Конфликт Узбекистана и Таджикистана, вокруг строительства Душанбе Рогунской ГЭС принимает все более угрожающий характер, — предупреждают казахстанский политолог Марат Шибутов и профессор Военного колледжа армии США Стивен Бланк. По мнению этих экспертов, разные позиции по этому вопросу обеих сторон могут привести не просто к противостоянию, но даже к полномасштабной войне. Помимо Рогуна, серьезную обеспокоенность Ташкента вызывает и строительство аналогичного гидросооружения в соседнем Кыргызстане.
Проблема, сообщил г-н Бланк, заключается и в том, что если эти государства вступят в открытое противоборство — коллективные действия по борьбе с наркотрафиком и исламскими боевиками будут иметь мало шансов на успех: «Угроза, которую представляют исламские боевики для режимов Эмомали Рахмона в Таджикистане и Ислама Каримова в Узбекистане должна была бы диктовать Душанбе и Ташкенту, а также другим центральноазиатским государствам необходимость сплотиться перед лицом общего врага. Но руководство Таджикистана и Узбекистана, похоже, неспособно прислушаться к голосу разума и действует, по сути, вразрез собственным национальным интересам».
— Если Душанбе и Бишкек не сдадут назад, конфликт можно будет решить только силовыми методами, — поддерживает позицию американского профессора Марат Шибутов. — К 2014−2015 годам узбекская армия перевооружится, накопит силы, в том числе и за счет техники, которую американцы передадут ей после ухода из Афганистана. Но даже при наличии тех сил и средств, которыми Узбекистан располагает на сегодняшний день, он вполне способен вести войну на два фронта. Ташкенту нужна маленькая победоносная война.
Однако если это произойдет, в Таджикистане возобновится война гражданская, в один голос заявляют политолог и профессор.
Взаимоотношения между Таджикистаном и Узбекистаном оставались прохладными на протяжении большей части постсоветского периода, напоминает г-н Бланк. Но в последнее время дело приобрело особенно мрачный оборот. Руководство Узбекистана осуществляет экономическую блокаду в отношении Таджикистана, заблокировав железнодорожное сообщение и приостановив поставки электричества и газа в республику. Узбекские власти опасаются, что в случае достройки, гидротехнический объект ограничит поступление воды для хлопковой отрасли (наиважнейшей для Узбекистана), а также ослабит политические позиции Ташкента в Центральной Азии.
Таджикские власти убеждены, что «целью подобных действий узбекских властей является инспирация на этой почве очагов социального напряжения и роста недовольства населения страны в отношении руководства Таджикистана».
— В нашей стране, которая пережила гражданскую войну, начало новых митингов и революций может грозить самому существованию таджикской государственности, — откликнулся на действия Узбекистана лидер Общенациональной социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров.
Профессор Бланк считает, что три самые влиятельные державы, действующие на названной территории - США, Китай и Россия — крайне заинтересованы в разрядке напряженности. Но у них явно не хватает инструментов, чтобы понудить Ташкент ослабить давление на Душанбе.
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулеманов предрекает, что война в центральноазиатских государствах отразится мигрантскими волнениями в крупных российских городах, самые масштабные из них возникнут в Москве и Санкт-Петербурге: «Гастарбайтеры и сейчас активно конфликтуют между собой. В Перми, где располагаются крупные национальные общины, случились жесточайшие столкновения между приезжими из Таджикистана и Кыргызстана. Дрались на ножах.
Противостояние таджиков и киргизов переносится на территорию нашей страны.
В крупных российских городах, где гастрабайтеры составляют значительную часть населения, произойдут настоящие мигрантские войны".
«СП»: — Невеселая перспектива. Но к нам, наверняка, хлынут и внушительных размеров потоки беженцев в случае начала войны в Центральноазиатском регионе.
— Колоссальных размеров! Кому они нужны, кроме нас? Вначале жители этих республик хлынут в Казахстан, оттуда — к нам.
Многие мужчины из среднеазиатских стран давно работают в России, уже обустроились здесь и освоились. А их жены, дети и другие родственники побегут сюда. Станут перебираться целыми населенными пунктами.
«СП»: — Чем это грозит РФ?
— Число мигрантов возрастет многократно и стремительно. В аналогичном объеме и темпе увеличится количество межнациональных конфликтов. Кондопоги «вспыхнут» по всей стране!
Хотел бы сказать и о предпосылках возможного кошмара. Советские правители «нарезали», как считали нужным, территории Центральной Азии. Узбекское население оказывалось в Киргизии, таджикское, проживавшее в Узбекистане, попадало в Туркмению.
Межэтнические конфликты происходили и в бытность СССР, но выплеснулись разгоряченной струей после его распада. Противостояние существует по сей день.
И вот еще. В Кыргызстане очень либеральное законодательство по борьбе с религиозным экстремизмом. Страна превратилась в место, где могут пересидеть фундаменталисты из Узбекистана и Таджикистана. Официальные Ташкент и Душанбе считают, что Киргизия принимает у себя исламских фундаменталистов для того, чтобы затем переселить их в Узбекистан и Таджикистан с целью создания серьезных проблем. В 2005 году, во время событий в узбекском городе Андижане, боевики перебирались туда с территории Киргизии. Это усиливает противоречия между центральноазиатскими государствами.
Фото: TJKNEWS.COM