В Киргизию, на российскую военную базу «Кант» передислоцировано звено стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. Как заявил командующий войсками 2-го Командования ВВС и ПВО Центрального военного округа генерал-лейтенант Виктор Севостьянов, «принято решение об увеличении вдвое численности авиатехники на базе „Кант“». Также, по его словам, на базе планируются ремонтно-восстановительные работы на взлетно-посадочной полосе и рулежных дорожках. Возможно, бомбардировщики останутся в Киргизии на постоянной основе.
Надо отметить, что никогда прежде Ту-95МС на «Канте» не базировались. Эти стратегические ракетоносцы могут нести на борту ядерное оружие и охраняют воздушные рубежи России. Часть Ту-95МС и Ту-160 дислоцируется на авиабазе в Энгельсе (Саратовская область), еще 40 бомбардировщиков Ту-95МС находятся в Украинке (Хабаровский край).
Экипажи Ту-95 МС совершили над территорией Киргизии несколько пробных полетов в рамках стратегических учений. Но, понятно, защищать ракетоносцы будут не Киргизию — цели для них могут располагаться за несколько тысяч километров от «Канта».
Зачем понадобились ударные ракетоносцы на южноазиатском направлении? Значит ли это, что возле «мягкого подбрюшья» России становится слишком горячо, и для сдерживания напряженности понадобилась стратегическая авиация?
— Из «Канта» удобно бомбить Афганистан, — отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Поскольку расстояние довольно близкое, на борт можно взять много бомб — неизвестно, кстати, завезли их на «Кант» или нет. Другую цель сложно представить. Для участия в войне с нормальной страной, у которой хорошие вооруженные силы, база «Кант» совершенно не приспособлена. Она не прикрыта ни с воздуха, ни с суши — вообще никак, и является легкой добычей для противника.
«СП»: — Наличие бомбардировщиков такого класса — эффективный рычаг давления на талибов?
— Мне сложно сказать, насколько талибы вообще понимают, что такое возможности стратегической авиации.
«СП»: — Что должно произойти в Афгане, чтобы Россия пустила в дело Ту-95МС?
— Очевидно, должна начаться активная экспансия талибов на север, в Центральную Азию. Тогда стратегические Ту-95МС, видимо, можно использовать, чтобы просто снести все перевалы. С помощью тяжелых бомб и коврового бомбометания сделать невозможным проход на север. Другого варианта я не вижу.
«СП»: — Размещение звена стратегических бомбардировщиков — правильный шаг?
— Мы сами создаем себе проблемы, размещая в Киргизии эти самолеты. Мы их подставляем под удар диверсионно-террористических группировок. Мне удивительно, что стратегические бомбардировщики могут базироваться за пределами страны, в крайне нестабильном регионе, на плохо охраняемой базе. Причем в стране, которая даже не граничит с Россией. На мой взгляд, с точки зрения безопасности, это — чистое безумие…
— Размещение «девяносто пятых» на «Канте» обозначает стратегическое присутствие России в регионе, — уверен президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. — Это необходимо для баланса сил. Американцы из Центральной Азии не совсем уходят — например, сейчас правительство США финансирует реконструкцию киргизского аэропорта «Манас». Можно сказать, они остаются в регионе под различными личинами, и нам в этой ситуации необходимо делать ответные шаги.
«СП»: — Появление в Киргизии «девяносто пятых» связано с прогнозом обострения ситуации в регионе?
— Обострение вполне возможно, и готовиться к нему нужно. США и их западные сателлиты, а также Турция, Саудовская Аравия и Катар будут мстить нам за Сирию, не давать России поднимать свой геополитический статус. Сегодня, как мы видим, Россия в международных делах взлетела выше США.
В ответ нас могут атаковать и со стороны Кавказа, и особенно со стороны Центральной Азии, где у Турции сильные позиции. В этих регионах, как мы видим, террористическая активность только нарастает.
«СП»: — Мы будем подкреплять стратегическое присутствие реальным применением силы?
— Мы говорим только о демонстрации силы, мы не утверждаем, что эта сила будет непременно применяться. Звено Ту-95МС лишь показывает решительность политики государства в отстаивании интересов.
«СП»: — Считается, база «Кант» плохо защищена. Не подставляем ли мы стратегические бомбардировщики под удар террористов?
— Волков бояться — в лес не ходить. Обеспечивать безопасность самолетов будут киргизские военные. Полагаю, с соответствующими договоренностями проблем не возникнет.
Россия сейчас, можно сказать, снова выходит за свои границы. Раньше мы загоняли политику внутрь — ушли из Вьетнама, из военной базы Камрань, с Кубы — из Лурдеса. Но сейчас руководство страны осознало, что это — величайшая глупость. России нужно «выходить из себя», чтобы иметь геополитическое поле влияния за пределами наших границ. Именно это мы сейчас пытаемся делать…
— Появление бомбардировщиков — демарш против Китая в преддверии больших потрясений, которые ждут Центральную Азию, — считает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. — Сейчас главный конфликтный вопрос между Россией и Китаем — это судьба центрально-азиатского региона. Точно так же, как в свое время конфликт порождала судьба Тайваня в отношениях США-Китай.
Впрочем, нельзя исключить, что Ту-95МС предназначены для прикрытия бегства битых натовцев из Афганистана. Возможно, США сумели пролоббировать этот вопрос, поскольку натовской авиации довольно сложно действовать в Афганистане с имеющихся баз из-за негативной позиции Пакистана.
«СП»: — Но разве спорные вопросы между Россией и Китаем не решаются в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)?
— Ставка в споре между Москвой и Пекином будет разыгрываться без оглядки на ШОС. Перебросив Ту-95МС на «Кант» Россия показывает, что не собирается отдавать без боя Центральную Азию. Действия китайцев вряд ли будут прямыми уже сегодня. Но в условиях провокации — если, например, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе жестко проявится «Исламское движение Восточного Туркестана» — китайцы смогут сказать, что в ряде государств Центральной Азии власть не контролирует ситуацию. Что они превратили их в гнездо террористов, и следует стабилизировать положение в регионе военным путем.
Такую схему легко можно применить к Киргизии, где, кстати, китайцы вовсю строят стратегические дороги, пригодные для передвижения танковых колонн. Можно сказать, китайцы способы устроить в отношении Киргизии такой же демарш, какой американцы устроили в отношении Афганистана.
Это, конечно, чисто теоретическое рассуждение. Китайцы в регионе прежде всего опираются на договоренности с ключевыми игроками политического истеблишмента. Но под прессингом США и резким осложнением ситуации на Тихом океане, акт вторжения в Центральную Азию вполне вероятен.
Не секрет, что социальная обстановка в самом Китае стремительно осложняется, причем вовсе не в национальных регионах. Недавнее известие о взрыве самодельных бомб в провинции Шаньси неподалеку от Пекина — прямое тому подтверждение. В Китае уже происходит несколько тысяч столкновений с применением оружия в год между силами безопасности и рядовыми гражданами, и цифра постоянно растет. Это настолько сильное противостояние между «верхами» и «низами», что любая другая страна уже летела бы в тартарары.
Думаю, в этих условиях китайская экспансия в Центральную Азию становится вполне реальной угрозой. И ее, конечно, России не следует игнорировать…
Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин