В четверг, 3 июня, в Турции состоялись похороны активистов гуманитарного каравана, погибших во время штурма турецкого судна Mavi Marmara, пытавшегося доставить груз в сектор Газа. Живых страна встречала, как героев.
Закончилось вынужденное пребывание в Израиле и для участников экспедиции из других стран. В ночь на четверг в Софию из Тель-Авива вернулись репортер болгарского телевидения Светослав Иванов и оператор Валентин Василев. Оба журналиста провели три дня в депортационном лагере на окраине Тель-Авива, куда их заключили после кровавого штурма израильскими солдатами «Флотилии мира». Болгарские журналисты намеревались снять документальный фильм о доставке кораблями гуманитарной помощи для населения сектора Газа, блокированного Израилем.
— Это был штурм покруче, чем в ином американском боевике, — говорит Светослав — И мы были его участниками, хотя могли бы стать и его жертвами …
Журналисты рассказали своим коллегам, что хотели видеть сквозь объективы телекамеры, какой груз везут шесть теплоходов, самый большой из которых — турецкий. На его борту было более 500 правозащитников и журналистов из разных стран мира. Болгары плыли на самом маленьком — греческом судне, которое везло разборные домики и электрокары для инвалидов. Никто не мог даже подумать, что будет столь жестокий штурм. Хотя пассажирам на всех судах сказали, что возможна попытка остановить корабли на подходе к сектору Газа. И четко проинструктировали, как вести себя, чтобы не спровоцировать нападение. Даже запретили выносить из кают трубы, тромбоны, другие музыкальные инструменты, ибо отражаемые ими отблески моря и солнца можно принять за ножи. И уж, конечно, в крайнем случае не оказывать никакого сопротивления.
— Для находившихся на борту нашего судна этот «крайний случай» обернулся переломанными руками и разбитыми головами, — горько шутит Валентин. — Они пытались защитить капитанскую рубку от атаки десантников.
— Днем, накануне штурма, на радиочастотах флотилии представитель ВМС Израиля дал команду всем судам выйти на связь. Наш капитан расценил это как провокацию и не сделал этого. К вечеру представитель ВМС Израиля снова вышел на наши радиочастоты, чтобы идентифицировать суда флотилии, и предупредил, что мы с риском для капитана и пассажиров влезли в территориальные воды. Хотя до них было более 100 морских миль — все происходило в международных водах.- уверяет Светослав Иванов.- Тем не менее, все надели спасательные жилеты, хотя надеялись, никто не станет атаковать мирный корабль ночью. И легли спать. Но в какой-то момент все каюты обошел помощник капитана и, хлопая в ладоши, будил спящих. Проснувшись, люди увидели быстро приближающиеся катера и услышали боевые крики израильских десантников. Буквально в считанные секунды они уже были на борту судна. Мы подняли руки и показали на таблички «Пресса» на груди. Увидев страх в глазах одной американки, коммандос по-английски сказал: «Будьте спокойны, никто не пострадает…»
Валентин незаметно вынул кассету и спрятал в карман, но потом ее конфисковали, как и камеры, багаж и абсолютно все, что у нас было. Оставили нам только брюки да рубашки, в которые были одеты. Через 8 часов нас доставили в порт Ашдод. Там нас демонстративно снимали, как арестованных, хотя никто не сказал, что мы преступники. Хватали по двое, выкручивали руки назад.
-В «санатории», как мы назвали нашу тюрьму, нам на второй день дали по одному сандвичу. — дополняет коллегу Валентин Василев — Воду разрешили пить из-под крана, но она имеет вкус и цвет ржавчины и очень теплая, даже горячая — градусов 40. И вонючая. Я не пил, боясь подхватить какую-нибудь заразу. Только в самолете напился вдоволь. Со Светославом нас развели по разным камерам. Но больше всего угнетало то, что ты, ни в чем не виновный, не имеешь права выйти из камеры. Вместо решетки тебя отделяют от всех мощные металлические ворота с шумонепроникаемыми стеклами. Чувствуешь себя как в доме для сумасшедших… К тому же у меня конфисковали даже лекарства, регулирующие давление… А их надо пить каждое утро и на ночь. Попросил вернуть. Никакой реакции. Через час повторил просьбу — тот же результат. Обещали прислать врача, но он так и не пришел. Не знаю, как еще держусь на ногах.
В оценке операции израильских военных единодушны все активисты — пассажиры судов «Флотилиии мира». Шведский писатель Хенинг Манкель в интервью шведскому радио заявил, что израильские коммандос стреляли по спящим людям. «Израильтяне превратили военно-морские силы в пиратов… Что будет в следующий раз, когда придем сюда с сотнями лодок. Сбросят атомную бомбу?»
Греческий активист Арис Пападокостопулос, который был на борту «Свободного средиземноморца» сказал корреспонденту БиБиСи в Афинах, что людей били электрошоковыми дубинками, но тяжело раненых нет. Коммандос на всех шести кораблях флотилии, перевозящих 10 000 тонн гуманитарной помощи палестинцам в Секторе Газа, действовали жестоко и беспощадно.
Тем временем, стало известно, из Ирландии в Газу отправилось еще одно судно с грузом гуманитарной помощи — «Рейчел Корри». Сейчас оно находится в Греции.
София