Режим ливийского лидера Муамара Каддафи пал. Эта новость стала центральной для всех агентств мира еще в воскресенье. И ничего не менял тот факт, что к утру понедельника под контролем верных Каддафи сил еще оставалась примерно пятая часть Триполи, в том числе и квартал Баб эль-Азизия, в котором расположена официальная резиденция главы государства. Ничего не могли изменить танковые контратаки, которыми остатки армии полковника в то же утро пытались вернуть себе хотя бы часть утраченного. В том, что для режима все кончено, убеждало тут же начавшееся масштабное бегство ключевых фигур прежнего политического истеблишмента Ливии. В выходные страну покинули глава МВД Наср аль-Мабрук Абдалла, глава совета директоров Ливийской национальной нефтяной корпорации Омран Букра, а также ближайший помощник Каддафи Абдель Салам Джеллуд.
В руках то ли повстанцев, то ли мятежников — это кому как нравится в зависимости от политических пристрастий — оказались все три оставшихся в живых сына лидера ливийской революции. В том числе и его официальный преемник Каддафи Сейф Аль-Ислам, еще за сутки до пленения обещавший биться с врагами до последнего. Где сам Муаммар Каддафи? К вечеру понедельника это не было известно. Но где бы он ни был, полковник наверняка слышал обращенные к нему слова торжествующего победу президента Соединенных Штатов Барака Обамы. Суть выступления Обамы была такова: Триполи вырван из лап тирании, а Каддафи должен признать свое поражение и уйти.
Говорят, в случае бегства ливийского лидера, убежище ему готовы предоставить Венесуэла, Чад, Ангола и Зимбабве. Но там он будет интересен разве что Гаагскому международному трибуналу, через который в последние годы Запад «пропускает» большинство своих высокопоставленных врагов.
Словом, главная цель длившейся полгода операции НАТО, видимо, достигнута. И, надо признать, очень вовремя. Ведь 20 сентября даже чрезмерно вольно трактуемый западными союзниками мандат Совета Безопасности на установление бесполетной зоны над Ливией истекал. А без него продолжение беззаконных ударов по ливийской территории выглядело бы совсем уж по-разбойничьи. Поэтому с Каддафи натовцам надо было кончать любой ценой. Однако пока не вполне понятно, каким образом им удалось внести перелом в вялотекущую военную кампанию, уже породившую невиданные раздоры в рядах союзников по Североатлантическому альянсу.
В самом деле, еще месяц назад ничто не указывало, что Каддафи будет свергнут. Триполи выглядел твердыней. Полковник презрительно называл своих врагов крысами и предрекал скорый конец даже Североатлантическому альянсу. Не слишком значительные в стратегическом отношении мелкие ливийские города на побережье Средиземного моря переходили из рук в руки. Из лагеря противников ливийского лидера доносилась нешуточная грызня, итогом которой стало убийство военного лидера повстанческих сил 67-летнего генерала Абдель Фаттаха Юниса.
Внезапно в конце прошлой недели все круто переменилось. С чего-то вдруг осмелевшие и волшебным образом научившиеся воевать враги Каддафи поперли стеной. В ходе операции «Русалка» они с ходу захватили важнейший город Эз-Завия в 40 километрах от Триполи и тем отрезали столицу страны от нефтедобывающих районов. Вечером в субботу начался штурм главного города страны, в котором прятался Каддафи с сыновьями. Решительное наступление не прекращалось, несмотря на невиданные на этой войне потери — до 1300 человек убитыми только за выходные дни. Крепко стоявшая на позициях 30-тысячная ливийская армия куда-то испарилась. И для Каддафи все кончилось раньше, чем он успел добежать до тунисской границы. Как это удалось воинственным оппозиционерам?
Пока предположений больше, чем фактов. Судя по сообщениям из Ливии, от ударов высокоточным оружием летчики НАТО перешли к «ковровым» бомбардировкам. Во-первых, потому что дорогостоящие бомбы и ракеты с лазерным наведением в Европе почти закончились. Во-вторых, бить с воздуха по всему, что шевелится, по принципу «кто не спрятался — я не виноват» — страшнее для тех, кого выбрали мишенями. И мысль о том, что надо поднимать руки, чтобы хоть как-то прекратить этот кошмар, становится доходчивей.
Кроме того, до конца непонятна пока роль британского, французского и голландского спезназов. Несколько месяцев назад убедительные доказательства их пребывания на ливийской земле международной общественности предоставили ливийские военные. Что можно отрицать, если несколько групп иноземных «коммандос» попросту были захвачены в плен? Правда, потом отпущены на все четыре стороны в качестве жеста доброй воли. Участвовали или нет спецназовцы НАТО в штурме Триполи? Возможно, мы так этого и не узнаем, подробности такого рода операций редко предаются гласности.
Подробности и первые итоги поражения Муамара Каддафи «Свободная пресса» обсудила с президентом Академии геополитических проблем, генерал-полковником Леонидом Иващовым.
«СП»: — Леонид Григорьевич, стремительность свержения ливийского лидера вам не напомнило падение Багдада и столь же быстрое устранение от власти Саддама Хусейна?
— Примерно так же все и произошло.
«СП»: — Известно, что иракских генералов американцы просто подкупили. С окружением Каддафи, которое тоже подозрительно быстро разбежалось, этот метод тоже сработал?
— Уверен, что был и подкуп. То, что в одной операции сработало, естественно попробовать вновь. В Ливии, к тому же, наверняка использовали межплеменные противоречия, коррупционные схемы и так далее. Но тут не это оказалось главным. Ливийскую армию НАТО смогло оставить без боеприпасов, без топлива, без связи. В течение нескольких месяцев с воздуха методично и безнаказанно выбивались склады, командные пункты и узлы связи. Не случайным был этот единичный пуск ракеты «Скад» ливийскими военными на прошлой неделе.
«СП»: — Жест отчаяния?
— Безусловно. Ничего и никого эта устаревшая ракета и не могла поразить. Пытались создать хотя бы видимость сопротивления, оттянуть штурм Триполи. Армия Каддафи осталась практически безоружной — вот основная причина произошедшего. В то же время инструкторы из стран НАТО за несколько месяцев сумели подготовить достаточно боеспособные подразделения мятежников. Научили их воевать, вооружили. То есть, создали другую ливийскую армию. Поработали среди населения. Дали денег, перетянули на свою сторону. Самим западным союзникам не пришлось вести наземные операции — в этом коренное отличие от «Бури в пустыне» в Ираке.
«СП»: — Что теперь ждет Ливию? Некоторые предрекают ей судьбу Сомали. Без власти, без правительства, с войной «все против всех».
— Не думаю, что будет Сомали. В Сомали нефти нет, поэтому она Западу неинтересна. В Европе и в США все равно, что там происходит. А в Ливии нефти очень много. Ее надо прибрать к рукам. Для этого нужна хоть какая-то, но власть. Запад такую власть обеспечит. Даст денег, чтобы большинство населения и элиты было довольно. Разморозят те же капиталы, что отняли у Каддафи, и которые лежат в европейских и американских банках.
«СП»: — А вариант Ирака с террористическими актами, «Аль-Каидой» и прочим возможен?
— Это реально. Сопротивление, партизанская война будут наверняка. Однако вряд ли в столь широких масштабах, как в Ираке. Часть племен, которые были близки к Каддафи, станут драться. Но для серьезной партизанской войны не окажется главного раздражителя — иностранных оккупационных войск. Солдат НАТО в Ливии не будет. Только инструкторы и советники.