В ночь на субботу, 20 сентября, Контактная группа по урегулированию ситуации на Украине приняла Меморандум о прекращении огня. Переговоры стали логическим продолжением процесса, запущенного в Минске 5 сентября, когда представители Киева и народных республик Донбасса при посредничестве России и ОБСЕ договорились прекратить огонь. Если тогда была принята скорее декларация намерений, то сейчас результатом встречи стал конкретный документ, состоящий из девяти пунктов.
Стороны снова задекларировали отказ от применения оружия и пообещали не вести наступательные действия. Все воинские формирования противников должны быть остановлены на линии их соприкосновения по состоянию на 19 сентября. Самым важным, пожалуй, можно назвать пункт об отводе в течение суток с момента принятия Меморандума «средств поражения калибром свыше 100 миллиметров от линии соприкосновения на расстояния не менее 15 километров с каждой стороны, в том числе из населенных пунктов, что дает возможность создать зону прекращения применения оружия шириной не менее 30 километров — зону безопасности». Артиллерийские системы калибра свыше 100 мм отводятся на удаление максимальной дальности стрельбы. Образованная буферная зона должна гарантировать, что обстрелы населенных пунктов прекратятся, а подразделения не будут вступать в стычки друг с другом, что регулярно происходит сейчас.
Документ также запрещает размещать тяжелые вооружения и технику в районе, ограниченном некими населенными пунктами. Правда, какими именно, пока неизвестно — либо переговорщики предпочли не озвучивать, либо они сами пока не определили, как будет выглядеть окончательная расстановка сил. Стороны должны воздержаться от размещения новых минно-взрывных инженерных заграждений у границы зоны безопасности и демонтировать ранее установленные. Над зоной безопасности запрещаются полеты боевой авиации и иностранных летательных аппаратов, за исключением аппаратов ОБСЕ.
В зоне безопасности должна начать свою работу мониторинговая миссия ОБСЕ, а последний пункт документа предусматривает «вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины при мониторинге ОБСЕ».
Верховный совет Донецкой народной республики уже поддержал Меморандум о прекращении огня. Премьер-министр ДНР Александр Захарченко заявил, что пункт об отводе тяжелых вооружений был включен в документ именно под давлением представителей народных республик. По мнению Захарченко, это «позволит прекратить огонь более качественно». Глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий отметил, что «на сегодня меморандум поставит точку» и «даст шанс для всех жителей чувствовать себя в полной безопасности».
Учитывая, как соблюдалось предыдущее соглашение о прекращении огня, уверенность Плотницкого трудно разделить. Несмотря на определенный прогресс в переговорном процессе, эксперты убеждены, что не все так однозначно, и подписанный Меморандум вызывает больше вопросов, чем ответов. Военный аналитик Анатолий Несмеян (Эль-Мюрид) считает, что даже технически условия документа чересчур сложны, не говоря уже о политических моментах.
— Совершенно непонятно, кто и как будет этот Меморандум выполнять. Возникает множество чисто технических вопросов. Например, там идет речь о буферной зоне в 30 км, то есть по 15 км в сторону украинских войск и ополчения. Но есть несколько «полумешков», в районе Дебальцево и между Горловкой и Донецком, в которых находятся украинские войска. Будут ли из этих мешков отводиться танки, артиллерия? Если да, то получится, что в мешках останутся только части украинской армии, вооруженные легким стрелковым оружием. Скорее всего, они на это не пойдут. Та же история и с артиллерией ополченцев. Если они будут отводить ее на 15 км в районе Донецка, им придется завести технику прямо в город.
Еще один технический вопрос касается вывода всех наемников. Во-первых, интересно, что Киев впервые признал, что на его стороне воюют наемники. А во-вторых, подпадают ли под это определение добровольцы из России? Наемник — это человек, который получает деньги за работу, а если он воюет бесплатно? Непонятно, кто и как все это будет трактовать.
Технических вопросов много, но самое главное, что фиксируется территория по линии фронта, которая существует на 19 сентября. Опять-таки, совершенно непонятно, кто промаркировал и определил эту линию. Получается, что стороны согласились на создание такого Приднестровья, причем вся разрушенная инфраструктура остается внутри республик, а более-менее нормально работающая промышленность — за их пределами. Это не просто Приднестровье, а разрушенное Приднестровье. Кто будет его содержать, какие у него будут отношения с Украиной и Россией? Как видите, вопросов очень много, и, скорее всего, все это очень предварительно, не зря документ назван Меморандумом, то есть это декларация о намерениях, ничего юридически значимого в нем нет.
«СП»: — Раньше представители народных республик говорили, что хотят занять территорию как минимум в административных границах Луганской и Донецкой областей. Получается, теперь они отказываются от этих планов?
— И это тоже пока непонятно. Я не уверен, что расстановка сил окончательна, потому что ни одна из сторон не может быть этим договором удовлетворена. Скорее всего, после выборов в Верховную Раду, которые пройдут 26 октября, все будет пересмотрено. Порошенко нужно провести выборы, причем желательно так, чтобы какая-то часть Донецкой и Луганской областей, которая находится под контролем Киева, формально проголосовала. Тогда у него будет повод говорить, что в парламенте есть и представители этих областей. А потом можно будет начинать новую операцию.
«СП»: — Чем руководствовались представители народных республик, когда подписывали Меморандум?
— В чем интерес ополчения совершенно непонятно. Скорее всего, им просто выкручивают руки из Москвы, и на этом дело закончится. Видимо, тот «слив», о котором давно говорили, происходит сейчас в некоем отложенном варианте. Пока этот Меморандум только в интересах Киева и больше никого.
«СП»: — После выборов Киев может пойти в новую наступательную операцию?
— В начале ноября будут дожди, а во время дождей воевать в этих районах практически невозможно — чернозем такой, что техника вне дорог не может идти. Скорее всего, будут обстрелы и расстрелы из артиллерии, как сейчас.
«СП»: — Даже в субботу, после новостей о подписании Меморандума, СМИ сообщали о ракетном обстреле Донецка…
— Скорее всего, на такие случаи будут закрывать глаза. Сегодня взорвали завод химических изделий, который производит промышленную взрывчатку. Передали, что там взорвались склады с гексогеном. Был ли это ракетный удар, трудно сказать. Во всяком случае, гексоген — это такое взрывчатое вещество, которое не может взорваться от окурка или даже удара, его нужно подрывать направленным ударом.
Политолог Ростислав Ищенко считает, что ни одна из сторон не может быть довольна Меморандумом, поэтому война может возобновиться в любой момент. Впрочем, с той же долей вероятности новый военный переворот может произойти и в Киеве.
— Это соглашение в принципе не выгодно ни для кого. В ходе перемирия никто не решил свои задачи. Если Киев ставил своей целью «зачистку» территории до границы, то ополченцы тоже декларировали желание установить свою власть до Киева. Кроме того, в ополчении воюют не только люди из Славянска, который по Меморандуму остается украинским, но и добровольцы из Харькова, Одессы. Естественно, у них возникнет вопрос, за что они воевали.
Как временная мера или пиар-ход этот шаг имеет какой-то смысл, но с общеполитической и военной точки зрения перспектив здесь нет. Мы в этом уже могли убедиться, ведь в Минске в очередной раз было подписано соглашение о прекращении огня, но война на самом деле продолжилась.
Есть ли гарантия, что на этот раз огонь прекратится? Нет. Да, есть определенное продвижение по части технического оформления предварительных договоренностей. Да, вроде бы должны прибыть наблюдатели из ОБСЕ. Да, есть соглашение об отводе тяжелой техники на 15 км. Но установки «Град» стреляют на 40 км, «Ураган» — на 80 км, «Точка У» бьет почти на 100 км. Не понятно, как будет отводиться техника на это расстояние, в ДНР есть такие места, где при этом придется углубляться на территорию России. Кроме того, указана только техника с определенной дальностью, а что с остальными вооружениями?
Учитывая, как выполнялось предыдущее соглашение, во время которого боевые действия продолжались, очень мало шансов, что будет выполнен этот Меморандум.
«СП»: — Несмотря на это, даже в украинских СМИ говорят о том, что режим прекращения огня, несмотря на нарушения, продолжает действовать. Значит, Порошенко сейчас все же нужен мир?
— Порошенко необходимо каким-то образом стабилизировать внутреннюю ситуацию, потому что в условиях катастрофических поражений он может быстро потерять власть. Президент Украитны лично заинтересован в том, чтобы подобие перемирия соблюдалось. И украинские СМИ, лояльные Порошенко, говорят сегодня примерно так: «Хорошо, мы не могли воевать против регулярной армии РФ, поэтому заключили перемирие. Но такое уже было в Хорватии, они три года усиливались, а потом в пух и прах разгромили Сербскую Краину. Мы поступим так же». То есть Порошенко подает свою слабость, как хитрость.
Но есть и оппоненты Порошенко, которые, наоборот, пытаются сыграть на дальнейшей радикализации настроений. И они говорят, что Порошенко предал страну, легализовал сепаратистов и принудил парламент принять позорный закон о «брестском мире». На Украине ситуация в политической среде очень неоднозначная. И у оппонентов Порошенко больше шансов на победу, так как бросить народу кость президент не может — у него нет для этого экономической возможности. Запад отказался его кредитовать, а 200 млн. от канадцев и 50 млн. от американцев — это Порошенко на один раз пообедать. Но и военных побед у Порошенко тоже нет, и ему нечем оправдывать перед обществом свои провалы в экономике. В условиях ухудшающейся ситуации, противники президента ставят на радикалов, и небезосновательно.
Решить эту проблему Порошенко пытается тем, что включает в списки лояльных к нему политических сил командиров добровольческих формирований. Его оппоненты, кстати, делают то же самое. Но проблема в том, что все эти подразделения, которые возникают во время гражданской войны, формируются по принципу обычной банды, которая верна атаману, пока он выполняет ее волю. А потом они могут его убить и выбрать нового. Командир батальона не может навязать своим бойцам волю Порошенко. Поэтому трудно сказать, кто из политиков сделал правильную ставку и будет поддержан реальной военной силой.
Единственное, что можно сказать точно, это то, что во время шаткого перемирия шанс очередного вооруженного переворота в Киеве резко повышается. Потому что если до этого военные были заняты на фронте, и любая попытка критики Порошенко подавалась, как измена Родине во время войны, то сейчас вроде бы мир. И Порошенко вполне может быть подвергнут нелицеприятной критике за все, что он сделал и не сделал. Поскольку дела в стране все хуже, сторонников у него остается все меньше.
«СП»: — Сколько может продержаться перемирие в таких непростых условиях?
— Дай Бог, чтобы месяц продержалось. Даже после первых договоренностей стороны говорили, что накопят силы и будут воевать дальше. И сейчас их позиции не изменились. Когда задачи войны не решены, любое перемирие носит краткосрочный характер. Тем более что у Киева тикают часы, и завтра либо переворот, либо голодная и холодная зима, а снова переворот. В таких условиях желание начать войну снова очень сильно. Думаю, все эти перемирия специально прописаны в таких расплывчатых формулировках, чтобы можно было в любой удобный момент начать войну.
«СП»: — Это может произойти даже до выборов?
— Может. Но и военный переворот в Киеве может произойти до выборов, если кто-то из политиков, та же Юлия Тимошенко, решит, что у нее достаточно поддержки и ресурсов для того, чтобы захватить власть.
«СП»: — С Порошенко все ясно, но чем руководствовались ополченцы, когда подписывали Меморандум? Им тоже нужна была пауза?
— Ополчению тоже нужна была перегруппировка и наращивание сил, потому что с 25-тысячной армией всю Украину не захватишь. Во-вторых, они уже стали не террористами и сепаратистами, а стороной переговоров. В общем-то, эта пауза не наступила бы, если бы в ней не были заинтересованы все. Киев не мог обороняться, ополчение не могло наступать, США нужно было уходить из Украины и заводить на свое место Евросоюз, ЕС вообще не мог выработать общую позицию по украинскому кризису и отношениям с Российской Федерацией, России нужно было налаживать отношения с ЕС и стараться перетянуть их на свою сторону. Эта передышка нужна была всем, чтобы оценить ситуацию и начать следующий этап действий, не обязательно боевых. Но никто не отменял не только войны на Украине, но и глобального противостояния России и США. Поэтому пауза наступила, но когда кто-то из игроков, вплоть до любого командира ополчения или батальона нацгвардии решит, что ему выгодно воевать дальше, снова будет война.
Снимок в открытие статьи: Белоруссия. Минск. 20 сентября 2014 года. Премьер-министр Донецкой народной республики Александр Захарченко, лидер Луганской народной республики Игорь Плотницкий, посол России на Украине Михаил Зурабов, экс-президент Украины Леонид Кучма и представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации в Украине Адельхейд Тальявини (слева направо) после заседания контактной группы по Украине в «Президент-отеле» / Фото: EPA / ИТАР-ТАСС