Владельцам машин пора срочно запасаться канистрами с бензином и соляркой — АЗС массово закрываются
Неделю назад, 17 ноября, тоже в субботу, по всей Франции начались протесты так называемых «жёлтых жилетов» — против очередного повышения налога на бензин и солярку. Демонстрации не прекращаются по сей день. Самые первые акции заканчивались жесткими столкновениями с полицией. По данным МВД Франции, к началу второго дня протестов в ходе этих стычек пострадали более 400 человек, из них 14 полицейских. 157 бунтовщиков были взяты под стражу.
Что же вывело десятки тысяч людей на улицы?
Сегодня 64% стоимости бензина на французских АЗС составляют налоги. Теперь эта цифра должна увеличиться. Повышение цен власти связывают со стремлением улучшить экологию и стимулировать переход автомобилистов на электромобили.
Особенно возмущает французов рост цен на дизельное топливо. Солярка сейчас стоит на многих заправках около 1,5 евро за литр (примерно 115 рублей) и почти сравнялась по цене с бензином. А большинство французов, особенно в провинции, все еще ездят на машинах с дизельными двигателями.
Владельцам машин пора срочно запасаться канистрами с бензином и соляркой — АЗС массово закрываются
Добавьте сюда рост цен на мазут, которым отапливаются миллионы домов, газ, повышение налогов — получится действительно «горючая смесь».
Кстати, для справки: с населения и предприятий во Франции взимается сейчас 233 вида различных налогов, сборов и акцизов.
Непосредственным поводом для акций «желтых жилетов» послужило воззвание 32-летней торговки Присциллии Людовски (Priscillia Ludosky) против повышения налога на топливо. Воззвание мгновенно разлетелось по социальным сетям, его подхватила местная пресса, а позже — национальные газеты. Под самой петицией за сутки подписались почти 900 тысяч человек. Правда, на пике протестов «живое», а не виртальное участие в них приняли не более 300 тыс. Но и этого хватило, чтобы «из искры возгорелось пламя».
Сегодня по всей стране блокируются автотрассы, бензоколонки, склады горючего и другие ключевые объекты по всей Франции, горят покрышки. При этом движение «желтых жилетов» не связано ни с политическими партиями, ни с профсоюзами, в нем нет лидеров. Стихийный протест против топливного налога привел к тому, что демонстранты начали вспоминать и про падение покупательной способности в целом.
Газета «Ле Монд» постаралась определить социальный профиль протестующих: это домохозяйства в пригородных районах, которые используют свой автомобиль для всех своих поездок. Их доходы скромные или средние, они могут являться квалифицированными рабочими, служащими, ремесленниками, торговцами или медицинскими работниками, но их характеризует проживание в пригородах.
Для рядовых автомобилистов, желающих преодолеть блокаду автодорог, решение проблемы очень просто — надо одеть, в знак поддержки движения, свой собственный желтый жилет, находящийся у всех под сидением автомобиля.
Наиболее жёсткие формы столкновения приняли на острове Реюньон (фр. Réunion) — это заморский регион Франции, остров в Индийском океане, в 700 км к востоку от Мадагаскара с численностью населения 860 тысяч человек. Это забытая богом и Парижем территория, без всякого производства или нормального сельского хозяйства, населённая потомственными безработными. Остров фактически восстал, ничего подобного тут не было уже тридцать лет. Дневная блокада дорог «жёлтыми жилетами» сменяется по ночам актами вандализма подростков. Горят машины, разграблены некоторые супермаркеты и магазины. На острове введён комендантский час, закрыты школы, администрация, имеют место перебои в работе аэропорта.
Ведущие СМИ утверждают, что с каждым днём движение понемногу выдыхается. Так ли это, или просто кому-то очень нужно, чтобы ситуация была преподнесена именно так? Посмотрим.
Между тем, в среду Испания выразила свой протест: на границе с Францией в районе Страны Басков образовалась очередь грузовиков длиной 13 километров. А Франция — крупнейший покупатель испанской сельхозпродукции.
Власть считает бедных россиян «проклятым племенем»
Напряжённость в стране ощутима, она просто висит в воздухе. Можно услышать во множестве проклятия, причём даже не столько в адрес конкретных властей, но системы. Достается, само собой, и Макрону, которого во Франции называют «президентом богатых».
Единственное, чем могут утешать себя французы, это тем, что в соседних Италии и Испании ситуация ещё хуже. И нынешнее повышение налогов на топливо — лишь повод выплеснуть своё негодование. Если нынешнее противостояние вновь затухнет само собой, как это произошло с движением «Ночное стояние», сотрясавшим страну в первой половине 2016 года, то новый повод для беспорядков и нестабильности во Франции обязательно найдётся.
А в эту субботу «жёлтые жилеты» готовят блокаду Парижа. По данным французской прессы, для участия в манифестациях в столицу собираются приехать около 30 тысяч человек. Главная достопримечательность французской столицы прекратит принимать посетителей из-за демонстраций на Марсовом поле.
Евросоюз и еврозона: Министр финансов Франции хочет видеть Европу империей, подобной Китаю и США