Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Армии и войны / Проблемы ВПК
18 сентября 2014 19:44

Типажи Минобороны

Военное ведомство России максимально стандартизирует вооружение и технику

15280

Минобороны РФ максимально унифицирует вооружение и технику, которые использует российская армия. Такие изменения запланированы в рамках новой госпрограммы вооружения на 2016−2025 годы. Об этом 17 сентября сообщил замминистра обороны РФ Юрий Борисов.

— Основные направления будут заключаться в достаточно резком снижении типажа вооружений и военной техники. Мы оптимизируем типаж. Типоряд (вооружений и военной техники) уже определен, — сказал военачальник.

По его словам, сокращение количества типов вооружения и военной техники должно снизить расходы на ее ремонт и обслуживание, а также удешевить обучение военных.

Конкретные показатели госпрограммы определят в течение полутора лет на основе возможностей промышленности и науки. Замглавы Минобороны отметил, что военные хотят «сориентировать промышленность на проблеме унификации различных решений».

— Это магистрально-модульный принцип построения с максимальной унификацией и снижением номенклатуры применяемых изделий, — добавил замминистра.

К слову, замминистра обороны также заметил, что второй вертолетоносец типа «Мистраль», строящийся во Франции для России, будет спущен на воду уже в 2014-ом. Сейчас корабль находится примерно на той же стадии строительства, на какой первый находился год назад. Относительно дальнейшего сотрудничества с Францией по поставкам «Мистралей» Борисов отметил, что французская сторона официально не информировала Россию о разрыве контракта по вертолетоносцам.

Бывший командующий 58-й армией, генерал-лейтенант Виктор Соболев считает, что к вопросу оптимизации типажа надо отнестись очень внимательно, так как не всю военную технику и вооружение можно унифицировать.

— Я не знаю, что конкретно в планах у военного ведомства, но, к примеру, я категорически против того, чтобы с введением в войска того же ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, имеется в виду истребитель пятого поколения Т-50 — «СП») сократить другие типажи самолетов.

Т-50 вроде как сочетает в себе свойства и истребителя, и бомбардировщика, и штурмовика, но я представить себе не могу, как это будет выглядеть в небе над полем боя. Скажем, для поддержки танков и пехоты нужен штурмовик, который в свою очередь хорошо защищен, имеет тесное взаимодействие с «землей», командирами, которых он поддерживает, поэтому ему не нужна огромная скорость. Но как в таком случае такой самолет может иметь свойства истребителя — маневренного и скоростного? Я уж не говорю, что специально был создан Миг-31 — истребитель-перехватчик, дальнего радиуса действия, с иной системой управления для того, чтобы осуществлять перехват крылатой ракеты на северном стратегическом направлении, где в принципе нет войск.

То же касается и унификации артиллерии: не может быть гаубица, пушка и противотанковая пушка единым комплексом: к ним разные требования.

Военный эксперт Виктор Мясников замечает: начиная с 2000-х годов количество типов, модификаций в России постоянно снижается.

— Это произошло тогда, когда стало понятно, что склады забиты огромным количеством различных материалов, запчастей для ремонта и обслуживания разных типов техники. То есть, когда только для одного бронетанкового подразделения требуется несколько десятков типов машинных масел, несколько видов горючего, огромное количество инструментов и запасных частей.

Сокращение различных типов военной техники идет по всем направлениям: и в авиации, и в бронетанковых войсках, и применительно к армейским авто. Хоть, в конечном счете, главным автомобилем для ВС РФ был выбран КамАЗ, тем не менее, требуются и «Уралы», и другие грузовики, повышенной грузоподъемности. Однако все равно — за основу взяты определенные типы машин. В принципе, сегодня такого разнообразия моделей, какое было 10−15 лет назад, уже нет, однако в Минобороны считают, что надо еще сильнее сократить типы разного рода машин, как транспортных, так и боевых.

Честно, я не знаю, насколько это оптимально, поскольку техника для Арктики — это совсем не то, что техника для степных, лесостепных регионов. Унификация у нас, прежде всего, нужна в разделе радиоэлектроники, систем управления, поскольку так повелось, что в разных родах войск различные диапазоны радиосвязи, протоколы проводной связи. В итоге возникают нестыковки, когда одно подразделение не может поддерживать нормальную связь с другим, поскольку оно относится к другим видам Вооруженных сил.

Что касается стрелкового вооружения, то, в принципе, у нас все солдаты вооружены автоматами Калашникова. Спецподразделения имеют на вооружении другие виды специального стрелкового оружия, что вполне объяснимо.

«СП»: — Но у того же АК много модификаций…

— Да, но они все унифицированы: все запчасти взаимозаменяемы, у всех одинаковая схема. То есть стрелковое оружие — это как раз та сфера, где унификация у нас давно достигла высшего предела.

«СП»: — Не только в гражданской, но и в военной среде много разговоров по поводу ПАК ФА, какой именно самолет заменит Т-50…

— Нет, Т-50 все самолеты не заменит, и, думаю, в Минобороны это прекрасно понимают. Ведь каждая машина выполняет свои определенные задачи. Да, Т-50 — это универсальный самолет, который может быть истребителем, истребителем-бомбардировщиком, сопровождать группы авиации, однако без специализированных машин все равно не обойтись.

Скажем, самолет фронтовой авиации никак не сможет заменить МиГ-31 — дальний высотный перехватчик. В авиации за основу у нас взят Су-27, на базе которого развилась целая группа специализированных самолетов: истребитель-бомбардировщик Су-34, истребители Су-35, Су-30. Они также имеют определенную специализацию, и одним Т-50 их тоже не заменишь. Когда ПАК ФА доведут до ума, когда его обкатают в Липецком авиацентре, разработают тактику его применения на учениях, в общем, выявят все его боевые возможности, тогда станет понятно, какой самолет он заменит — Су-35 или еще какой-то.

Что касается вертолетов, то в войсках у нас сейчас, по сути, два типа вертолетов — Ми и Ка: транспортные, которые могут и защищать себя, и воевать, и боевые, которые занимаются разведкой, поддерживают огнем атакующие подразделения, сопровождают колонны. Боевые ударные — Ми-24, Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник», а транспортно-боевой — Миль Ми-8. Они значительно различаются конструктивно, обладают различными свойствами, и вряд ли из них выберут какой один тип: что-то делают лучше Ми-28, а что-то — Ка-52, тем более, последние будут изготавливаться для базирования на вертолетоносцах «Мистраль» со складывающими лопастями.

Кстати, легкие истребители МиГ-29 — не основной самолет, но, тем не менее, на данном этапе основу авиакрыла нашего единственного авианосца «Адмирал Кузнецов» составляют именно эти машины, хотя сейчас есть и более тяжелые истребители — Су-33 .

«СП»: — Уже было объявлено, что в параде Победы 2015 года примет участие новейший российский «Армата», и, наверное, он станет основным танком нашей армии…

— Что касается «брони», то действительно — раньше ее у нас было большое разнообразие: Т-64, Т-80, Т-72, Т-62, Т-55, Т-54, соответственно, для их содержания требовались огромные ремонтные мощности.

Был большой спор: какой танк взять за основу — Т-80 или Т-72? В конечном счете, победил Т-72, хотя и Т-80 никто на свалку не отправил — они кое-где у нас еще стоят на вооружении.

В перспективе единый основной танк останется, возможны какие-то разделения по специфике, но в основе будет один тип, чтобы к нему был также один комплект инструмента, одинаковые для всех запчасти, масла, аккумуляторы, горючее, вплоть до лампочек.

Другой вопрос — бронетехника, наверное, оптимизации типажа ее должно коснуться в первую очередь. В отличие от гусеничной техники, в которой, повторю, у нас используется единая платформа — Т-72 (включая инженерные машины и даже ЗРК С-300), с сектором бронемашин — БТР, БМП, БМД, а сейчас сюда прибавились еще колесные ВПК-3927 «Волк», ГАЗ-2330 «Тигр» — все гораздо сложнее. В этой области у нас богатое разнообразие, которое за последнее время только увеличилось. Причина — разные задачи, под которые создаются объекты: под патрулирование, под разминирование, разведку и т. д., то есть нужны машины разных габаритов и боевых возможностей. Следовательно, возникают проблемы с обслуживанием, ремонтом.

Правда, сейчас в разработке находятся две платформы: Курганец-25 и «Бумеранг». Возможно, Минобороны планирует все бронемашины поставить на эти две платформы. Плюс активно идут работы в области развития боевых секций. К примеру, башня с комплексом вооружения Бахча-У, которые могут переставляться на любую базу — БМП-2, БМП-3, БТР-90, БМД-4, БМД-4М, а также на катера. Было бы, конечно, идеально, если по модульной схеме удалось укомплектовать различные машины.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Евгений Курсков

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня