Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Армии и войны
4 января 2013 11:08

Блогер под ружьем

Государственные структуры в интернете ведут борьбу за имидж и расправляются с врагами

206

Интернет становится таким же полем боя, как и традиционные места сражений — ведь по степени воздействия на общественное мнение результаты пропагандистских операций не уступают успехам, достигнутым с помощью оружия. Высокие технологии во всемирной сети могут использовать как армии, так и политические институты. И направлены они могут быть на создание отрицательного образа как внешнего агрессора, банд террористов, так и мирной политической оппозиции. Наглядно это увидеть можно на примере Израиля и России.

В ходе боевых действий, развернувшихся в секторе Газа в ноябре 2012 года, израильская армия, наряду с традиционным оружием на поле боя, впервые широко использовала интернет и социальные сети для ведения разъяснительной и пропагандистской работы с миллионами интернет-пользователей по всему миру. На официальных сайтах израильской армии в Twitter и Facebook можно было практически в реальном времени следить за ходом операции «Облачный столп». На эти сайты подписаны более двух миллионов человек, на них ежедневно заходили зарубежные журналисты, освещавшие конфликт. Израильские военные считают, что с помощью активного воздействия на социальные сети удалось склонить общественное мнение на сторону Израиля.

Использовать интернет для ведения военных операций в Израиле решили несколько лет назад. По данным швейцарского издания Le Temps, в июне 2007 года министр обороны Эхуд Барак и глава военной разведки генерал Амос Ядлин приняли решение сделать кибервойну одним из столпов военной стратегии. Наряду с разнообразными технологическими видами кибервойны, в Израиле получило развитие и такое новое направление как активное воздействия на общественное мнение посредством New Media: через социальные сети, сайты обмена файлами, форумы и поисковые системы. Впервые же армия стала использовать интернет в ходе операции в Газе в 2009 году. Тогда лейтенант Элиза Ландес попыталась донести информацию об операции для журналистов с помощью сайтов Facebook и YouTube.

Неожиданно инициатива лейтенанта завоевала широкую популярность в интернете — ее видео материалы и пропагандистские тексты смотрели более двадцати миллионов пользователей всего мира, на их основе формировали свое мнение о событиях в Газе.

Высокое военное начальство убедилось в эффективности активных мероприятий в социальных сетях. Лейтенант Ландес получила под свое начало десять солдат и финансирование в объеме почти двух миллионов долларов и приступила к выполнению новых заданий в интернете и социальных сетях.

Как считают израильские эксперты, социальные сети дают две возможности. Первая — вести разговор. И это не улица с односторонним движением, это взаимное общение. Израильская армия хочет в нем участвовать. Вторая — возможность обходиться без посредников. Таких, как традиционные СМИ. Военные хотят разговаривать с аудиторией напрямую, поскольку считают, что порой посредник не представляет точку зрения ЦАХАЛа так, как следовало бы. Сегодня ЦАХАЛ действует практически на всех доступных интернет-платформах.

Идеологию New Media изложила офицер израильской армии подполковник Авиталь Либович, отвечающая за службу информационной войны в интернете:

«Мы стараемся охватить как можно больше людей по всему миру, не получающих необходимую информацию через ее традиционные источники. Мы хотим наладить контакты с этой аудиторией и влиять на нее по мере возможностей».

Понимают израильские военные и то, что для пропагандистской работы в киберпространстве необходимы специально подготовленные кадры: в социальных сетях необходимо вести себя иначе, нежели в казарме. С этой целью вводятся специальные курсы в военных училищах и академиях. Младшим офицерам, командирам рот и батальонов рекомендуется открывать свои личные блоги в социальных сетях, насыщая их фотографиями и видео-материалами.

Сегодня в службах кибервойны Израильской армии задействованы тысячи специалистов-компьютерщиков. По некоторым данным, их число превышает личный состав пехотной дивизии, что весьма немало для страны с населением менее 8 млн. человек.

В России, как рассказывает бывший работник отдела спецпропаганды, военный эксперт Вадим Соловьёв, к пропагандистской работе в интернете в случае конфликта не готовы:

— Армию долгое время у нас пытались отрезать от интернета. Бытовало мнение, что с помощью сети враги могут узнать секреты. Сейчас отношение к достижениям техники меняется. Но и сегодня интернет не особо распространен в войсках. К тому же, воинские части, как правило, находятся в глухих местах, где никакого интернета нет. Есть армейская сеть, но она используется сугубо в военных целях. И я не знаю такой организации, в которой были бы специальные люди для ведения пропаганды в интернете. Есть сайт министерства обороны, но это, наверное, единственное, что можно назвать. Отдел спецпропаганды существует и сейчас, но там больше ориентируются на распространение печатных материалов.

Опыт войны в Южной Осетии 2008 года, после которой в течение длительного времени российская армия во всём мире была представлена как агрессор, похоже, мало интересует руководство страны. Но это вовсе не означает, что в России эффективность кибервойны не осознали. Просто усилия государства в этой сфере направлены на полицейскую составляющую. Спецслужбы поняли ценность спецотделов по работе в интернете даже раньше, чем в израильской армии, и используют их не против банд террористов, а против инакомыслия. Хотя, как говорит не раз подвергавшийся кибератакам директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий, идеологический предпосыл у использующих интернет для пропаганды, везде одинаков:

— В Израиле очень умело смогли выставить внутренних врагов как внешних. Ведь палестинцы — это тоже израильтяне, но борьбу с ними представляют как борьбу с внешней угрозой. В России делают то же самое. У нас пытаются представить оппозицию как людей, чью деятельность оплачивают иностранные государства. Наш сайт «Рабкор» один раз вывели из строя очень основательно, уничтожив старую базу. Много раз делали неработоспособными профсоюзные сайты. Причем, насколько мы смогли выяснить, атаки шли от одного источника. Кибератаки — это серьезная проблема для оппозиции. У нас в стране идеологическую борьбу ведут в такой вот изощренной форме. Когда аргументов не хватает, просто уничтожают информационный ресурс.

Главный редактор оппозиционного сайта «Форум-МСК» Анатолий Баранов рассказал «СП» с какими атаками ему приходится иметь дело:

— Отбивать атаки приходится постоянно, это моя повседневная жизнь. Их можно разделить на несколько видов. Во-первых, существуют проплаченные люди. Обычно они пытаются «заболтать» тему. К примеру, у меня на сайте опубликована статья про железнодорожные войска. Люди пытаются вспомнить технические характеристики, спорят по делу. И вдруг в комментариях появляются огромные по объему стихи. Потом — большой пост на тему «русский народ вымирает, и в этом виноваты масоны». Расчет на то, что дискуссия завалится, люди начнут обсуждать что-то другое и интерес к теме пропадет. Второй вид атак — это применение технических средств для того, чтобы сделать сайт нерабочим. Взламывание сайтов — самое неприятное. Есть DDoS атаки — одновременное посещение сайта с большого числа компьютеров. Наш сайт, имеющий терабайтный канал, тоже пытались сделать нерабочим.

По оценке Анатолия Баранова, кибервойной в России занимается людей не меньше, чем в армии Израиля:

— Если говорить о порядке, то речь идет о тысячах людей. И самые мощные атаки могут организовывать государственные структуры. В отделе «К» работает не так много людей, но сложно сказать, сколько у них сексотов вне штата.

«СП»: — Не кажется странным, что государственные ресурсы тратятся на борьбу с политической оппозицией?

— Мне это не кажется странным. По идее, наш главный геополитический противник — это США. Но США контролирует весь интернет, сделать против них что-либо здесь сложно. Сложно представить и то, что наши спецотделы созданы для борьбы с террористами: те вряд ли будут на открытых форумах обсуждать свои акции. А вот против политической оппозиции эти спецотделы могут быть весьма успешными, — подчеркивает Анатолий Баранов.

Эффективность кибервойны в России поняли не только спецслужбы, но и коммерческие компании. В пресс-службах многих крупных корпораций сегодня есть специальные отделы, которые занимаются созданием положительного имиджа фирмы в социальных сетях. Такие сотрудники довольно быстро обнаруживают себя на форумах отличным знанием предмета обсуждения. И, как говорит Анатолий Баранов, в коммерческих разборках могут участвовать и спецслужбы:

— В принципе, этим занимаются во всех странах. Но у нас есть еще одна особенность: человек в погонах может выполнить частный заказ от какой-нибудь фирмы. Потом он получит своё вознаграждение в конверте за использование государственных ресурсов, — отмечает Анатолий Баранов.

Другая особенность кибервойн в России — это доступ к информации о ней у широкой публики. На сайтах, посвященных поиску работы, можно увидеть немало предложений вести блог и обсуждать определенные темы в социальных сетях. Требования к кандидатам самые простые: уметь пользоваться интернетом. Зарплаты за постоянный флуд предлагают весьма приличные. Да и у давно зарекомендовавших себя в качестве интересных авторов людей иногда можно встретить в блогах откровенную «заказуху». Еще два с половиной года назад оппозиционер Роман Доброхотов опубликовал список блогеров, которые писали совсем уж напыщенные положительные посты о полиции или тогдашнем мэре Москвы Лужкове.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня