Отечественные учёные анонсировали создание нового материала, который может сделать Россию лидером по производству бронежилетов и вообще всех бронезащитных средств. Как сообщают «Известия», уже в 2015 году лёгкие керамические пластины на основе нанопорошка карбида бора должны быть задействованы в производстве. В перспективе «чудо-порошок» планируется использовать для создания бронежилетов, защиты техники и других военных объектов. Разрабатываемая ХК ОАО «Новосибирский электровакуумный завод «Союз» промышленная технология позволит в четыре раза уменьшить вес брони при увеличении эффективности защиты.
Как «Известиям» рассказали на предприятии, заявленная эффективность защиты личного состава и техники превышает современный уровень в 5−6 раз, а стоимость готовой продукции при этом будет на 15−25% ниже существующих комплексов защиты.
Ветеран антитеррористической группы «Альфа» Алексей Филатов уже выразил мнение, что новый материал может стать «такой же известной торговой маркой на рынке оружия и снаряжения, как автомат Калашникова». Бронеблоки на основе карбида бора предполагают защиту штурмовых бронежилетов от пуль калибра 7,62 мм. Броня для техники будет способна задержать пули калибра 12,7 мм и 14,5 мм. Для бронежилетов станут использоваться блоки, способные выдержать до пяти попаданий пуль на расстоянии 70 мм друг от друга.
Легкие броневые блоки для техники способны задержать восемь попаданий на расстоянии 100 мм друг от друга. Новый материал обеспечит защиту 98% от проникновения пули и, не снижая защитных качеств, может использоваться в диапазоне температур от -50°С до +50°С.
На разработку и внедрение технологии из федерального бюджета было выделено 145 млн рублей.
«Свободная пресса» два года назад писала о том, что наши предприятия, производящие средства бронезащиты, находились на грани уничтожения. Экс-министр обороны Сердюков собирался оставить их без работы, отказавшись от закупки отечественных касок и бронежилетов, которые, якобы, хуже западных образцов. И вот, спустя всего два года, анонсируется прорыв в мировые лидеры по производству бронезащитных средств. И тут возникают вопросы.
— Трудно поверить, что мы в нынешних условиях можем создать в области бронезащитных материалов нечто прорывное, чего нет в других развитых государствах, — говорит главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. — Поэтому о любых свойствах нового нанопорошка можно будет судить только после окончания комплексных войсковых испытаний.
«СП»: — А те бронежилеты, что производятся сегодня в России, уступают лучшим зарубежным образцам?
— Посещая полицейские выставки международного уровня, везде видишь импортные изделия, а не отечественные. Кроме того, если мы посмотрим на экипировку, в которую облачаются сотрудники Федеральной службы охраны, то увидим, что она во многом состоит из импортных образцов. Я, конечно, приветствую желание наших оборонщиков предъявлять миру передовые образцы своей продукции. Но одного желания мало. Пока у нас в области производства бронезащитной продукции есть ряд системных проблем. Она проигрывает лучшим западным образцам по целому ряду показателей. Но ситуация не смертельная. Думаю, что догнать Запад вполне возможно. Тем более, что создана Военно-промышленная комиссия при правительстве России, как раз для выявления направлений, на которых мы можем добиться положительных сдвигов в производстве вооружений и средств защиты.
Руководитель Центра высокопрочных материалов «Армированные композиты» Евгений Харченко считает, что «слухи» о незаурядных свойствах нанопорошка несколько преувеличены.
— Технология производства карбида бора и раньше была известна в России. Ещё 30 лет назад существовало производство этого материала. Мы владели на самом деле высокими технологиями производства керамики при температуре в несколько тысяч градусов. Всё это было на некоторое время утрачено. То есть наши коллеги сейчас просто восстановили то, что уже было. В России сейчас три завода, выпускающих керамические бронематериалы, два из них — в Санкт-Петербурге.
Несмотря на существующие в производстве проблемы, сейчас наши броневые керамики по своим качествам сопоставимы с западными образцами, но при этом — дороже. Это — существенный минус.
«СП»: — Можно ли предположить, что ваши коллеги сумели достичь прорыва, создав уникальный материал для производства средств бронезащиты?
— Эффективность средств бронезащиты можно рассчитать при соотношении защитных свойств бронематериала к его весу. Удельный вес карбида бора на 15−20% меньше, чем вес наиболее близкого по свойствам карбида кремния, широко выпускаемого в стране.
Американцы в своё время писали: для того, чтобы совсем на немного повысить прочность композитного материала, надо потратить миллион долларов.
То есть, данные приводятся явно завышенные. В лучшем случае, материал этот более эффективен на какие-то проценты. Но «НЭВЗ-Союз» занимается полезным делом. Надо не только восстанавливать прежние технологии, но и превосходить их.
Наше предприятие единственное в России выпускает щиты на основе бронекерамики. Им отдают предпочтение все силовики, поскольку они существенно легче стальных — почти вдвое. Если мы поставим рядом щит стальной и композитнокерамический, то они смогут защитить практически от всех видов огнестрельного оружия. Это называется шестой класс защиты. Но керамический щит при тех же качествах легче стального в 1,7- 2 раза.
«СП»: — Можно ли согласиться с мнением ветерана антитеррористической группы «Альфа» Алексея Филатова, что сегодня наши вертолёты МИ-8 практически никак не защищены?
— Нет, вертолёты защищены, но защищены металлической бронёй. Сейчас под моим руководством идёт активная работа по созданию бронематериалов на основе композитных материалов именно для вертолётов. Они будут реально созданы к 2015 году. Кроме того, что они надёжно защитят вертолёты, они будут значительно легче обычной брони, что даст дополнительные преимущества летательной технике.
Фото РИА Новости/ Вячеслав Реутов