В ходе визита во французский Ле-Бурже, где в эти дни проходит юбилейный авиасалон, министр обороны Сергей Шойгу посетил стенд израильской компании IAI, одного из ведущих разработчиков и производителей беспилотных летательных аппаратов. Шойгу заинтересовал многоцелевой беспилотный летательный аппарат «Херон», который можно использовать в ударном варианте. Однако, представители израильской фирмы посетовали, что власти не разрешают им поставлять всю линейку продукции в Россию. «Но мы добьемся такого разрешения» -заверил представитель компании.
Реакция главы Минобороны оказалась не просто скептической, но, можно сказать, даже жесткой. «Пока вы его добьетесь, мы сами будем делать такие беспилотники», — пообещал израильтянам Сергей Кожугетович и добавил, что это важное направление, которому российское руководство уделяет очень большое внимание.
Напомним, война с Грузией в 2008 году показала: парк беспилотников российского производства безнадежно устарел. По сравнению с грузинской армией, оснащенной современными израильскими беспилотными машинами, российские войска подчас действовали «вслепую». Военное ведомство под началом Анатолия Сердюкова, казалось, сделало выводы и взяло курс на перевооружение и в этой области. При этом основная ставка была сделана на закупку импортной техники. Однако, уже вскоре выяснилось, что коммерческое сотрудничество между Россией и основным поставщиком — Израилем имеет «естественные» ограничения. Речь идет о негласном запрете на поставки в Россию «продвинутых» беспилотных аппаратов, который наложили США.
Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов напоминает, что первая сделка с Израилем была заключена по горячим следам российско-грузинского конфликта. Это были системы мини-класса Bird Eye 400 и аппараты тактического класса Searcher Mk II. Тогда же речь зашла о приобретении больших беспилотников «Херон», которые весят около тонны. Однако, израильское руководство отказалось продавать нам эти системы. Как говорят, под нажимом «вашингтонского обкома».
«СП»: — Какие еще есть препятствия кроме происков Вашингтона?
— Власти Израиля сами опасаются, что военные технологии попадут в страны, которые враждуют с еврейским государством. Например, в Иран или Сирию.
«СП»: — Придется ли России создавать ударный беспилотник «с нуля» или есть какие-то наработки?
— Такие работы ведутся в нашей стране. Однако чтобы довести до ума отечественный БПЛА может потребоваться не год и не два. К сожалению, Министерство обороны долгое временя не уделяло внимания этой теме. По большим беспилотникам задела практически не было. Необходимые работы были инициированы военными лишь два года назад. Компании «Транзас» и «Сокол» победили в конкурсе за право разработки больших БПЛА (в весовом диапазоне от 1 до 5 тонн). Можно предположить, что эти аппараты потенциально могут нести ударное вооружение. «Транзас» уже демонстрировал ударный БПЛА собственной разработки. Беспилотник под названием «Дозор-600» был впервые представлен на авиасалоне «МАКС-2009». Кроме того мы знаем, что компания «Сухой» делает большой беспилотник. О чем Михаил Погосян (президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» — ред.) говорил еще в прошлом году.
«СП»: — Сколько времени потребуется, чтобы наверстать упущенное?
— Приведу такой пример. Разработка беспилотных систем заняла у американских производителей около 15 лет. Причем, все они обкатывались в «горячих точках» типа Ирака и Афганистана. Что касается беспилотников мини-класса, то здесь у нас есть серьезные наработки. Несмотря на то, что Минобороны не финансировало эти работы, легкие БПЛА отечественного производства закупались другими силовыми структурами- ФСБ, МВД, МЧС. Кстати говоря, и прежнее ведомство Сергея Шойгу было в числе новаторов, применяя новые беспилотные технологии. Став главой военного ведомства, Шойгу и тут быстро доказал, что он прагматик. В Ле Бурже министр не пытался уязвить представителей израильской «оборонки». Просто Шойгу осознает, что разрешение на продажу современной техники в Россию вряд ли будет получено.
Вице-президент академии геополитических проблем Владимир Анохин уверен, что Россия вполне могла бы обойтись без импорта беспилотников.
«СП»: — Способен ли наш ВПК создать полноценную замену зарубежной технике?
— Конечно, Израиль в силу исторических обстоятельств является безусловным лидером в создании БПЛА. В условиях перманентного противостояния с арабским миром беспилотники — очень эффективное средство. В начале 1990-х, когда военно-промышленный комплекс сидел «на голодном пайке», многие конструкторы и ученые на одном лишь энтузиазме занимались этой темой. Потом пришло международное признание наших достижений в этой области. Российские компании принимали участие в международной кооперации, что позволило в короткие сроки догнать и перегнать израильтян. Те просто расслабились в тепличных условиях, созданных США. Так что Шойгу не блефует. Мы действительно в самое короткое время можем превзойти в этой области как израильтян, так и американцев. Тем более, что у нашего руководства есть политическая воля, а «оборонка» получает достойное финансирование. Не стоит забывать и про серьезную научно-техническую базу. Другое дело, что могут потребоваться годы, чтобы выйти на международный рынок с конкурентоспособной продукцией.
Член Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации Анатолий Цыганок уточнил, что первым от беспилотников отказался министр обороны Сергей Иванов. Он заявил, что БПЛА нам пока не нужны и могут потребоваться только после 2012 года. При следующем министре обороны — Сердюкове появилась мода на импортную военную технику.
«СП»: — Чем это мотивировалось?
— Все ведь знают, что такое «откат». Определить размеры таких «откатов» достаточно трудно. Тем более, что среди депутатов Думы только около 30 человек имеют допуск к данным о такого рода контрактах. В результате мы получаем парадоксальную ситуацию. Лет 25 назад наши беспилотники принимали активное участие в деятельности МЧС. БПЛА также осуществляли охрану границы. Даже «Газпром» прибегал к их услугам. При этом российская армия в них якобы не нуждалась.
Когда начали приобретать импортную технику, то таким образом чиновники скорее решали проблемы собственного кармана, чем проблемы Вооруженных Сил. Абсурд ситуации в том, что аппараты российского производства могли запускаться со стапеля. В отличие от импортных аналогов. Во всяком случае, израильские беспилотники взлетают только с аэродромов. Что неудивительно — в этой небольшой стране много аэродромов. К тому же в ландшафте преобладают плоские поверхности. Так что российские машины, как минимум, не хуже израильских. Причем, если десять лет назад перед БПЛА ставилась задача осуществлять предварительную разведку, то сейчас ситуация изменилась. Например, Грузия закупила у Израиля восемь беспилотников. Из них пять были разведывательными, а три — ударными. Такие разработки и у нас есть.
И не надо говорить, что мы умеем производить БПЛА только гражданского назначения. По большому счету это технология двойного назначения.
Фото: РИА Новости, сайт компании IAI