Около 50 тысяч сирийских христиан попросили нашу страну предоставить им гражданство России. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич ответил, что вопрос может быть решен только высшим политическим руководством страны.
Как написали в своем обращении сирийцы, они любят свою землю и не собираются покидать ее. «Мы предпочитаем смерть скитаниям по лагерям беженцев. Поэтому мы будем защищать нашу Родину, честь и веру и не оставим земли, по которой ходил Христос», — заявили христиане охваченной гражданской войной страны. Российское гражданство им нужно для защиты со стороны нашего государства.
«Мы видим в Российской Федерации могучий фактор мира и стабильности во всем мире. Россия проводит твердую линию в защиту Сирии, ее народа и территориальной целостности. Мы неизменно чувствуем и поддержку Русской Православной Церкви. На протяжении веков христиане Востока знали: никто не заботится об их интересах так, как Россия. В час испытаний Россия всегда была с нами политически, экономически, в гуманитарном и иных аспектах», — отмечено в ходатайстве.
Понять сирийских христиан можно. С 2011 года они неоднократно становились жертвами расправ со стороны исламских террористов. Только готова ли Россия применить все возможные средства, возможно и военные, для защиты своих новоявленных граждан за рубежом? Новейшая история показывает, что не всегда. В 1999 году жители атакуемой НАТО Сербии обращались к Москве с похожей просьбой. Но тогда Кремль ответил отказом.
Правда, несколько лет спустя, Россия выдала свои паспорта в течение нескольких недель практически всем жителям Абхазии и Южной Осетии. И в 2008 году наша страна с помощью военной силы защитила своих граждан от грузинской агрессии. Последние годы российские паспорта активно выдаются жителям непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, а на все уговоры Запада вывести оттуда своих миротворцев Москва отвечает решительным отказом.
Но в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье живут люди, бывшие в советское время нашими согражданами. Сирия же была и остается зарубежьем дальним, не под какие программы о соотечественниках выходцы с Ближнего Востока не подходят. К тому же Кремль, активно поддерживая режим Башара Асада на дипломатическом уровне, всячески избегает даже разговоров о военном вмешательстве в сирийский конфликт.
— Предоставление гражданства сирийцам может быть осуществлено только как политическое решение. Но правовых основ никаких нет, — говорит вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов. — Поэтому я слабо верю, что Россия даст паспорта иностранным гражданам.
«СП»: — Если представить гипотетически, что паспорта выдадут, то сможет ли Россия защитить своих новых граждан?
— Защита предполагает несколько разных уровней. Речь не всегда идет о применении военной силы. Обычно своих граждан государство просто эвакуирует из зоны конфликта. Можно защищать людей на дипломатическом уровне, созданием общественного резонанса. Если захвачены заложники, то можно оказать помощь в их освобождении.
«СП»: — Но в Южной Осетии мы смогли защитить своих граждан силой.
— Там была совсем другая ситуация. В этой республике были наши миротворцы, которые действовали по мандату ООН. И на миротворцев напали. А чтобы просто идти войной на другое государство — это совсем другая история.
Ведущий научный сотрудник Института изучения Ближнего и Среднего Востока Института Востоковедения РАН Владимир Сотников замечает, что одной политической воли со стороны Кремля для предоставления нашего гражданства сирийцам будет мало:
— Наш МИД ответил очень правильно. Действительно, вопрос о гражданстве для сирийцев может решить только высшее руководство страны. На мой взгляд, вероятность этого есть. Но это очень сложный вопрос и он должен решаться совместно с сирийским руководством. Ведь он касается не только России, но и, прежде всего, Сирии. Поэтому всё будет зависеть от контактов между Москвой и Дамаском.
«СП»: — Руководству Сирии выгодно предоставление их гражданам российских паспортов?
— Так ставить вопрос нельзя. Сейчас в Сирии и власти, и оппозиции (за исключением радикальных исламистов) выгодны решения, которые ведут к миру. Насколько выгодно будет получение христианами российского гражданства, надо обсуждать на консультациях с официальным правительством Сирии.
В то же время директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин считает обращение сирийских христиан к России историческим шансом для нашей страны:
— Если Россия хочет продемонстрировать свою позицию по Сирии как последовательную, то вполне естественно было бы вслед за принятыми мерами завершить миротворческий процесс и дать возможность желающим сирийцам получить российское гражданство. Тем более, что наша страна уже делала подобным образом в Абхазии и Южной Осетии. Выдача наших паспортов была бы серьезным жестом в плане интеграции российских интересов в пространство Ближнего Востока, закрепления роли и влияния России в этом регионе. Мы бы представили себя как гаранта безопасности для народов. Особенно на контрасте с Соединенными Штатами Америки, которые сеют повсюду войну, кровь и тотальную дестабилизацию. Предоставление российского гражданства будет выглядеть как миротворческий жест и даст возможность укрепиться нашей стране в регионе.
«СП»: — Запад вряд ли простит России такие шаги.
— Куда ж деваться. Запад — это исторический противник России, постоянный геополитический оппонент. Россия и Запад — цивилизационные антиподы. Запад всегда использовал любую возможность для ослабления нашей страны, даже когда делал вид, что старается нам помочь.
Если мы будем озираться на Запад, то естественным шагом станет наше самоуничтожение. Собственно, так в свое время сделал Горбачев. При нем Советский Союз перестал существовать.
Запад всегда будет недоволен нами. Он был доволен, когда во время ельцинских реформ Россия распадалась на части, погрязла в коррупции, нищете и разврате, сокращалась на миллион человек в год. И тогда Запад даже не то что был доволен нами, а снисходительно смотрел: «Давай, Россия, всё правильно делаешь! Вперед двигай реформы!»
Апелляция к мнению Запада — это жест самоубийцы. Если Россия хочет перестать существовать, то она должна применять западные рецепты. Если же она хочет вернуться на мировую арену в качестве суверенной державы, то она должна внимательно слушать Запад и поступать противоположным образом. Тогда Россия сохранится и усилится.
«СП»: — Современное российское руководство готово послать в Сирию войска для защиты своих новых граждан?
— Нынешнее руководство к этому не готово. Войска надо было послать еще два года назад, когда ситуация не была столь тяжелой. И тогда бы разруха в Сирии не зашла бы так далеко. Если бы мы послали своих миротворцев, к примеру, отряды «кадыровцев», то положение не было бы столь тяжелым, как сейчас, когда ежедневно гибнут сотни людей, а государство под инициированным Западом террористическим натиском находится на грани экономического и социального развала.
Наши миротворцы могли погасить все события сразу. Потому что ни одна сила в мире не может одержать победу в прямом столкновении с российскими войсками. Нас можно победить только подковерными играми и обманом. Это всегда губило нас.
Нынешнее российское руководство не готово идти защищать Сирию военным образом. Но можно это сделать под флагом защиты своих граждан. Тогда наши элиты просто вынуждены будут преодолеть свой сакральный ужас перед Западом и исполнить тысячелетний долг государства, которое никогда не бросало своих людей на произвол судьбы.
«СП»: — Предоставление гражданства сирийцам может вызвать цепную реакцию. Тогда получить паспорта захотят и жители других стран, где неспокойно.
— В этом я не вижу ничего страшного. Наоборот, мы сможем реализовать идею постмодернистской сетевой империи. В противовес постмодернистской империи Соединенных Штатов. Россия тогда вернется в мир как симметричный полюс однополярной американской глобализации. Это будет авангардная прорывная модель. Россия завоюет уважение в мире, мы сами начнем уважать себя.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев