
Совместными усилиями ФСБ и российской армии сорваны планы по производству на Украине баллистических оперативно-тактических ракетных комплексов «Сапсан». Предприятия ВПК незалежной, пытавшиеся выпускать эти изделия, надолго выведены из строя.
«В результате проведенной совместной специальной операции, — говорится в сообщении ФСБ, — нанесено огневое поражение объектам военно-промышленного комплекса Украины, задействованным в создании оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК)».
Киевский режим планировал использовать ракеты для ударов вглубь России, втайне развивая собственную программу на основе технологий и запасов, оставшихся от СССР, — с ведома представителей НАТО.
Военный эксперт, редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков напоминает, что Украина давно занималась баллистическими проектами, собираясь создать ракету средней дальности:
— Основными производственными единицами выступали «Южмаш», КБ «Южное», Павлоградский химический завод, который занимался утилизацией ракет по договору РСМД. Но у них там из первой ступени выплавлялась ракетное топливо, а из него делались противотанковые, противопехотные мины. Ещё в кооперации участвовал Шосткинский завод, который занимался вопросами создания боевой части.
Были даже сведения, что на этих предприятиях хотели создать ракеты с ядерными боеголовками, и одна из причин начала СВО как раз связана с тем, чтобы не допустить получения киевским режимом ядерного оружия, которое бы применили, понятно против кого.
Этим проектом по линии военно-технического сотрудничества, занимались специалисты ФРГ, которые хотели заполучить собственную «баллистику», свой ОТРК. Ведь монополия на баллистические комплексы в блоке НАТО принадлежала США. Но немцы же всегда старались создать что-то свое, как, например, ракеты «Таурус».
Они пытались держаться где-то на уровне США, как минимум — от них не зависеть. Сам проект стартовал достаточно давно, но активно начал разрабатываться как раз в то время, когда на Украине произошел майдан и незалежная, как говорится, легла под НАТО. И немецкие специалисты ввязались в эту работу.
В 2018 году пусковую установку «Сапсан» показали на параде в Киеве. Объявили, что будет запущена в серию. По характеристикам вначале предполагалось, что ракеты полетят на 500 километров, потом на 750. Были сведения, что работали над версией, которая должна была иметь дальность в тысячу километров.
Первую, скажем так, «запятую» в этом проекте поставило наше военное командование, когда ударило по «Южмашу» и уничтожило основную сборочную площадку в подземных бункерах под этим заводом. Там собирались все компоненты, было технологическое оборудование, оснастка, работали специалисты с Украины, из Германии, даже из Соединенных Штатов. Испытания ракеты, запуск баллистических ступеней проходили в том числе на полигонах США.
После того, как по «Южмашу» четырежды ударили — казалось бы, всё, производство прекращено. Но на вторичных производствах: в Шостке и Павлограде — работа продолжалась.
Поэтому нужно было поставить жирную точку. Когда были определены все эти цели, цеха, куда перевезли и где попытались создать «Сапсан», по ним был нанесен точечный сокрушительный удар.
«СП»: Вы почему-то не упомянули советские «Точку У», ОТРК «Гром-2», ПКРК «Нептун»?
— Да, в основе проекта была изначально «Точка У» советского производства. Потом на Украине делали «Гром» на её основе, и его тоже показывали на парадах, на Крещатике. Даже запускали в мелкосерийное производство. Но у него дальность 300 километров. Это производство тоже было нами уничтожено.
Киевский режим все время кричал о том, что имеет право наносить удары вглубь нашей территории, и никто ему не указ. Давно пытался создать свой проект, но скрывал, что делает его вместе с немцами.
После «Грома» велись другие разработки. Для «Сапсана» немцы передавали технологии по системе управления и навигации, которые могли бы увеличить дальность полета.
То есть, в принципе, работа шла полным ходом. Они были близки к реализации, когда по «Южмашу» хорошо прилетело. Мы фактически сорвали их серийное производство, которое было налажено в подземных бункерах.
Эти дублирующие цеха — на случай ядерной войны — создавались ещё в Советском Союзе. Там имелись все технологические линии по сборке. Руководство СССР предполагало, что если даже начнется ядерная война, то ракетное производство, разрушенное сверху, не будет прекращено, работая под землей.
«СП»: Насколько актуальными были наработки? Просто брали советский планер и вставляли туда современную начинку?
— Нет, там всё полностью перепроектировали. Был налажен замкнутый технологический цикл. Зеленский, кстати, об этом проговорился, сказав, что всё должно производиться на Украине, из собственных комплектующих.
Компоненты связанные с системой навигации, головки самонаведения все-таки поставлялись из-за рубежа.
Но ракетный двигатель, первая твердотопливная, ракетная ступень производились украинскими мощностями: Павлоградским и Шосткинским заводами.
«СП»: Но теперь они уже, скорее всего, не прилетят к нам?
— Самое главное, уничтожили не только технологическую оснастку. Её можно восстановить. Главное, это специалисты.
«СП»: По ним тоже прилетело?
— Думаю, да. Когда мы наносили те удары, очень сильно возмущался Фридрих Мерц. Вспомните, он грозил нанести удары по российской территории? Думаю, был как раз тот самый момент, когда это производство было уничтожено, — предполагает эксперт…
Помимо мест сборки, наши спецслужбы определили также пути транспортировки через Восточную Европу комплектующих двойного назначения, включая электронные модули управления и гироскопические системы.
Они поставлялись через мелкие фирмы в Польше и Чехии. Формально товары числились как «предназначенные для авиамоделизма» или «гражданской навигации», но фактически использовались в ракетной электронике.
По азиатскому направлению через ОАЭ и Турцию проходили партии высокоточных подшипников, композитных материалов для корпусов и топливных смесей. Эти компоненты приобретались у производителей в Южной Корее и на Тайване.
Установлено, что несколько украинских исследовательских групп сотрудничали с лабораториями в Канаде и Великобритании под видом «совместных космических программ».
На деле часть полученных технологий: программное обеспечение для навигационных систем, алгоритмы коррекции траектории — интегрировалась в военные проекты.
А ещё наши хакеры при погонах вскрыли серверы украинских НИИ, что позволило получить проектную документацию, план-графики испытаний и сведения о контрактах с иностранными поставщиками.
В результате наших профилактических ударов уже к середине 2024 г. украинская ракетная программа потеряла свою целостность. Часть проектов была официально заморожена из-за невозможности восполнить критические компоненты, другая — из-за разрушения производственных мощностей.
Киев попал в полную зависимость от поставок натовских ATACMS и Storm Shadow, что сделало работы украинского ВПК более предсказуемыми для контролирующих его западных хозяев.
Сводки СВО, новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».