Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский призвал американцев разместить свои вооруженные силы на территории страны. Заокеанские гвардейцы, по его мнению, могли бы послужить щитом от «русской агрессии». Инициатива стала, мягко говоря, неожиданной и ошарашила даже самих американцев. Посол США в России Джон Байерли, комментируя призыв Сикорского, заявил, что внешней угрозы для Польши вообще не существует. А если американцы и будут размещать там каких-то своих солдат, то только для помощи в модернизации вооруженных сил самих поляков.
После отказа США от размещения элементов ПРО на территории Польши часть местной элиты в шоке. В том числе и потому, что фундамент ее политики еще с 1612 года строился именно на русофобии. Однако новые планы США, перезагрузка в отношениях с Россией могут привести к политической «переконфигурации» и в Польше.
Для нынешней варшавской элиты это крайне опасно. Традиции — великая вещь, но в условиях кризиса на первый план выходят экономические проблемы, а следование антироссийским мифам приводит лишь к ухудшению уровня жизни.
Особенно хорошо это видно на примере столь же опасающихся «русской агрессии» Литвы и Латвии, чья экономика, завязанная вопреки призывам бизнеса на антироссийскую политику, буквально обрушилась. Вот и полное тотальное идеологическое и экономическое поражение прибалтийских стран в противодействии проекту «Северный поток» тоже говорит о том, что они остались в прошлом и абсолютно не чувствуют веления времени или хотя бы конъюнктуры, либо пытаются использовать старые приемы для того, чтобы удержаться на плаву. Старый политический инстинкт превратился в трудноизлечимую болезнь, и после смены американских планов относительно ПРО наступил рецидив.
Но все же любопытно, что даже Литва, до кризиса боровшаяся с Варшавой за лидерство в антироссийском походе, стала дипломатичнее, уклоняется от прямых выпадов против Москвы, хотя определенный накал и в ее настроениях остается. Прибалтийские лидеры не бросились на поддержку позиции Сикорского, но Литва напомнила на днях НАТО о необходимости плана по обороне стран Балтии.
Выступая в Риге на встрече трех президентов, глава Литвы Даля Грибаускайте сказала о том, что Балтия хотела бы быть уверенной в своей безопасности, и потребовала конкретных планов по обороне. В отличие от Сикорского, она не стала говорить о «русской агрессии», а намекнула на международный терроризм, напомнив об участии прибалтийских солдат в операциях в Афганистане. Но, в общем, ясно, что это чисто дипломатическое прикрытие реальных намерений. Пока у прежней администрации США существовали планы по созданию элементов ПРО в Польше, Вашингтон и Варшава «наивно» уверяли Москву, будто это не направлено против России. Но как только американцы изменили свои планы, тут же из Варшавы последовали неприкрытые требования защитить страну от России.
Уверения натовских чиновников, европейских коллег в том, что угрозы от России нет, Варшава будто не слышит. Симптоматично и то, что генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, посетивший недавно Прибалтику, как бы предваряя антироссийские заклинания местных политиков, в интервью литовской газете «Летувос ритас» заранее заметил, что «не видит угрозы из России для стран Балтии» и «улучшение отношений с Москвой пойдет на пользу всем заинтересованным сторонам».
Однако, это упреждение не сработало и не избавило его от специфических просьб. Несмотря на то, что генсек не раз говорил о безопасности Прибалтики, оказавшейся под зонтиком НАТО, председатель комитета Сейма Литвы по международным отношениям Аудронюс Ажубалис напомнил о том, «что безоговорочный принцип коллективной безопасности, закрепленный в 5-й статье Вашингтонского договора, должен быть заполнен конкретным содержанием: планами обороны, расширением инфраструктуры, а также учениями по сценарию указанной статьи».
И вот, что касается учений, тут у прибалтийских политиков, как и во многом другом, присутствует очевидный двойной стандарт. Поводом для выпада со стороны Сикорского стали учения, проведенные в сентябре Россией и Белоруссией и якобы предусматривавшие… захват Польши. Но в странах Балтии тоже проходят натовские учения, и не разово, а постоянно. И морские, и воздушные, и сухопутные. Вот и на лето 2010 запланированы очередные, во время которых американская армия высадит морской десант на эстонском побережье.
Легенда у таких учений всегда одна и та же — осуществление неких миротворческих миссий. Однако эти военные игры проходят с привязкой к местностям, граничащим с Россией. Вот и на границе с Россией Варшава хочет ставить американские ракеты, но при этом уверяет, будто они нужны для защиты от Ирана. Точнее, уверяла, потому что после заявлений Сикорского все стало окончательно ясно…
На самом деле, российско-белорусские учения стали поводом не для реальных страхов политической элиты, а для возвращения на устаревшие позиции холодной войны, приносившие ей дивиденды, и где она чувствует себя увереннее.
— Нам не понятно, что стоит за этими учениями, какое известие Россия хочет послать миру, проводя самые крупные учения на границах НАТО с момента распада Советского Союза, — заявил Сикорский.
Масла в огонь подлила польская газета «Wprost», провокационно сообщившая, будто в ходе недавних совместных российско-белорусских учений в Белоруссии Россия имитировала… сухопутное и воздушное нападение на Польшу с использованием ядерного оружия. Хоть бы польские русофобы договорились со своими прибалтийскими коллегами о тактике обличения России! Дело в том, что ранее Латвия обвинила Москву в том, что на тех учениях отрабатывалась операция по захвату… стран Балтии.
Все эти заявления — чистейшей воды провокации русофобов, стремящихся сохранить свои позиции, ускользающие из-за кризиса. Они специально делают вид, будто не слышат трезвых голосов. Генсек НАТО говорит, что сотрудничество с Россией является очень важным, но его позиции будто не замечают. Британский политолог Ник Уитни считает, что «этим странам пора выкинуть из головы идею о том, что им что-то угрожает, они отстали на двадцать лет». Но такое отставание, похоже, — продуманная стратегия прибалтийских ястребов, возглавить которых сейчас и пытается Польша. Продуманная, но устаревшая.
Варшава-Вильнюс