Израиль объявил палестинскому движению ХАМАС 36-часовой ультиматум. Как заявил министр финансов Израиля Юваль Штайниц, если ракетные обстрелы его страны не прекратятся, армия будет вынуждена приступить к масштабной военной операции.
Напомним: 14 ноября 2012 г. Израиль приступил к осуществлению операции «Облачный столб» против боевиков ХАМАС в ответ на ракетные обстрелы со стороны сектора Газа. В настоящий момент боевые действия ведут только военно-воздушные силы Израиля, но руководство государства заявляет о готовности использовать и наземные войска.
Лидеры арабских государств взывают к мировой общественности и говорят о борьбе палестинского народа за право жить на своей земле. При этом традиционно обходится вопрос о том, что ракеты боевики ХАМАС направляют не на военные объекты, а на жилые дома и объекты социальной инфраструктуры в израильских городах. Не замечается и тот факт, что жертвами так называемых смертников на протяжении уже многих лет становятся обычные жители. Остается вне зоны внимания и то, что движение ХАМАС наотрез отказывается признать Израиль как государство.
29 ноября Палестина намерена поставить в Генассамблее ООН вопрос о повышении своего статуса до «государства-наблюдателя» с признанием за ней границ 1949−67-х годов.
Как происходящее в Газе в преддверии голосования способно повлиять на мнения других государств? И на что рассчитывают в этой связи палестинские политики? Что конфликт затянется и мировых лидеров удастся убедить в том, что только повышение статуса автономии сможет успокоить, как они выражаются, «борцов за независимость»?
Кстати, необходимо отметить, что, в отличие от ФАТХ («Движения за национальное освобождение Палестины»), ХАМАС («Исламское движение сопротивления») официально считает себя не борцами за независимость, а подразделением международной организации «Братья-мусульмане». Цель у этой мировой сетевой структуры — устранение неисламских правительств и установление исламского халифата во всемирном масштабе.
И вот сейчас, на фоне конфликта, движение ФАТХ, которое считалось более-менее способным к переговорам, объявило об объединении с ХАМАС. «Мы ставим точку в нашем разделении», — сказал представитель руководства ФАТХ Джибриль Раджуб на митинге в Рамалле. То есть, если раньше можно было надеяться на то, что основная часть Палестины, расположенная на западном берегу Иордана, готова к конструктивному диалогу, то сейчас командованию израильской армии необходимо будет учитывать и возможную угрозу оттуда. И если в прежние годы боевики обстреливали Израиль самодельными ракетами, летящими куда попало, то сегодня в их арсенале иранские заводские образцы, способные достать практически любой израильский населенный пункт. Обстрелу уже подверглись Тель-Авив и Иерусалим.
Комментарий президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского.
«СП»: — Долго ли будет продолжаться конфликт?
— Пока не будет восстановлен полный контроль над сектором Газа. Раз в три года или чаще подобные конфликты будут происходить, в этом сомневаться не приходится. Потому что условного инстинкта, как у собаки Павлова, у находящихся в Газе террористов нет — они не никак не поймут, что если начать обстреливать территорию Израиля ракетами, то израильтяне будут отвечать. Это происходит или от тупости обстреливающих, или из-за идей тех, кто их направляет. В первую очередь, руководства Ирана.
«СП»: — Можно ли говорить о формировании антиизраильской коалиции на Ближнем Востоке? Боевики из Газы обстреливают уже не самодельными ракетами, а поставленными из Ирана. Официальные лица из Тегерана постоянно говорят о необходимости уничтожить Израиль. В Сирии идет война против более-менее светского Асада, в которую вмешивается Турция. Насколько значимой для разных сил в регионе может стоять в повестке дня тема противостояния с Израилем?
— Любое исламистское государство в регионе будет видеть в центре своей риторики Израиль. И не важно, идет ли речь об Исламской Республики Иран, или о становящейся все более религиозной при Реджепе Тайипе Эрдогане Турции, или о Египте под руководством представителя «Братьев-мусульман» Мурси. Говорить о том, что это коалиция, бессмысленно, так как военного союза против Израиля у этих стран не складывается по причине диаметральной противоположности их интересов. Взять хотя бы ситуацию в Сирии — интересы Тегерана и Анкары противоречат друг другу. Сегодня Израиль находится в той же ситуации, в которой находится уже 65 лет. Во враждебном окружении, которое ничего с ним не может сделать и не сделает. Исключительно от израильского руководства будет зависеть зачистка плацдармов, которые Иран создал в Газе и южном Ливане, до состояния, когда с этих плацдармов Израиль прекратят обстреливать.
«СП»: — Вы говорите, что у государств на Ближнем Востоке противоречащие друг другу интересы. Но в чем же причина их общей ненависти к еврейскому государству?
— Просто нет ни одной другой темы, в которой все страны региона могут быть единодушны. Хором они могут произнести только какую-нибудь гадость в адрес Израиля. Никакой другой идеей, кроме антиизраильской риторики, объединить коррумпированную элиту и нищающее население на исламской улице не получится.
«СП»: — Чем объяснить, что действия антизападных исламистских сил на Ближнем Востоке и цивилизованных европейских стран идут часто в одном фарватере? Запад активно поддержал свержение довольно светских режимов в Египте и Ливии и получил там приход к власти радикальных исламистов. В Сирии со светским Асадом борются никак не сторонники демократии, но Франция признает оппозицию как законное правительство и заводит речь о возможности поставки боевикам оружия. Не выглядит ли это странно?
— Здесь роль играют некомпетентность, непрофессионализм, отсутствие стратегического мышления, личная жадность и готовность к подкупу со стороны нефтяных монархий Персидского залива у представителей элиты Запада. Помимо этого, Катар, Саудовская Аравия и исламизирующаяся Турция имеют хорошие лоббистские возможности. Уровень дилетантизма в западной элите колоссален. Из западной политики ушел реализм, там доминируют благоглупости вроде той, что выступления народа против диктатора — это всегда хорошо.
Комментарий вице-президента Академии геополитических проблем Константина Соколова:
— Сам по себе факт мобилизации 75 тысяч резервистов в Израиле говорит о том, что война не будет однодневной. Опасность сегодняшних событий усугубляется ситуацией в Сирии. Мы знаем, что в Сирию пошли иностранные боевики, прежде всего, с территории Турции, активно помогает боевикам Катар. Но и Асада приезжают поддерживать добровольцы из других стран. Там начался процесс интернационализации конфликта, и теперь он может распространиться на соседние страны.
«СП»: — Есть ли опасность, что в условиях отсутствия общероссийского единого проекта развития идеи радикального ислама могут овладеть умами значительной части людей на Северном Кавказе и в Поволжье?
— Такая опасность есть. Происходящее на Ближнем Востоке докатится до России достаточно быстро. Конфликт двинется в сторону Ирана, а это уже регион Каспия. Если боевые действия начнутся в Иране, то нарушатся стратегические связи между этой страной и Китаем, который получает из Ирана энергоносители. Есть опасность подрыва стабильности в Средней Азии. Сделать это будет несложно, так как экономическое положение большинства жителей там очень тяжелое. Оттуда конфликт перейдет в Россию. Перенесению будет способствовать обстоятельство, что одномоментно прекратить связи с бывшими республиками СССР будет нельзя: многие имеют родственные связи с нашей страной, владеют русским языком и адаптированы к нашей реальности.
«СП»: — Можно сказать, что пока Израиль остается «главным призом» для исламистских сил, у России остается время для раздумий?
— Я бы не называл Израиль буфером, потому как главные политические вопросы там не решаются. Но Израиль входит в очень опасную для себя ситуацию. Это видно по нервной обстановке вокруг переговоров между израильским премьером Натаньяху и президентом США Обамой.
«СП»: — Какие шаги по урегулированию конфликта может предпринять Россия? Тем более что в Израиле проживает немало людей, имеющих помимо израильского и российское гражданство.
— Израиль никогда не проводил пророссийскую политику и нашим союзником не является. Вполне возможно, что наши репатрианты захотят вернуться. Если конфликт будет развиваться по описанному мною сценарию, то в Россию хлынут волны беженцев. Мы должны подготовиться к гуманитарной катастрофе. Думаю, это максимум, что мы можем.
Взгляд из Тель-Авива
Израиль расширяет войсковую операцию «Защитный столп» в Газе. Точкой отсчета начала операции считается ликвидация командующего военным крылом Хамаса Ахмада Джабари, уничтоженного израильским ударным беспилотником 14 ноября. Ликвидации Джабари предшествовала череда вооруженных провокаций боевиков ХАМАС на границе между Израилем и Газой.
После «арабских революций» в Египте и Ливии, ХАМАС использовал хаос и начал грабеж складов ливийской армии для пополнения своих арсеналов современными видами оружия и ракетами. Поток вооружений идет в Газу также из Ирана и от террористической организации «Хизболла», обосновавшейся в Ливане и также тесно связанной с Ираном.
Три месяца назад делегация ХАМАСа во главе с Махмудом Захаром и Марваном Исса посетила Тегеран и Бейрут, где подписала военные пакты с Ираном и «Хизбаллой». Затем ХАМАС резко перешел к эскалации войны против Израиля. Только в октябре боевики 48 раз обстреливали израильскую территорию, выпустив в 127 ракет. Одновременно велся огонь по пограничным патрулям.
23 октября в результате диверсии около КПП «Кисуфим» был тяжело ранен капитан бригады «Гивати» Зив Шилон.
Утром 6 ноября западнее кибуца Нирим, к югу от КПП «Кисуфим» (центральная часть границы с сектором Газы), палестинские боевики атаковали израильский армейский патруль, ранения получили трое израильских солдат.
8 ноября боевики попытались взорвать израильский танк, находившийся вблизи границы — ими был прорыт на глубине четырех метров туннель под пограничной полосой и заложено несколько сотен килограммов взрывчатки под местом предполагаемого базирования тяжелой военной техники. С помощью дистанционного управления был произведен подрыв.
Тогда никто не пострадал, но уже через два дня, 10 ноября, боевики ХАМАС обстреляли противотанковой ракетой израильский патрульный джип. При обстреле был тяжело ранен израильский офицер.
В ответ на провокации министр обороны Израиля Эхуд Барак заявил 11 ноября, что Израиль возлагает ответственность за неспровоцированные нападения на террористическую организацию ХАМАС и оставляет за собой право нанести ответный удар. И уже 14 ноября была проведена ликвидация военного руководителя Хамаса Джабари.
ХАМАС обрушил на израильские города и села шквал ракет — впервые под ракетным обстрелом палестинских террористов оказались не только приграничные населенные пункты, но и крупнейшие города Израиля — столица страны Иерусалим и Тель-Авив.
За пять дней военных действий, с 14 по 18 ноября, палестинские террористы выпустили более 1.000 ракет по Израилю. Около 300 из них были сбиты системой ПРО «Железный купол». В ходе ракетных обстрелов погибли трое израильтян, более сорока были ранены.
В ответ ЦАХАЛ нанес удары по 1.100 целям в секторе Газы. На первом этапе главной задачей стало уничтожение пусковых установок, шахт и складов иранских ракет «Фаджар», доставленных в сектор Газы через Судан и Египет, а также самодельных ракет M75. Были ликвидированы несколько лидеров и полевых командиров боевиков ХАМАС. Потери в Газе составили более 70 человек убитыми, около 600 раненых. Есть жертвы среди мирного населения, как правило, это связано с тем, что объекты террористической инфраструктуры (в том числе, шахты для запуска ракет среднего радиуса) располагались в жилых кварталах. По данным ЦАХАЛа, убиты не менее 40 террористов.
Израильская армия наращивает мощь ударов по Газе. Министр обороны Эхуд Барак разрешил командованию ЦАХАЛа расширить антитеррористическую операцию в секторе Газы и утвердил призыв дополнительных подразделений резервистов.
С учетом ранее призванных резервистов для участия в операции и поддержки будут призваны более 75 тысяч солдат и офицеров. В числе призываемых по срочной повестке — «цав 8», — военнослужащие-резервисты седьмой бронетанковой бригады, парашютно-десантных войск, мотопехотных бригад «Гивати» и «Голани», штурмовых подразделений инженерно-саперных войск. Сборные пункты резервистов размещаются в школах, занятия в которых прекращены из-за ракетных обстрелов.
ЦАХАЛ приведен в полную боевую готовность, во многих частях и соединениях отменены отпуска военнослужащих.
Начальник генерального штаба генерал-лейтенант Бенни Ганц и высшее командование Армии обороны Израиля настаивают на незамедлительном проведении наземной операции в Газе. Израильская армия готова к проведению массированной операции, включающей в себя вторжение сухопутных войск в Газу.
Главным символом сухопутной операции в Газе является бронированный бульдозер D-9, прорубающий пути для наступления пехоты и танков в плотно застроенных хаотичных кварталах восточного города.
Опыт предыдущих операций Израильской армии показывает, какой тактики будут придерживаться войска. В бой идут боевыми группами, в состав которой входят бронированные бульдозеры D-9, танки и тяжелые БТР. Впереди — пара бронированных бульдозеров D-9, это огромные машины высотой с двухэтажный дом, оснащенная 3-метровым многотонным щитом.
Бульдозеры идут друг за другом, так чтобы их щиты перекрывали протраленную ими дорожку для следующей за ними боевой техникой. Бульдозеры щитами полностью разрушают улицы, причем щиты выполняют роль тралов. Тем самым осуществлялась саперная зачистка территории от многочисленных фугасов и растяжек (ожидается, что боевики ХАМАС плотно заминируют всю территорию Газы), одновременно полностью разрушаются многоэтажные дома, где были обнаружены огневые точки противника. Огневые точки подавляются огнем танковых орудий, затем дома сносятся бульдозерами.
С воздуха наступающие войска поддерживаются боевыми вертолетами и беспилотниками, наносящими ракетные удары, по целям, которые даются с земли командирами наступающих войск.
При перемещениях пехоты и спецназа внутри плотной насквозь простреливаемой городской застройки используется также нестандартные методы — спецназ и пехота специальными средствами прорубают стены домов и перемещаются от дома к дому не по открытым пространствам, а через проломы в стенах соседних домов. Тем самым удается избежать потерь среди бойцов.
По мере захвата новых кварталов осуществляется фильтрация местного населения — все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет доставляются на фильтрационные пункты, где с ними интенсивно работают специалисты войсковой разведки и конртрразведки.
Населению, не ушедшему вовремя с места боев, запрещается покидать свои дома — на улицах по всему, что движется, открывается огонь на поражение.
Фото: EPA/ ИТАР-ТАСС/ JIM HOLLANDER