Конгресс США принял сразу в двух чтениях закон о предоставлении Украине, Грузии и Молдавии статуса «союзников США» без их вступления в НАТО. Документ под названием Russian Aggression Prevention Act 2014 (Акт о предотвращении агрессии России) подготовлен и лоббируется группой конгрессменов, требующих от администрации президента Барака Обамы решительных действий в борьбе с Россией.
Вот как выглядят его ключевые пункты:
— кроме общего статуса союзников США, что гарантирует Украине «помощь в безопасности от НАТО и США», акт предусматривает предоставление Украине прямой военной помощи на 100 миллионов долларов уже в 2014 году; в эту сумму включено противотанковое и зенитное вооружение, стрелковое оружие, защищенные транспортные средства, устройства контроля за огнем, искатели диапазона, оптические приборы, контрольно-измерительные приборы, логистическое оборудование;
— Украине будут передаваться данные разведки США, включая данные по перемещениям российской армии по территории России и Украины (в Крыму и на Востоке);
— предусматриваются расширенные возможности для сотрудничества между Украиной и США в военной сфере — учения, консультации, тесная кооперация в сфере ВПК и возможность для Украины получать от США вооружения и спецтехнику, которая не предназначена для экспорта либо получение которой усложнено законодательством США для третьих стран.
— акт констатирует факт аннексии Россией украинской территории.
Конгрессмены рекомендуют президенту США незамедлительно усилить взаимодействие в сфере обороны с постсоветскими государствами. Не позднее 90 дней после принятия закона госсекретарь и глава Пентагона должны начать подготовку к переговорам с новыми союзниками «для укрепления существующего и развития нового сотрудничества в сфере обороны».
Что повлечет за собой получение Украиной, Грузией и Молдавией статуса союзников Штатов, и насколько это осложнит ситуацию для России на постсоветском пространстве?
— Главное, что дает американцам Акт 2277 — возможность разворачивать на Украине структуры военных советников, и фактически взять под контроль украинскую и грузинскую армии, — считает военный эксперт Анатолий Эль-Мюрид. — Примерно по такой же схеме СССР действовал в Афганистане — советские военные советники присутствовали тогда в каждой афганской части и, по сути, руководили афганскими военными.
«СП»: — Акт дает дополнительные возможности для перевооружения украинской армии?
— Да. Проблема только в том, что с деньгами у американцев сейчас негусто. Впрочем, они могут перевооружить Украину с помощью советских военных запасов, которые еще остались в Восточной Европе. На сегодня восточноевропейские страны в значительной степени перешли на стандарты НАТО, и советское вооружение, которое у них еще осталось, активно перераспределяется по разным направлениям. Скорее всего, если украинскую армию будут перевооружать — то именно таким оружием.
«СП»: — Если американские советники будут управлять украинскими военными и если вооружение обновят из советских запасов, это значительно повысит боеспособность армии Украины?
— Это сложный вопрос: боеспособность зависит не только от управления. Нужно, кроме того, проводить обучение военнослужащих, а также переформатировать армию структурно. Это не дело одного месяца или даже одного года. Скорее всего, американцы будут полностью менять структуру армий как Грузии, так и Украины, и затачивать их на проведение спецопераций.
«СП»: — Такая обновленная украинская армия представляет для нас угрозу?
— Думаю, нет: она слишком малочисленна и не сможет выполнять стратегические задачи. Другое дело, американцы могут сориентировать ее на войну в Крыму.
«СП»: — Вы всерьез считаете, Украина может напасть на Крым?
— Теоретически — да. Сейчас Новороссия решает задачу перемалывания украинской армии. Если это удастся сделать, нападать будет некому. Если нет — возможно, украинская армия полезет в Крым. В ближайшее время Киев столкнется с катастрофой в экономике, дело идет и к военному поражению в Новороссии. В этой ситуации украинскому руководству будет выгодно переориентировать внимание населения и списать трудности на внешнего врага — Россию. Лозунг «Вернем Крым» станет при таком раскладе чрезвычайно актуальным. Фактически, война для Киева — это политическое спасение.
«СП»: — Почему Конгресс США озаботился союзническим статусом Украины именно сейчас?
— При Викторе Януковиче предоставление Украине статуса союзника США было попросту невозможно. Янукович предпочитал маневрировать между РФ и Западом, и на такой радикальный шаг никогда бы не пошел. А нынешнее правительство в Киеве в открытую называет Россию агрессором и врагом — с ним проблем у американцев не возникает.
«СП»: — Ваш прогноз: даст или нет Обама Украине союзнический статус?
— Думаю, даст. Сейчас, после истории со сбитым малазийским «Боингом», на американского президента начнут всерьез давить по украинской ситуации. Кроме того, предоставление Украине статуса союзника лежит в русле общей стратегии США: создавать очаги напряженности на российских границах. Усилив армию Украины, американцы этот очаг нестабильности будут развивать и дальше.
«СП»: — Грузия и Молдавия — тоже потенциальные очаги нестабильности?
— Молдавия волей или неволей должна решать вопрос с Приднестровьем. У Грузии тоже есть территориальные проблемы — с Южной Осетией и Абхазией. Проблема здесь в том, что Россия решила вопрос с Южной Осетией и Абхазией таким образом, что у Грузии всегда остается возможность официально обосновать войну возвращением исконных территорий.
«СП»: — Мы что-то можем противопоставить политике Штатов?
— Можем, конечно. Но для этого нужно срочно решать украинский вопрос.
— Акт 2277 — прежде всего политический жест, никто и раньше не мешал американцам развивать военное сотрудничество с Украиной, — отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Анатолий Храмчихин. — Обама может этот документ и не одобрить: Америка не очень хочет брать на себя обязательства, которые могут привести США к конфликту, грозящему большими потерями.
Статус союзника США — юридически удобная форма военного сотрудничества, которая предполагает не только поставки вооружения, но и его дарение стране-союзнику. Кроме того, статус подразумевает подготовку личного состава союзника американскими инструкторами.
Другое дело, подтянуть украинскую армию до более-менее приемлемого уровня не так просто. Скажем, перевооружить Молдавию несложно — просто потому, что у нее практически нет армии, Грузию — немного сложнее. А вот перевооружить Украину практически не реально.
На бумаге у Киева огромное количество вооружения, и украинская армия — едва ли не сильнейшая в Европе (за исключением, разумеется, российской армии). Но какова она в реальности, сейчас хорошо видно по событиям на Юго-Востоке. Совершенно неясно, куда американцы будут девать груду украинского военного металлолома и чем его заменять. Проблема и в переобучении персонала: переходить к американскому вооружению после советского чрезвычайно сложно. Даже если Украине предоставят статус союзника США, реализация его потребует массы времени.
— Европейцы не хотят принимать в НАТО ни Грузию, ни Украину, поэтому США совершили обходной маневр — записали эти страны себе в союзники, — отмечает академик Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. — Это позволяет американцам финансировать военные расходы Киева, Тбилиси и Кишинева из собственного бюджета.
На практике это означает, что Штаты будут поставлять новым союзникам свою устаревшую военную технику и таким образом от нее избавляться. В принципе, США могут пойти и на размещение военных баз на территории союзнических государств. Однако появятся ли американские базы на Украине — будет напрямую зависеть от отношений РФ-США.
Плюс к тому, предоставление союзнического статуса — еще и один из элементов американских санкций в отношении России.
Но у нас есть, чем на это ответить: мы можем наращивать группировку и в Абхазии, и в Приднестровье. В целом, инициатива Конгресса США ничем серьезным России не грозит…
Фото: ИТАР-ТАСС.