Минобороны планирует увеличить численность российских Воздушно-десантных войск примерно в два раза — до 72 тыс. военнослужащих. Предполагается, что эти планы будут полностью реализованы в 2019 году. Об этом 6 августа информагентству ИТАР-ТАСС заявил высокопоставленный источник в Генштабе Вооруженных сил РФ.
— Соответствующие предложения командования ВДВ были одобрены руководством Министерства обороны РФ, — отметил собеседник агентства, уточнив, что двукратное увеличение «войск дяди Васи» будет проведено в рамках нынешней численности ВС РФ.
— Увеличение пройдет, в первую очередь, за счет формирования третьих по счету десантно-штурмовых и парашютно-десантных полков в нынешних соединениях двухполкового состава, а также за счет реорганизации ряда существующих частей в соединения, — пояснил источник в Генштабе ВС РФ, добавив, что к декабрю текущего года 45-й отдельный полк спецназа ВДВ будет преобразован в бригаду.
— Также планируется формирование целого ряда новых соединений и частей с дислокацией по всей территории России, — добавил он.
Напомним, командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов 1 августа заявил, что «крылатая пехота» планирует расширить зоны своего присутствия за пределами страны. Шаманов добавил, что в рамках гособоронзаказа до 2025 года ВДВ получат более 1,5 тыс. новых боевых машин десанта БМД-4М и свыше 2,5 тыс. бронетранспортеров «Ракушка» различных модификаций. По словам главкома ВДВ, наряду с 45-й бригадой спецназа совсем скоро будут сформированы еще три отдельных разведывательных батальона в трех дивизиях: в двух десантно-штурмовых (76-я Псковская и 7-я Новороссийская) и в одной воздушно-десантной (106-я Тульская).
Руководитель самарской региональной общественной организации ветеранов «Союз десантников и подразделений специального назначения» Виктор Калиничев положительно оценивает решение Минобороны.
— Переброска ВДВ занимает гораздо меньше времени и сил, чем танковых войск и пехоты с крупногабаритной техникой. Как показывает практика, как только разгорается какой-либо конфликт, десантников сразу бросают туда. И они способны выполнить любую задачу. Иногда им даже запрещается носить голубые береты, мол, здесь, не «войска дяди Васи», а обыкновенная пехота воюет… Но хотел бы отметить, что «крылатая пехота» должна формироваться на контрактной основе. Конечно, в ВДВ меньше «дедовщины», но все-таки…
Что касается знаменитого 45-полка спецназа ВДВ (45-й ОП СпН ВДВ снискал славу в ходе двух чеченских кампаний и операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году — прим. редакции), то расширение его до бригады — это, так сказать, придание определенного статуса. Конечно, у всех на слуху те реформы, которые проводили бывшие военачальники, но сейчас в армии, слава Богу, больше военных людей, которые все продумывают и просчитывают. И ситуация с боеспособностью российских Вооруженных сил начинает постепенно выравниваться.
Военный эксперт Виктор Мясников замечает: воздушно-десантные войска — это резерв Верховного главнокомандующего, и увеличение их численности может быт связано с будущей непростой ситуацией в Афганистане и в Средней Азии.
— Сейчас эпоха локальных войн, поэтому нужны как раз такие силы быстрого реагирования, чтобы оперативно погасить возникший локальный конфликт. А поскольку мы видим, что именно такие конфликты везде и происходят, то совершенно понятно, что такую компоненту ВС необходимо время от времени усиливать.
Скоро войска НАТО покинут Афганистан, и не исключено, что там, также как сейчас в Ираке, активизируются исламские экстремисты. Не будет ничего удивительного, если в течение года Кабул снова захватят талибы, установят в стране экстремистский теократический режим и будут продолжать войну за всемирный исламский халифат.
В этой связи могут понадобиться силы, чтобы согласно договорам по ОДКБ и другим соглашениям погасить наступление талибов и других экстремистов при попытке вторгнуться в Таджикистан и Киргизию. Такие попытки были, и об этом не надо забывать.
Что касается военно-транспортной авиации, то сейчас уже, можно сказать, на авиастроительном заводе в Ульяновске (ЗАО «Авиастар-СП») налажен выпуск модернизированной машины Ил-476, первый экземпляр самолета планируется поставить в войска до конца нынешнего года. Большие надежды Минобороны связывало с модернизацией Ан-124, самолета, который способен поднимать батальон. Планировалось заказать 60 машин, но в связи с ситуацией на Украине производство первой партии самолетов еще не начато, ведь машины Антонова разрабатывались в Киеве.
Кроме того, у нас проводились учения с участием гражданской авиации для переброски наземных войск в различные точки страны. Первые учения, насколько мне известно, прошли не совсем удачно, но потом система заработала, эти наработки не забыты. То есть у нас есть возможность в течение нескольких часов перебросить тысячи хорошо подготовленных десантников. Поскольку такая возможность и необходимость есть, то численность этих войск и увеличивают в два раза.
За счет чего произойдет увеличение? Думаю, можно просто увеличить общее количество военнослужащих законодательным путем, — это несложно. Кроме того, уже идет новая реформа войск: дело движется экспериментальным путем по мере проведения различных масштабных учений, которые у нас сейчас в основном — внеплановые, когда по тревоге поднимают целые округа для отработки определенных задач. То есть увеличить численность ВДВ возможно и за счет какой-то части сухопутных войск. А комплектоваться, насколько я понимаю, войска ВДВ будут все-таки контрактниками, тем более что желающих служить там достаточно: служба и престижная, и высокооплачиваемая.
Однако бывший командующий 58-й армией, генерал-лейтенант Виктор Соболев настроен не столь оптимистично. Он считает, что увеличение численности воздушно-десантных войск объясняется личными качествами их главкома и свидетельствует о том, что руководство РФ не видит угрозу со стороны геополитических противников РФ.
— В связи с событиями на Украине фактически готовится плацдарм для непосредственной агрессии против России. Может быть и чужими руками, но неслучайно ведь увеличивается группировка войск НАТО в странах Восточной Европы. То есть идет целенаправленное наращивание войск вокруг России. Если Штаты добьются своей цели, и Украина станет полностью фашистским государством, у них будет время вооружить и обучить ее солдат как надо. Поэтому нам необходимо восстанавливать боеспособность и боеготовность нашей армии. Но начинать надо не с ВДВ.
ВДВ были созданы как элемент содействия наступающим войскам — для уничтожения пунктов управления в глубоком тылу, для захвата перевалов, мостов. Раньше существовала «теория оперативно-маневренных групп», которые наступают, непрерывно отрываясь от основных войск на сто и более километров. ВДВ могут помочь этому наступлению, но по своим боевым возможностям воздушно-десантная дивизия составляет всего лишь 10 процентов от мотострелковой. Десантники с приданным к ним вооружением могут самостоятельно воевать с террористами и бандформированиями, отражать их агрессию, и они, без сомнения, хорошие, смелые и бравые ребята, но…
События на Украине демонстрируют даже дилетанту то, что основное огневое поражение наносят авиация, артиллерия, танки.
Военная классика: если танки идут при поддержке артиллерии да совместно с мотострелками, грубо говоря, когда снаряды рвутся в двухстах метрах от танков и трехстах — от пехоты, то такое наступление практически нельзя оставить. Повторю, воздушно-десантные войска были созданы как вспомогательные силы для содействия в наступательных действиях, и в большой войне сами по себе они воевать не могут. К тому же есть проблемы с авиацией: в советское время она поднимала одновременно дивизию, а сейчас, наверное, способна поднять только полк.
Поэтому, чтобы у нас армия была эффективной, нужно отходить от такого подразделения как бригада и снова возвращаться к дивизиям. Надо восстанавливать танковые войска и артиллерию. У нас в результате реформ Сердюкова армия, способная отразить агрессию серьезных геополитических противников, превратилась в армию, способную воевать с отрядами боевиков. И увеличение численности ВДВ говорит лишь о том, что наше руководство считает, что серьезной войны не будет, а с локальными конфликтами справятся десантники. Я считаю, что это в корне неправильно, поэтому кого надо восстанавливать, так это сухопутные войска. Нынешние 39 бригад находятся в удручающем состоянии, ни на одном стратегическом направлении у нас нет ни одной серьезной группировки войск. Почему-то считается, что при необходимости будет время и возможности перебросить их с одного театра военных действий на другой.
Я хорошо знаю Владимира Шаманова, он в свое время тоже командовал 58-армией. Он — серьезный человек, и для ВДВ делает все, и многое ему удается, возможно, благодаря личным взаимоотношениям с Владимиром Путиным. Когда Макаров демонстративно уничтожал все дивизии в сухопутных войсках, формируя непонятные бригады, которые по боеспособности как полк, а по обслуживанию — как дивизия, Шаманов сказал: «В ВДВ только дивизии будут основным соединением». И сейчас ВДВ — наиболее боеспособные войска только благодаря Шаманову, хотя они тоже серьезно пострадали от реформ в плане тылового, технического обеспечения…
Что касается преобразования 45-го полка в бригаду, то, может быть, речь идет о том, что увеличится количество батальонов десантного спецназа — с трех до четырех-пяти, и все это назовут бригадой.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель.