземное море. Откуда по сей день он больше не выбирался ни разу.
Но согласитесь: один «Адмирал Григорович» — это как-то маловато, чтобы хотя бы с огромной натяжкой утверждать, будто постоянное оперативное соединение ВМФ России в Средиземном море хоть как-то продолжает нести свою вахту. Видимо поэтому туда же в помощь этому российскому «летучему голландцу» с Балтики прислали корвет «Сообразительный». Который 24 апреля прошел пролив Гибралтар и уже бросил якорь возле Сирии.
Таким образом, у России на сегодня в тех на глазах закипающих ближневосточных водах осталось аж два боевых корабля. Им в помощь — корабль радиоэлектронной разведки «Виктор Леонов» и средний морской танкер «Вязьма». Оба приписаны к Северному флоту.
Как говорится: на этом — все, «расчет закончен».
На самом деле, на фоне внушительных боевых возможностей 6-го флота ВМС США, на фоне начавшихся 5 мая у берегов Сицилии крупнейших учений НАТО с участием флагмана ВМС Британии авианосца «Принц Уэльский» с истребителями F-35B Lightning на борту, а также кораблей ВМС Испании, Норвегии, Канады, Турции, Португалии и других стран НАТО, включая США, это не просто мало для хоть сколько-нибудь значимой защиты российских интересов на Ближнем Востоке и в северной Африке. Это фактически почти полный и ничем не прикрытый военно-морской ноль.
К сведению: что на сей раз армада западных союзников отрабатывает возле Сицилии — бог весть. Но вот, к примеру, три года назад почти в этих же координатах авианосная ударная группа ВМС США во главе Harry S. Truman в ходе крупномасштабных учений Neptune Strike 2022 («Удар Нептуна-2022») репетировала ни много, ни мало — ракетно-бомбовый удар по нашему Калининграду.
Для этого с авианосца в воздух были одновременно поднята пара десятков истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Super Hornet и самолётов радиоэлектронной борьбы 1-го палубного авиакрыла (CVW-1).
Которым для выполнения беспрецедентно сложной миссии пришлось пролететь сквозь небо Румынии, Северной Македонии, Венгрии, Хорватии, Словакии чтобы оказаться над Польшей, Литвой, Латвией и Эстонией.
И лишь после этого, отработав массированную атаку позиций русских, «Хорнеты» тем же порядком без посадки вернулись на Harry S. Truman вблизи Италии.
Если учесть, что к обеспечению условного удара по Калининграду и Балтийскому флоту ВМФ РФ в тот раз были привлечены ещё самолеты-разведчики E-8C и самолеты топливозаправщики Boeing KC-46 с авиабазы Рамштайн (Германия), стратегические разведывательно-ударные беспилотники MQ-9А Reaper с авиабазы Сигонелла (Италия), то станет понятным, что небо натужно гудело почти над всей Европой.
Тогда, в 2022-м, для учебно-боевого противодействия действиям американцев ВМФ России тоже предпринял очень резкие действия. С Тихого океана в Средиземное море в сопровождении большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» и танкера обеспечения «Борис Бутома» был прислан ракетный крейсер «Варяг».
Главный калибр которого — 8-тонные противокорабельные ракеты П-1000, принятые на вооружение ВМФ России сравнительно недавно — в 1987 году, как нельзя более подходят именно для борьбы с авианосцами. Да они специально и разработаны для этой цели.
Будут ли натовцы и сегодня репетировать нечто подобное? Не исключаю. Во всяком случае, нельзя не обратить внимания, что как раз 5 мая, в день начала учений альянса у Сицилии, в небе над Черным морем неподалеку от Новороссийска впервые за долгое время появился и долго крутился там американский самолет-разведчик P-8 Poseidon. Да и взлетал он не откуда-нибудь — с авиабазы Сигонелла в той же Сицилии.
Только нет уже у нас теперь в Средиземном море ракетных крейсеров. Да и почти ничего нет из ударных боевых кораблей. И это не просто грустно. Тревожно!
* «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.