25 января в окружном административном суде Киева слушается так называемое «дело хиджабов». Крымская татарка Сусанна Исмаилова судится с Министерством внутренних дел Украины, требуя разрешить ей сфотографироваться на паспорт в хиджабе — традиционном платке мусульманок.
Сусанна живет в Бахчисарае, ей исполнилось 25 лет и настало время вклеить следующее фото в паспорт. В древнюю столицу Крымского ханства Исмаилова вместе с многочисленными родственниками переехала из степного Джанкоя, где семья получила землю вместе с другими татарами-репатриантами. Потом они решили перебраться под сень бахчисарайских минаретов. Именно здесь обосновались самые крупные на полуострове общины исламистов радикального толка.
По традиции, достигнув совершеннолетия, правоверная мусульманка обязана покрывать одеждой открытые части тела, кроме лица и кистей рук. Без хиджаба ее может видеть только муж и самые близкие родственники. На рынках Симферополя и других крымских городов появились ряды павильонов с платками и платьями соответствующего ассортимента. Одежда разительно отличает татарок от других женщин полуострова. Особую мусульманскую одежду везут из Турции.
— Как предписано нам Кораном, я уже с 16 лет ношу хиджаб, — утверждает Исмаилова в письменном заявлении для суда. — Это наш образ жизни, и мы требуем своего права. Я не могу показывать чужим мужчинам паспорт с фотографией без платка.
У Сусанны недавно родился третий сын, и молодая мама осталась с малышом в Крыму, а ее интересы на судебном процессе в Киеве представляет адвокат Энвер Умеров, прославившийся успешной защитой боевиков Крымского меджлиса. Сегодня он убеждает судей, что хиджаб не мешает идентификации личности. Например, на многих женских фото с длинными волосами не видны уши, но никто не принуждает стричься или изменять прическу.
Как основной аргумент, адвокат Умеров приводит постановление Верховного Суда Российской Федерации, согласно которому «граждане, религиозные убеждения которых не позволяют появляться перед посторонними без головного убора, могут предоставлять на паспорт фотографию в головном уборе».
Законодательство Украины строго обязывает своих граждан предоставлять фото на паспорт без головного убора. Однако нет правила без исключений — семь лет назад паспортный стол Джанкойского района без проблем вклеил первый снимок Сусанны в религиозном платке. Там это не было проблемой. Зато власти Бахчисарая крайне озабочены распространением ваххабизма. Для усмирения буйствующих исламистов сюда приходилось вводить бронетехнику и тяжело вооруженный спецназ. Несколько лет назад пулеметные очереди и взрывы гранат гремели на центральных улицах города.
Официально Исмаиловой отказали на основании приказа МВД № 600
Такая организация запрещена во многих странах мира, в том числе на Ближнем Востоке. «Хизбы» проповедуют создание всемирного халифата. По их учению, любой отступник от истинной веры может и должен быть уничтожен.
Община «Салачик» вместе с другими такими же формированиями Крыма отказывается подчиняться украинским властям. Десятки тысяч радикальных исламистов не принимают участия в нынешних президентских выборах. Они говорят, что построят в Крыму составную часть будущего халифата — национальную татарскую республику.
Еще один исламский козырь на «процессе платков» - 830 заявлений от мусульманок из Донбасса, Киева, Харькова и Запорожья, которые хотят присоединиться к иску Сусанны Исмаиловой. Похоже, право на религиозный головной убор стало для них лишь поводом. Активистка Динара Джилялова говорит, что «эта победа приведет к истине многих заблудших».
Мусульмане юга Украины не испытывают недостатка в средствах. Самый богатый человек страны, хозяин донецкого клуба «Шахтер» Ринат Ахметов — татарин по национальности. Его семья дистанцируется от радикального ислама, однако не отказывает в помощи единоверцам.
Мощным спонсором для религиозного движения крымских татар стал россиянин Вагит Алекперов. На деньги «ЛУКОЙЛа» под Севастополем построен один из самых крупных мусульманских центров автономной республики. Вместе с большой мечетью в севастопольском поселке Кача появилось национальное родильное отделение и мусульманская школа. А неподалеку стоит вилла певицы Алсу.
За последние годы на территории Крыма появились восемьдесят новых мечетей. Мировой экономический кризис не остановил работы. Финансирует такое супер-масштабное строительство правительство Турции, Кувейт, Эмираты и мусульмане США. Любопытно, что сами крымские татары на собственные деньги не возвели еще ни одного нового минарета.
Республика Крым
Фото автора.