
16 июля парламент Греции подавляющим количеством голосом (229 из 300) поддержал соглашение правительства страны на заключение сделки с европейскими кредиторами, связанной со стабилизацией экономики страны, оказавшейся на грани полного банкротства. Решение парламента, противоречащее волеизъявлению населения страны на референдуме 5 июля, вызвало беспорядки в Афинах. В столкновениях с полицией протестующие использовали «коктейли Молотова». Есть раненые. Несколько человек арестованы.
Напомню, двумя днями ранее переговоры в Вене с Евросоюзом и Еврокомиссией завершились сокрушительной поражением Греции. Многодневный прессинг, которому кредиторы Европейской Комиссии подвергли правительство Ципраса, завершился подписанием очередного кабального соглашения, которое, по общему мнению, еще хуже, чем первоначальные требования кредиторов.
Подписанный в заключительной версии документ предполагает финансовую помощь Греции в объёме 86 миллиардов евро сроком на три года. Взамен правительство обязуется сократить социальные расходы. В частности, сохранить планку налога на добавленную стоимость в размере 30 процентов для островов, увеличить рабочий день для магазинов — словом, установить «режим строгой экономии» с целью добиться «мифического профицита» бюджета в ближайшие годы.
Документ режет по живому хрупкое благополучие пожилых людей. Парламент и правительство сокращают помощь низкооплачиваемым пенсионерам, а пенсионный возраст увеличивается до 67 лет.
Помимо того, принято решение создать Фонд, в пользу которого страна передаст активы и собственность на 50 миллиардов евро. Мера более чем суровая. Какие активы страны в скором времени пойдут с молотка — будет известно в ближайшие дни.
С достаточной долей скепсиса к подписанному документу отнеслись в Международном Валютном Фонде. Источник финансовой организации сообщил, что евробюрократы пошли ва-банк, чтобы добиться сиюминутного успеха. Эксперты, готовившие к подписанию соглашение, недооценили глубину кризиса и возможные последствия от жестких мер. По мнению того же источника, Греции нужен стабилизационный кредит, как минимум, в три раза больше и сроком на 30 лет.
Кстати говоря, ключевым драйвером переговорного процесса стал «троянский конь» канцлера Ангелы Меркель. Она объявила недоверие Алексису Ципрасу и в качестве компромиссного решения предложила греческой делегации рассмотреть вопрос о временном, на пять лет, выходе из еврозоны. Расчет немецкого канцлера в равной мере был коварен и точен, поскольку Ципрас оказался в ситуации выбора между плохим и худшим: с одной стороны, спасать экономику страны надо немедленно, а с другой — нет ничего постояннее временного. Положение греческого премьера усугубилось ещё тем, что соглашение с еврокредиторами, последовавшее сразу после референдума, население страны воспримет как предательство.
Бравада премьера Ципраса на референдуме сослужила ему плохую службу. Его популярность выглядела плохо сыгранным «донкихотством» в глазах европейских политических тяжеловесов, а на Родине скатилась к нулю.
Что и как он будет говорить простым грекам — трудно предположить. Сами же греки, которых столь откровенно провели, судя по вчерашним протестным беспорядкам, будут говорить с Ципрасом и парламентом языком «коктейля Молотова»