Латвийское общественное движение «Конгресс неграждан» встревожено. Центр госъязыка, именуемый в народе «языковой инквизицией», рекомендовал использовать исключительно латышский язык даже для общения между работниками государственного и частного сектора. А тут еще министерство юстиции выступило с инициативой создать институт общественных языковых инспекторов — своеобразной «патриотической» националистической полиции.
Между тем, 25% населения страны — русские. Есть регионы, где традиционно испокон веков проживали староверы. В Даугавпилсе, втором по значению городе Латвии после Риги, русские составляют около 54%, а латыши — около 20%. Есть населенные пункты, где число русских переваливает за 90%. Да и в самой Риге русских 40 с лишним процентов, а латышей немногим более 46%. А еще почти 4% процента — белорусы и около 3,5% - украинцы. По данным переписи 2011 года, почти для 34% жителей Латвии русский язык является родным. И вот представляете: их хотят заставить говорить даже между собой на латышском, если они на работе.
Референдум о статусе русского языка, проведенный в 2012 году, государственные деятели Латвии назвали антигосударственным несмотря на его законность — организовали в соответствии с Конституцией. Статус русского языка так и остался средством частного общения между его носителями, так как среди латышей была проведена грандиозная пропагандистская работа, пугающая культурной и иной русской инвазией. Кроме того, в Латвии около 300 тысяч «инородцев» не получили паспорт в соответствии с дискриминационным законом о гражданстве. В отличие от соседней Литвы, где получить паспорт гражданина могли все жители, проживающие на момент принятия закона, в Латвии это право было прописано на основе крови или гражданства Латвийской Республики на момент 17 июня 1940 года и потомков этих людей. Неграждане республики поражены в правах, так как не могут претендовать на ряд профессий. За их права и борется «Конгресс неграждан», созданный в 2013 году. Защищает он и тех «инородцев», в основном русскоязычных, которые владеют латышским языком недостаточно хорошо. Ну, скажем, пишут с ошибками, что, кстати, свойственно и «чистокровным». Только вот «инородцам» надо сдавать специальные экзамены, а «чистокровным» нет.
И вот сейчас, в условиях украинского конфликта, вызвавшего обострение в Европе и нападки на Россию, латвийские «наци» решили пойти дальше.
— Рекомендации Центра госъязыка об использовании исключительно латышского языка для общения между работниками как частного, так и государственного сектора сомнительны с юридической точки зрения, — поясняет корреспонденту «Свободной прессы» член правления «Конгресса неграждан», координатор Совета общественных организаций Латвии, ректор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований Виктор Гущин.
«СП»: — Однако это всего лишь рекомендации. Обязательно ли их исполнять?
— Тем не менее, они дали толчок событиям, которые не могут не вызывать беспокойства у правозащитников. Об этом мы и сделали заявление. Тут же министерство юстиции предложило создать институт общественных языковых инспекторов. На наш взгляд, часть правительственной коалиции стремится к усугублению этнического напряжения в латвийском обществе.
«СП»: — Но все же и это пока лишь инициатива минюста. Да и на днях премьер-министр Лаймдота Страуюма заявила, что процесс интеграции в Латвии пройден.
— Наоборот. В своем заявлении мы обратили внимание, что международные рекомендации Латвии от ООН, Совета Европы и ОБСЕ указывают на несоответствие практики применения закона о госъязыке стандартам прав человека. На языковом референдуме 2012-го года 25% участников высказало недовольство существующим языковым регулированием. Мы считаем, что инициатива об общественных языковых инспекторах — это деятельность, направленная на усиление раскола в обществе. Уже появились отдельные «добровольцы», которые в отсутствие нормативного регулирования рьяно взялись за исполнение сомнительных рекомендаций Центра госъязыка. А между прочим, закон о государственном языке не касается неформальных переговоров работников как в частных, так и в государственных учреждениях.
Комментарий Виктора Гущина показывает: в Латвии есть силы, стремящиеся к обострению отношений внутри страны. Зачем? Журналисты позвонили политологу Юрию Долинскому с просьбой разъяснить ситуацию.
— Полагаю, что эта деятельность действительно направлена на обострение ситуации в стране, где и так непростые отношения между национально ориентированной элитой, нагнетающей конфликт, и русскоязычной общиной, — говорит политолог. — Недаром же победитель парламентских выборов — социал-демократическая партия «Согласие» - не в правящей коалиции. Ее объявили «рукой Кремля», потому что она ориентирована на добрососедское сотрудничество с Россией. Но это мягкая партия, склонная к компромиссам, а вот те политические организации, которые бескомпромиссно борются за права русских — Русский союз Латвии и «ЗаРЯ» («За родной язык») — вообще названы врагами. Обыски, преследования стали обыденным делом.
«СП»: — Но зачем это нужно? Ведь напряжение до добра не доведет.
— Думаю, в этом и кроется одна из целей: провоцирование конфликта на фоне украинских событий, дальнейшая демонизация России.
«СП»: — Вы что, имеете в виду вторжение России, появление в местах напряжения в странах Балтии так называемых «зеленых человечков»?
— Уверен, что в реальности, а не в воспаленном воображении латвийских националистов или в планах циничных западных стратегов, такое развитие событий исключено. Но опасаюсь, что пропагандистскую работу по демонизации России могут подкрепить провокацией. Что произойдет, если в Латвии возникнет конфликт из-за давления властей, к тому же, возможно, спровоцированный, и там мелькнут зафиксированные на видео и фотокамеры какие-то люди в камуфляже? Фантазия? Продолжим ее: объявят, что началась гибридная война, введут военное положение, получат возможность для дальнейшего укрепления сил НАТО в регионе и дальнейшей изоляции России.
«СП»: — Ваши размышления похожи на конспирологическую версию. Действительно, фантазия.
— Дай Бог, чтобы это было так. Но трудно иначе объяснить стремление латвийской элиты к обострению.
«СП»: — Однако она зависима. А в последнее время со стороны ведущих игроков в Европе — Германии и Франции — обозначились иные намерения.
— Вы считаете, что они независимы? А я вижу борьбу групп. Это проявляется даже в НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг заявил, что Россия не угрожает ни одной стране — члену НАТО. А заместитель командующего объединенными силами НАТО в Европе генерал Эдриан Брэдшоу утверждает, будто Россия может покуситься на территории каких-то восточноевропейских стран. Он призвал готовиться к так называемой «гибридной войне», то есть к появлению тех самых «зеленых человечков», как их называют в Прибалтике, или «вежливых людей», как называют в России. Это похоже на пропагандистское сгущение красок с определенной целью, для реализации которой и нужен конфликт. Группы борются между собой. Обратите внимание: латвийский президент Андрис Берзиньш, литовский премьер Альгирдас Буткявичюс говорят, что военной опасности нет. А их оппоненты активно, причем публично, готовятся к этой мифической «гибридной войне». Так что рекомендацию латвийского центра госъязыка и предложение министерства юстиции я бы осторожно назвал подготовкой к провокации. Но хотел бы надеяться, что это — всего лишь инициативы услужливых дураков. Такие идеи все равно ведут к обострению, но, по крайней мере, можно было бы обойтись без конспирологических версий.
Фото: Тимур Субханкулов/ТАСС