Новости Гидрометцентра, приходящие в эти дни, напоминают сводки необъявленной погодной войны.
Даже на севере Таймырского округа днем до +28. Такая же погода и на юге Таймыра… Выше нормы на 6−8 градусов ожидается температура в Эвенкии — до +31.
Впрочем, по сравнению с другими странами, это цветочки. Настоящий погодный апокалипсис наблюдался в Южной Азии 19 мая 2016 года, когда был побит мировой рекорд температуры за всю историю наблюдения. Жара в городе Пхалоди в западном штате Раджастхан Индии подскочила к смертельно опасному уровню +51 градус. В Нью-Дели температура воздуха достигала +47. При этом нестерпимый зной совпал с другой экологической проблемой — с засухой. Порядка 330 млн. индусов оказались в зоне гуманитарной катастрофы из-за нехватки воды.
Когда Южную Азию испепеляло солнце, Европу заливало. Франция, к примеру, пережила наиболее дождливый май, начиная с 1886 года. Об этом сообщило «Радио Франс Интернасьональ», изучив архивы. Прогнозы синоптиков на будущее не утешительны.
Расчеты показывают, что к 2050 году интенсивность осадков и вероятность наводнений в Старом Свете удвоится, утверждает Йерун Аертс, директор департамента климатических рисков института экологических исследований в Амстердаме. По другую сторону Атлантики, в Америке, погода, похоже, тоже сошла с ума.
Национальная метеорологическая служба США предсказала температуру свыше 100 градусов по Фаренгейту (+38 по Цельсию) для некоторых областей Аризоны и Невады. Более 17 миллионов человек в Вашингтоне, Балтиморе, Майами-Бич, Флориде и в северной Каролине оказались в зоне опаснейшей грозы, сообщил центр прогнозирования штормов. В юго-восточном и в центральном Техасе прошли сильнейшие дожди, которые привели к гибели 9 военнослужащих. 2,5-тонный автомобиль, на котором они возвращались с учений, унесло сверхмощным потоком воды. В Южной Калифорнии бушуют пожары, люди бросают свои дома.
Американские синоптики считают, что 2016 год окажется хуже предыдущего, хотя 2015-й считался наиболее «горячим» в новейшей истории. К слову, совокупная средняя температура материков и поверхности океана в ноябре 2015 года была самой высокой за весь 136-летний период наблюдения и составила 13,87°C. Если сравнивать с 2013 годом, то наблюдается прирост на 0,15°C. Причем, чем ближе к полюсам, тем сильнее изменился климат. Например, в Канаде и Финляндии в ноябре температура увеличилась на 5 °C по сравнению со средним значением за период 1981—2010 годов, тогда как в Австралии — на 1,88°C, в США — на 1,7°C. Северное полушарие нагрелось больше, чем Южное.
На вопрос, с чем это связано, ученые уже нашли ответ. Никто не сомневается, что изменение климата вызвано, прежде всего, антропогенными факторами. Парниковый эффект, спровоцированный индустриальным миром, несет самую серьезную угрозу общемировому климату. Эколог Джастин Гиллис на страницах «Нью-Йорк Таймс» пишет: «Большой объем научных данных показывает, что промышленные выбросы и, как следствие, перегрев атмосферы предопределяют погодные крайности: снегопады, ливни, морозы, жару, грозы и бури, а также социальные катаклизмы: голод, войны, правительственные перевороты, террор и государственные репрессии».
Однако если рассматривать планетарный тепловой баланс, то атмосфера, суша и гидросфера всегда получали больше тепла, чем поглощали. Причем избыток солнечной и атмосферной радиации, по идее, уравновешивался отражательным излучением и нерадиационным обменом с атмосферой, которая в свою очередь отдавала излишки тепла космосу. И все-таки за 4,54 миллиарда лет существования Земли климат менялся в достаточно широком диапазоне.
Например, в «эпоху динозавров» средняя температура была выше современной на 5−10 °C. А масштабные оледенения поверхности Земли за последние 2 млн. лет случалось, по крайней мере, четыре раза. Даже «после рождества Христова» историками зафиксирована теплая «эпоха викингов» (IX-XII вв.), когда виноградники росли на берегах Балтийского моря. Кстати, первые признаки нынешнего потепления климатологи стали наблюдать в начале XX столетия. Так, средняя температура воды в Баренцевом море в 1919—1928 гг. оказалась на 1,8°C выше, чем в 1912—1918 гг.
Эколог Майкл Снайдер считает, что наша Земля является саморегулирующей системой, которая имеет защитные механизмы на случай «перегрева». В противном случае жизнь, как таковая, исчезла бы. По его мнению, эффективным оружием «небесной канцелярии» является вулканизм. «Возможно, именно поэтому нашу планету начинает основательно трясти, — пишет Снайдер. — Прямо сейчас происходит 40 извержений».
То, что вулканы способны понизить среднюю глобальную температуру, уже не вызывает сомнений. Например, извержение индонезийского Кракатау в 1883 году, по самым разным исследованиям, охладило Землю почти на 1,2 °C.
С другой стороны, если имеют место поствулканические явления, то и климат в нашем взаимосвязанном мире должен влиять на вулканическую активность. Дело в том, что основные вулканы расположены в краевых частях материков, и особенно развиты в пределах островных дуг, которые граничат с глубоководными желобами.
Когда в глобальном океане становится больше воды, она сильнее давит на дно. Кстати, по одной из версий «эпоха динозавров» закончилась в результате так называемого талассократического наводнения (от греч. thálassa — море и krátos — сила), после которого начались извержения вулканов с выбросами пыли и пепла в объеме до 900 миллионов кубометров в год. Кроме того, частые ливни, мощные снегопады, ураганные ветры, вызванные потеплением климата, день за днем разрушают возвышенности и горы, делая их легче. И это тоже меняет равновесие в астеносфере (слой в верхней мантии планеты) и способствует изостазии (явлению, при котором горы подвержены поднятию, по мере того как они разрушаются).
Человечество через промышленные выбросы способно влиять на процессы, происходящие на глубинах 100−120 км под материками и 50−60 км под океанами. Если это так, то нынешнее изменение климата означает, что «палец природы уже лежит на спусковом крючке» мощных вулканов, утверждает Майкл Снайдер. Это ровно тот случай, когда следует перестраховаться, тем более что об опасности свидетельствуют косвенные факторы. Зачастую перед извержениями наблюдаются серии землетрясений, как это было незадолго до пробуждения Турриальба* в Коста-Рике.
«Нечто подобное происходит сегодня в районе трех крупнейших вулканов в США, — пишет Майкл Снайдер. — За последний месяц приборы насчитали множество толчков в районе Сент-Хеленс**, Рейнира*** и в окрестностях Йеллоустоуна, который считается самым опасным».
Так, 9 июня на северо-западных границах Йеллоустоунского парка был зарегистрирован достаточно ощутимый толчок магнитудой 3,7 бала, а 13 июня произошло еще шесть подземных толчков магнитудой уже до 4,3 балов. Сейсмологи утверждают, что к извержению вулкана может привести землетрясение более 6 баллов.
По расчету американских ученых, взрыв Йеллоустоуна сделает зоной катастрофы площадь примерно в 10 тысяч кв. км.
Можно по-разному относиться к гипотезе Майкла Снайдера, равно как и к другим утверждениям о причинно-следственной связи между климатом и вулканизмом. По большому счету, ученые так и не пришли к единому мнению по этому вопросу. Во всяком случае, никто из профессиональных сейсмологов не берется предсказать извержение того же Йеллоустоуна, который стал красной тряпкой для антиамериканистов.
Но ясно одно: даже если не случится глобальной катастрофы, человечеству не избежать вооруженной борьбы за воду и сельскохозяйственные территории. Причем Россия, скорей всего, окажется главной целью климатических войн.
Впрочем, есть еще одна альтернатива, заключающая в том, чтобы «золотой миллиард» уменьшил свои аппетиты. Вот только вряд ли на это пойдут «цивилизованные» американцы и европейцы.
* Действующий вулкан в Северной Америке.
** Активный стратовулкан, расположенный в округе Скамания штата Вашингтон.
*** Стратовулкан в штате Вашингтон.