Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Тихая война с «наследием прошлого»

Тема генерала Франко вновь будоражит Испанию

4671

Продолжение. Начало здесь.

Испания в этом году отметила знаменательную для своей истории дату — 80-летие со дня военного мятежа генерала Франко. Он вспыхнул 17 июля 1936 году и перерос в гражданскую войну, длившуюся до 1939 года.

К истории франкизма

История тогдашних событий замазывалась, лакировалась и извращалась франкистской и пост-франкистской пропагандой, что породило ряд мифов, частично перекочевавших и в российскую историографию.

Существует миф о «националистическом» мятеже. Однако серьёзные историки знают, что это был именно фашистский мятеж, хотя и в специфической клерикальной форме. Легенда о Франко, как патриархальном правителе, появилась позже.

Ещё есть миф о том, что Франко, в духе «национального примирения», повелел построить монументальный комплекс в «Долине павших» в память о всех погибших в той войне. И это позднейшая лакировка — он решил тогда почтить память только своих.

Жив миф и о том, что Франко не дал втянуть страну в войну против СССР. Но его разоблачает сам Адольф Гитлер в своём «политическом завещании»: «Поскольку Испания реально не имела ничего, чтобы внести в качестве общего вклада, я пришёл к выводу, что её прямое вмешательство нежелательно».

Много говорят, что франкизм принёс стране материальные блага. Но это тоже из области мифологии. Да, разрушения в Испании в период гражданской войны были не столь уж велики. Однако довоенного уровня развития она достигла только к середине 50-х годов. Другие нейтральные страны сказочно обогатились, торгуя во время войны с обеими сторонами — и Швеция, и Швейцария, и Аргентина, где тогдашний президент Перон жаловался, что в государственном банке нет места для складирования растущего золотого запаса. Испания же под Франко исхитрилась остаться нищей.

Экономический рост в Испании в 60-х годах был связан исключительно с американцами, объяснившими стареющему и впадающему в маразм диктатору: «Берите курс на либерализм и свободный рынок и предоставьте нам военные базы на своей территории, а мы зальём вашу страну инвестициями и туристами. Или вас сметут коммунисты. Выбирайте!».

Но самым авторитетным критиком режима Франко выступил… Адольф Гитлер:

«Режим капиталистических спекулянтов и поповская банда! Я никогда не прощу Франко за то, что он не перемирил народ после окончания гражданской войны (…) за то, что Франко огульно зачислил в „красные“ всех своих бывших врагов, которые, на самом деле, были довольно далеки от собственно „красных“, и обращался с ними как с бандитами. Поставить половину населения Испании за черту закона! И в то же время, с благословения церкви, позволять крохотной кучке олигархов обогащаться за счёт всего остального народа. Я совершенно уверен, что в Испании очень немногие из так называемых „красных“, на самом деле были агентами Москвы. Нас просто по-чёрному обманули, потому что, если бы я знал настоящее положение вещей, я бы никогда не позволил бы нашим самолётам бомбить голодающее население и в тоже время фактически способствовать возврату испанского поповства со всеми их чудовищными привилегиями».

Гражданская война в Испании привела к 450 тысячам погибших. По приблизительным подсчётам, погибли 320 тысяч сторонников республики и 130 тысяч франкистов. По окончании войны страну покинули более 600 тысяч испанцев, при том, что тогдашнее её население насчитывало около 25 миллионов. Таким образом, в пересчёте на численность населения, процент потерь Испании был многократно выше, чем во время гражданской войны в России.

Ничего удивительного, что после смерти диктатора в 1975 году, его «наследие» испарилось без следа. Ибо наследовать, в настоящем значении слова, было просто нечего: Франко не оставил стране ничего.

Сегодня многочисленные выставки и музейные экспозиции отражают раскалённую обстановку внутри испанского общества по «теме Франко». Причем настроения меняются от того, в каком регионе выставки проходят.

Антифранкистская выставка в Центре искусств королевы Софии

Этот мадридский музей современного искусства создан по подобию Центра Помпиду в Париже. Вопреки рекламирующим его туристским проспектам, он мало популярен, как и многие европейские музеи современного искусства. Чтобы оживить пустующие залы, вокруг находящейся в этом музее знаменитой картины Пабло Пикассо «Герника», разместили и эту выставку. И народ повалил, особенно после 17:00, когда вход в музей становится бесплатным. И иногда после просмотра выставки любопытствующие посещают и залы авангарда.

Первое ощущение от неё — воспоминание про «эзопов язык», которым изъяснялись прогрессивные русские журналисты под пятой царской цензуры. Начинаешь понимать, что цензуры в Испании как бы нет, но для такой щекотливой темы, как франкизм, она реально есть, и даже очень. Поскольку говорить и показывать всё, что хочется, нельзя, то изобретательная творческая интеллигенция Испании делает это так, чтобы формально придраться было невозможно, но чтобы все всё поняли. Пусть это и имеет иногда символический или авангардистский уклон. Но это же, в конце концов, музей современного искусства!

В нескольких залах демонстрируются в непрерывном повторении несколько «подрывных» фильмов, в их числе и «Битва за Алжир», причём на французском. Вообще говоря, этот фильм бичует французскую войну в Алжире в конце 1950-х годов и к франкизму отношения не имеет, но нужно всё время помнить про «эзопов язык», достойный Чернышевского: смотрим про колониальную войну в Алжире, держим в уме гражданскую войну в Испании.

Отдельно — Куба, её столь нашумевшая когда-то «подрывная» конференция Триконтиненталь и латиноамериканские революционеры — Че Гевара и Камило Торрес, Смотрим на стенде старые журналы о революционной Кубе, держим в уме революционную Испанию 1936−39 гг.

Именно так обходила цензуру в XIX веке прогрессивная интеллигенция России.

Музей армии в Толедо

Здание принадлежит армии. Именно здесь, в замке Алькасар, расположен «Музей осады», речь идёт о блокировании там небольшой группировки мятежников с семьями под руководством полковника Хосе Итуарте Москардо в самом начале гражданской войны. Она была деблокирована 27 сентября мятежниками Франко, а сам эпизод стал краеугольным камнем франкистской пропаганды героизма, стойкости и культа смерти. В музее был восстановлен кабинет полковника Москардо.

Но сегодня в Испании царит политический хаос, хотя ведущие СМИ, как могут, его лакируют. Поэтому сейчас основная экспозиция закрыта, затравленная со всех сторон армия боится всего, и на то есть основания. В оставшуюся часть музея вход бесплатен, там показываются политически нейтральные гуманитарные операции испанской армии. Но среди прочего есть любопытные маленькие фигурки военнослужащих разных эпох. Сторонники Франко образца 1936−39 годов, что интересно, отсутствуют, зато есть одна фигурка «республиканца». А вот фигурки испанских фашистских добровольцев, воевавших на русском фронте в 1941−45 годах, есть во множестве. Демонстрировать участие испанцев на стороне Гитлера считается в Испании, надо полагать, политически корректным.

Музей истории Каталонии в Барселоне

Каталония планирует через полгода окончательно выйти из состава Испании. Там каждый год 11 сентября организуются грандиозные, до полутора миллионов человек, демонстрации в поддержку независимости. Неразбериха в Мадриде, создание собственных вооружённых формирований под видом вооружённого до зубов полицейского спецназа и, особенно, избрание в январе 2016 года на должность главы правительства Каталонии Карлеса Пучдемона, имеющего репутацию фанатика её независимости, дают все основания полагать, что отделение в назначенные сроки таки состоится. Поэтому в музее Барселоны можно говорить про франкизм всё, цензура или самоцензура там отсутствует полностью. Некоторые экспозиции даны с левых и крайне левых позиций.

Вот экспозиция по так называемому Восстанию жнецов в 1640 году: скульптурная группа восставших, несколько аляповатая с точки зрения твёрдых адептов стиля соцреализма. Но что это? Восставшие жнецы повергают наземь католическое распятие с висящим на нём Иисусом Христом. Это же открытое глумление над религиозной символикой! Такое было строжайше запрещено экспонировать даже в последние десятилетия СССР. Такого нельзя увидеть и во Франции, где остаётся в силе и продолжает применяться свирепый антиклерикальный закон от 1905 года. Правильно, это и есть кощунство и глумление над верой, в рамках идущей тотальной идеологической войны против католической церкви. Результат этой войны налицо: огромная часть населения Испании и, особенно Каталонии, сейчас открыто заявляет о своём атеизме. Сегодня католицизм в Испании несёт свой тяжкий крест, свою кару за то, что он в своё время поддерживал Франко.

Некоторые экспозиции и комментарии по пролетариату, социальным протестам в Каталонии в начале XX века явно сделаны с левых позиций и очень близки по политической трактовке к таковым во времена СССР. Но насколько выше в Барселоне уровень музейного дела!

С высочайшим профессионализмом сделаны и экспозиции по франкизму. Интересны реконструкции времён гражданской войны. Это надо видеть своими глазами, фотографии лишь частично могут передать высочайший класс зачастую очень политизированных экспозиций, с их видео в непрерывном режиме.

Вот переводы выдержек из некоторых комментариев к экспозициям.

«Диктатура генерала Франко 1939−1975 гг. характеризовалась репрессиями. Тоталитарный режим…

Первые десятилетия его правления сопровождались политикой закрытости, экономическим коллапсом, карточной системой и нищетой. Черный рынок, ограничения на поставки топлива и стагнация — вот к чему привела позиция самоизоляции… Каталонские компании дискриминировались при доступе к сырью и энергии. И только экономическая открытость, начиная с 1959 года, и иностранный капитал способствовал развитию промышленности и туризма. Но спекуляции и отсутствие контроля породили градостроительный хаос и негативное влияние на природу…

В 60-х годах франкизм постепенно терял контроль над тем, что происходит на улицах".

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Юрий Светов

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня