Брюссель отзывает посла из Москвы для консультаций
В США вновь назвали Россию и Китай серьезной угрозой для Соединенных Штатов и их союзников. Замминистра обороны США Джон Руд убежден, что Москва и Пекин намерены изменить мировой порядок.
«Россия и Китай намерены изменить мировой порядок и устоявшие территориальные границы, поэтому эти два государства представляют все более возрастающую угрозу безопасности США», — заявил он на слушаниях в комитете по делам Вооруженных сил Сената Конгресса.
По его словам, главным вызовом в укреплении американской безопасности стало «усиление долгосрочного соперничества с такими ревизионистскими странами, как Россия и Китай». Кроме того, он упомянул и другие угрозы, подчеркнув, что Вашингтону и его партнерам необходимо повышать военные расходы, чтобы противостоять еще и «странам-изгоям» — Северной Корее и Ирану.
Руд также отметил, что, хотя американская армия остается самой сильной в мире, военные расходы должны повышаться, поскольку другие страны модернизируют и улучшают свои вооруженные силы. В частности, Руд напомнил недавнее послание Владимира Путина к российским парламентариям, в котором президент России рассказал о новейших вооружениях.
Брюссель отзывает посла из Москвы для консультаций
На этом основании Руд убежден, что долговременное соперничество с Китаем и Россией требует увеличения финансирования американских ВС, «потому что масштабы этих угроз в будущем лишь возрастут».
Отметим, что в Вашингтоне политики и военные постоянно говорят о том, что Россия и Китай остаются главной угрозой для США. Так, генерал Джон Хайтен назвал Россию наиболее значительной угрозой для страны, а глава Пентагона Джеймс Мэттис отметил, что Китай и Россия хотят построить мир по своим «авторитарным моделям».
Термин «ревизионистские державы» в отношении России и КНР впервые был упомянут в новой американской стратегии национальной безопасности. В документе сказано, что соответствующий термин используется в отношении тех стран, которые пытаются изменить статус-кво.
— Оценки Руда вполне адекватны, если под «нормальным» миропорядком подразумевается американоцентричный порядок, который установился после окончания Холодной войны, — отмечает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Действительно, «вернувшиеся в историю» великие державы Китай и Россия, проводя независимую внутреннюю и внешнюю политику, вполне резонно воспринимаются Вашингтоном как угроза собственной глобальной военно-политической и экономической гегемонии.
«СП»: — А как насчет территориальных границ? Территориальные споры есть у многих государств, но мало кто реально пытается их изменить…
— В качестве примера неуважения устоявшихся границ других государств со стороны России приводится присоединение Крыма в 2014 г., а также признание независимости от Грузии Абхазии и Южной Осетии несколькими годами ранее. Китайским территориальным ревизионизмом, очевидно, называют нежелание отказа Пекина от собственного, путь и существующего исключительно де-юре, суверенитета над Тайванем, а также споры с Японией по поводу принадлежности нескольких микроскопических островов в Южно-Китайском море. Маловато, пожалуй, для серьёзной международной озабоченности, но здесь просто нужно иметь в виду, что для некоторых выражать озабоченность и требовать увеличения военных расходов — часть профессиональных обязанностей, за это, в конце концов, платят деньги и награждают орденами.
«СП»: — По словам Руда, соперничество с Китаем и Россией сегодня стало главным вызовом США. Почему сегодня? Что такого произошло сегодня?
— Здесь совпало множество факторов, причём эксперты, относящиеся к разным наукам, обычно указывают на «свою» сферу как на принципиальную в данном контексте. Одно из объяснений: совпадение объективного роста государств незападного мира с субъективным разочарованием значительной части обществ, западных и незападных, в американской либерально-демократической модели развития.
«СП»: — Руд упомянул также «страны-изгои» — Северную Корею и Иран. Они-то чем представляют опасность Америке? КНДР вряд ли нападет первой, а у Ирана и нападать-то нечем…
— Объективно говоря, никакой военной опасности США эти страны не представляют и представлять не могут. Но следует учитывать два момента: Вашингтон официально озабочен не только своей безопасностью, но и безопасностью своих многочисленных союзников, в частности Южной Кореи и Японии, которым может угрожать КНДР, и Израиля, у которого напряжённые отношения с Ираном. Вместе с этим американский ВПК — это огромная индустрия, которая, однако, стремится ещё больше расшириться, а наличие внешних угроз, пускай и выдуманных — удобный повод лоббировать увеличение оборонных расходов.
«СП»: — Насколько вообще возможна условная антиамериканская коалиция «Россия-Китай»? Или они угрожают США по отдельности?
— В лёгком виде, в рамках Совета безопасности ООН, такая коалиция де-факто уже существует. Говорить же о более «осязаемой» коалиции вряд ли возможно в силу ряда причин. В частности, потому что замена американской гегемонии на условную китайскую — вряд ли в интересах России или, например, Индии.
— США сегодня не могут обозначить угрозу только в лице России или только в лице Китая, — считает политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— Это будет означать откровенный испуг. Поэтому США ищут концептуальную основу для своей новой стратегии безопасности. Причем речь идет именно об американской безопасности, поскольку мир не слишком нуждается в США как глобальном полицейском, в той роли, которую США примеряли последние пару десятков лет. США не может существовать вне парадигмы доминирования, но эта парадигма сломлена. Что делать дальше, они не понимают. Собственно, из заявлений это видно. Единственный рецепт в качестве ответа на угрозы — это увеличение военного бюджета.
«СП»: — По мнению Руда, Москва и Пекин намерены изменить мировой порядок. Насколько адекватно это мнение?
— Россия и Китай уже изменили мировой порядок. Россия укрепилась как мировой военный лидер, а Китай как экономический. Это произошло вопреки мировоззрению и воле, которые навязывали США и их союзники. Как говорится, сами виноваты. Виноваты не в том, что произошло, а в том, что осознание новой реальности наступает только сейчас. Для нас сейчас самая главная опасность — самоуспокоение, расчет только на испуг американцев и их непонимание, что делать дальше. Западная цивилизация устроена только как глобальный, расширяющийся проект. Они будут наступать и расширяться в любом случае, поэтому к угрозам с их стороны мы должны быть готовы. Главная из них — в новых технологиях. Поэтому президент четко обозначит эту угрозу на будущее. Мы должны преодолеть технологическое отставание. Наверстывая в том числе отставание в технологическом образовании. Хватит уже готовить гуманитариев — юристов и экономистов. Стране нужны технические мозги.
«СП»: — Руд подчеркнул, что главным вызовом в укреплении американской безопасности стало «усиление долгосрочного соперничества с такими ревизионистскими странами, как Россия и Китай». Почему оно усилилось именно сейчас?
— Потому что на американцев произвела впечатление демонстрация наших военно-технических достижений, которые рушат концепции давления на Россию именно в военном плане. США отстают даже в скорости осознание реальности.
Крупнейшие силы НАТО не могут поделить зоны влияиния
«СП»: — По словам Руда, американская армия остается самой сильной в мире, при этом он убежден, что ей требуется увеличения финансирования. Зачем?
— Армия США действительно сильная, но по большей части эта сила психологическая. Американцы давно научились достигать своих целей простой «демонстрацией флага», выигрывать у противника чисто психологически. Психологическая война с противником идет и в мирное время. Все вот эти разговоры в 90-е о том, как хорошо жить в Америке — это часть военной пропаганды, внушение массам мысли о том, что США — союзник и прочее. Последние события показывают, что они не воспринимают союзниками никого. Никого кроме тех, кого подчинили своей политике в разных частях света, особенно в Европе. Вот там действительно все отдано на откуп американской армии, которая очень сильна в сравнении с ведущими европейскими странами.
«СП»: — Насколько авторитетно заявление Руда? Прислушаются ли к нему? Подобные высказывания вообще оказывают влияние на американскую внешнюю политику?
— Пока эти заявления — маневры, процесс осознания новой реальности, упрощенные формулировки, сочетающие испуг и браваду. Когда к американцам придет осознание угроз, возможно, они будут даже не столь воинственны, попробуют опять убедить нас в том, что нужна «перезагрузка». Предыдущая попытка «перезагрузки», как мы помним, была столь неубедительна и смешна, что о ней все забыли.
Новости политики: Мэй хочет убедить европейских партнёров выслать из своих стран российских дипломатов
Новости Китая: Си Цзиньпина единогласно переизбрали на второй срок