Израиль рассматривает возможность покупки консорциума «Морской старт», осуществляющий запуски российско-украинских ракет «Зенит» с плавучего космодрома в Тихом океане. Об этом 26 сентября сообщили СМИ, ссылаясь на источник в российской ракетно-космической отрасли.
По его словам, государство в лице Роскосмоса и Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) отказались от сделки по приобретению международной компании, поэтому ведется работа по поиску возможного иностранного покупателя.
— В ближайшее время планируется провести переговоры с одной из ведущих израильских компаний космической отрасли по вопросу продажи консорциума, — отметил он.
Источник отметил, что Израиль — наиболее подходящим покупателем консорциума, поскольку имеет традиционно дружеские отношения с США, где базируется космодром, а также не будет испытывать трудности с получением ракет, собираемых на украинском «Южмаше». Кроме того, Израиль сможет частично загрузить пусковую программу собственными спутниками серии «Амос».
Напомним, 22 августа 2014 года на фоне конфликта в Донбассе было объявлено, что «Морской старт» приостанавливает деятельность до середины 2015 года
Международный консорциум «Морской старт» создан в 1995 году, причем после реорганизации в 2010 году 95% акций принадлежат компании Energia Overseas Limited (EOL) — «внучке» российской ракетно-космической корпорации «Энергии».
Отметим, что «Морской старт» — это первый в истории коммерческий международный проект ракетно-космического комплекса океанского базирования, который оказывает услуги по запуску космических аппаратов с плавучей платформы. К настоящему времени по программе «Морской старт» выполнено 36 пусков ракет «Зенит-3SL», в том числе 33 успешных. Ракета «Зенит-3SL» состоит из двухступенчатой ракеты-носителя «Зенит-2S» разработки ГКБ «Южное» (Днепропетровск) и разгонного блока ДМ-SL производства РКК «Энергия» (Королев, Московская область).
Момент угловой скорости планеты влияет на грузы, которые выводят ракетоносители в космос. Самая высокая скорость — на экваторе, поэтому с экваториальной зоны осуществлять запуски в разы выгоднее, чем, допустим, с «Байконура» или «Плесецка», где стоимость вывода килограмма полезного груза выше, объясняет военный эксперт Виктор Мясников .
— В свое время значительную долю в этом престижном проекте имели американцы, но из-за малого количества стартов они фактически вышли из проекта, после чего основным владельцем стала «Энергия». Однако содержать «Морской старт» очень дорого. Система базируется в Тихом океане, обслуживается в иностранных портах, команду приходится доставлять самолетами из России. По моим данным, стоимость содержания космодрома обходится РКК «Энергии» чуть ли не в 600 млн. долларов в год.
«СП»: Сейчас в интернете много крика, мол, продажа «Морского старта» — это чуть ли не предательство… Новость о возможной продаже морского космодрома Израилю — это действительно повод говорить, что Россия сдает позиции в космической сфере?
— Что скрывать, Россия в этой сфере лидерство потеряла давно. Скажем, спутники-то мы делаем на английских или французских платформах…
Что касается разговоров о предательстве. Повторю, изначально «Морской старт» создавался вместе с американцами — в 90-х у нас был, так сказать, период теплых отношений. Теперь же Америка постоянно нам будет вставлять палки в колеса, лишь бы страна не развивались… Однако и речи не было, чтобы американцы были допущены к стартам отечественных военных спутников. Они у нас, как правило, — тяжелые, запускаются «Протонами» и «Союзами» с «Байконура» или «Плесецка».
Легкая ракета «Зенит-3SL» разработана именно для морских платформ, поскольку тяжелую ракету оттуда запустить практически невозможно, потому что реактивная струя ракеты будет совершенно другой мощности. А это может привести к разрушению платформы.
Что касается Израиля, то он, в отличие от других стран мира, запускает спутники со своей территории против вращения планеты. Стоимость вывода спутника на орбиту получается высокая, но Израиль вынужден это делать, чтобы в случае аварии ракета-носитель не упал на территорию арабских стран. Поэтому для него есть смысл приобрести космодром: чтобы производить собственные старты спутников военного назначения.
Другой вопрос, что израильским специалистам почти с нуля придется осваивать технику, кроме того — делать свою ракету, потому что вряд ли они захотят зависеть от Украины. Тем более, выпуск ракетоносителей «Зенит» — под большим вопросом, поскольку предприятие «Южмаш» находится в удельном княжестве Коломойского, где свои законы, отличные от указаний Киева.
«СП»: — А если РКК «Энергия» перебазировала бы «Морской старт» на Дальний Восток или во Французскую Гвиану, проект был бы менее убыточным?
— Возможно. Однако все определяется количеством стартов.
Я еще 20 лет назад говорил и писал о том, что «Морской старт» нам не нужен, замечает действительный академический советник Академии инженерных наук РФ Юрий Зайцев.
— С самого начала идея космодрома в Тихом океане, в отличие от итальянского Сан-Марко в Индийском (последний запуск ракеты состоялся в марте 1988 года, с тех пор космодром не эксплуатировался — «СП») представлялась спорной. К тому же непонятно было, как он будет работать. К счастью, за все время существования там была всего лишь одна серьезная авария. Продадут его или нет — вопрос второстепенный, на мой взгляд, у этого космодрома с самого начала не было будущего.
«Морской старт» был бы выгоден, если с него проводилось не менее восьми стартов в год. Этим летом руководство РКК «Энергия» предложило перебазировать плавучий космодром из Калифорнии к берегам Крыма — после его воссоединения с Россией, но одна перевозка его в Черное море влетела бы в «копеечку».
Да, запуск ракетоносителя с экватора дает определенные бонусы, но если будет запущен «Восточный» на Дальнем Востоке, то он все компенсирует.
«СП»: — Каким образом?
— Как известно, первый пилотируемый запуск с космодрома Восточный будет произведен на новейшей ракете «Ангара», которая впоследствии должна заменить «Протон-М». Ввод «Ангары» в эксплуатацию позволит нам, не загрязняя атмосферу планеты, выводить на орбиту спутники всех типов со своей территории, обеспечивая РФ независимый доступ в космическое пространство. Хоть и говорят, что в июле был первый запуск легкой ракеты «Ангара», но на самом деле это был уже третий запуск, поскольку первая ступень южнокорейской ракеты KSLV-1 (разработана и изготовлена в России — «СП») — это и есть тот самый модуль «Ангары». Конечно, космодром «Восточный» расположен далеко от экватора, но, тем не менее, по сравнению с «Байконуром», открывается гораздо больше возможностей.
Кстати, на Казахстан давно понял, что Россия скоро будет ориентироваться в основном на «Восточный», поэтому стал завязывать тесные отношения с Украиной, ведь их проект «Байтерек» на «Байконуре» планируется реализовать именно на базе «Зенита». И хотя объекты космического ракетного комплекса «Зенит-М» в 2015 году должны перейти в казахскую собственность, однако будет ли Украина продолжат выпускать одноименные ракеты - неизвестно, как и неизвестно, что будет с самой Украиной. Так, конечно, «Зенит» — неплохая ракета. Кстати, говорить, что она полностью украинская — в корне неверно, потому что 80%(!) ее комплектующих — российского производства.
Несмотря ни на что, идея «Морского старта» — интересна и весьма перспективна, уверен президент Санкт-Петербургской федерации космонавтики Олег Мухин.
— Скажем, американцы отказались от «шаттлов» тоже из-за их низкой загруженности (всего за 30 лет эксплуатации было произведено 135 пусков — «СП»), однако всем понятно, что для Штатов они играли крайне важную роль.
Так и в случае с «Морским стартом»: чем южнее находится стартовый комплекс, тем больше нагрузка, которую может вывести ракета в космос. Однако все плюсы перечеркивают сложность эксплуатации космодрома, а, следовательно, и недостаточная его загруженность.
Да, космические аппараты нужны и для навигации, и для связи, и для сбора метеосведений… Сегодня многие страны способны делать спутники, но вот изготавливать ракетоносители — удовольствие весьма дорогое, тем более, что создавать их только для того, чтобы запустить один-два спутника в год — нецелесообразно. Поэтому многие используют готовые носители.
«СП»: — Почему тогда «Морской старт» проводил всего лишь два-четыре пуска в год?
— Как я уже говорил, все дело в сложности и специфике эксплуатации. На космодром надо доставлять ракетоносители, топливо
Таким образом, продажа «Морского старта» никак не скажется на развитии нашей космонавтики. Куда более важный вопрос — это вопрос сотрудничества со Штатами по МКС. 2020 год не горами, а американцы к этому году собираются полностью прекратить работы на станции и, соответственно, — финансирование.
Фото: Виктора Катаева/ ИТАР-ТАСС