В среду вечером командование сирийской армии заявило об ударе авиации Израиля по военному исследовательскому центру в Джамрае между Дамаском и границей с Ливаном. Говорится о двух погибших и пяти раненых. Как сообщило агентство «Рейтер» со ссылкой на дипломатические источники, в подвергшемся нападению центре могло производиться оружие массового поражения. Ранее вице-премьер Израиля Сильван Шалом заявлял, что его страна готова к проведению спецопераций в Сирии в случае угрозы попадания химического оружия в руки боевиков.
Одновременно с этим «Рейтер» сообщило об ударе Израиля по колонне с оружием, которая направлялась в Ливан для поддержки организации «Хезболла». Пока эту информацию сирийское командование не подтверждает.
«СП» уже рассказывала о возможном использовании темы оружия массового поражения для втягивания сторонних государств в гражданское противостояние в Сирии. Можно ли считать произведенные удары началом полномасштабной войны на Ближнем Востоке?
— С внутрисирийским конфликтом удар Израиля никак не связан, — говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — Для Тель-Авива предпочтительнее иметь одного вменяемого врага, который не допустит попадания оружия массового уничтожения в руки террористов. Конечно, большого восторга Асаду удары Израиля не приносят. Но Дамаск не бомбят, его армию никто не трогает. Если Асад не будет заниматься Израилем, то и Израиль его не тронет.
Израиль ликвидирует объекты, угрожающие его существованию, или караваны с оружием, которые могут быть опасны для его армии. Так было всегда: Израиль наносит превентивные удары, а не ждет, пока его сотрут в порошок. Есть информация, что удар был нанесен по центру, который занимался производством плутония. Судя по глухому молчанию Лиги арабских государств (ЛАГ), этой плутоний предназначался для Ирана. Исламистские режимы Персидского залива на самом деле рады тому, что Израиль ликвидировал иранскую проблему, которая и их проблема тоже. Израиль решил предотвратить опасность и поступил точно так же, как несколько лет назад, когда в той же Сирии разбомбил ядерные центры, работавшие по северокорейским технологиям. А что касается удара по колонне с оружием, то это были ракеты для «Хезболлы».
Ведущий научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института Востоковедения РАН Владимир Сотников считает, что независимо от мотивации израильского руководства ситуацию в регионе это не стабилизирует:
— Напрямую связывать удар Израиля по Сирии с позицией Запада нельзя. Запад уже ничего не ждет, потому что понял жесткую позицию России и Китая в вопросе принятия каких-либо резолюций в Совбезе ООН. Действительно, предлагаемые Западом документы неконструктивны, так как предполагают повторение ливийской ситуации. Вначале предоставляется оппозиции кусок территории страны, потом там спешно формируется альтернативное правительство, а затем усиливается вооруженное противостояние с официальными властями.
Однако Израиль своими действиями волей-неволей втягивается в сирийскую гражданскую войну. Тель-Авив при любом повороте событий внутри Сирии как страшного сна боится прихода там радикальных исламистов. Ему не нужна смычка радикального исламского правительства в этой стране, «Хамаса» в Палестине и «Хезболлы» в Ливане. Тогда Израиль окажется в джихадистском окружении. Но в целом втягивание Израиля во внутрисирийские события обостряют ситуацию. Опять происходит то, о чем предупреждала Россия: отсутствие мирного урегулирования подводит к большой региональной войне с участием многих государств. Мне хочется верить, что не будет такого масштабного втягивания войск некоторых арабских государств, Ирака, Иордании, Израиля. Но, к сожалению, события развиваются быстрее, чем предполагалось.
«СП»: — Лидеры арабских государств открыто говорят о поддержке боевиков в Сирии. Запад выделяет деньги на гуманитарную помощь, но велика вероятность, что эти средства тоже предназначены для войны с Асадом. Россия пока ограничивается только жесткими заявлениями.
— Ничего другого Москве не остается делать. Как раз все и ждут, что позиция нашей страны изменится, и тогда можно будет начать ливийский сценарий. К нам для консультаций приезжают некоторые лидеры умеренной оппозиции. Мы не можем отказаться от переговоров и дать «зеленый свет» прямой агрессии тех арабских государств, что ненавидят Асада. Если мы, к примеру, начнем поставлять в регион оружие, то это только расширит зону конфликта. Пока остается шанс прекратить насилие и начать разговор за столом переговоров. Пока некоторые лидеры оппозиции готовы к диалогу, необходимо действовать в этом направлении.
«СП»: — Есть ли у Асада возможность сохранить власть в нынешних условиях?
— На мой взгляд, у Асада точно есть несколько месяцев для лавирования. Сирийские войска успешно борются с оппозицией, отвоевывают захваченные участки. Тем более что у боевиков не столько успехов, сколько пиара, который поддерживают другие страны. Любое маленькое происшествие, любой сгоревший танк преподносят как большое достижение. У Асада есть еще задел по времени, которым он пользуется. К примеру, недавно сирийскими войсками были созданы официальные партизанские отряды. Они должны сражаться с боевиками их же методами. Асад осознает опасность и принимает грамотные решения. Мне сложно говорить о настроениях в сирийском обществе, но по моим наблюдениям довольно значительная часть граждан Сирии поддерживают правящий режим. Иначе было бы странно говорить об успехах в борьбе с оппозицией. Но успехи есть.