25 ноября тегеранские газеты сообщили о неудаче в попытке найти общий язык с Эр-Риядом и о неожиданном прорыве в отношениях с Баку. Удивительно это тем, что политологи всё прогнозировали с точностью до наоборот. В преддверии ядерной сделки персы нуждались в поддержке саудовцев, тогда как с азербайджанцами они совсем недавно были на ножах.
Однако после четырех раундов переговоров Саудовская Аравия назвала диалог с иранцами безрезультатным, хотя и заявила, что отношения между странами не испортятся. «Являясь одним из самых важных событий в регионе, переговоры между Саудовской Аравией и Исламской республикой Иран, состоявшиеся в Ираке, за последние несколько месяцев обескуражили многих, — пишет агрегатор ближневосточных новостей French Press TV. — Эр-Рияд надеется найти там решение ряда проблем, стоящих перед ним в регионе, но прежде всего пути выхода из трясины Йемена. Со своей стороны, Иран на каждом раунде переговоров напоминал, что он не является посредником».
На этом фоне выглядит несколько неожиданным сообщение иранского информационного агентства Shana, в котором говорится, что встреча между заместителем премьер-министра Азербайджана Шахином Мустафаевым и министром нефти Ирана Джавадом Овджи завершилась «подписанием новых документов о сотрудничестве в области нефти и газа в ближайшем будущем».
Детали, как водится в таких случаях, не раскрываются, поэтому не ясно, чем на самом деле закончились переговоры: то ли стороны «договорились договориться», то ли и в самом деле Азербайджан, напуганный недавними тегеранскими угрозами, ринулся в объятия Ирана. А персы в свою очередь не прочь сблизиться с соседом, лишь бы тот не обижал шиитов.
Овджи в интервью по итогам встречи сообщил, что были достигнуты договоренности о возможных газовых свопах из соседних стран в Азербайджан, в том числе из Туркменистана, а также о поставках газа в анклав Нахичевань. В свою очередь Мустафаев косвенно подтвердил слова визави, заявив: «Иран и Азербайджан обсудили ряд новых проектов в энергетической сфере. В связи с этим будут подписаны новые документы». Сейчас, судя по словам заместителя премьер-министра, группа азербайджанских экспертов находится в Иране для проработки деталей других документов, в том числе касательно совместной нефтедобычи на Каспии.
Что показательно, официальный Баку о «прорыве в газовых переговорах с Тегераном» не сообщил. Азербайджанская пресса ссылается не на национальные источники, а на иранские СМИ. Как говорится, «знает кошка, чье мясо съела». Дело в том, что все это категорически не нравится Анкаре, прежде всего лично Эрдогану.
На первый взгляд, Алиев беспокоится об энергоснабжении анклава Нахичевань, отделенного от метрополии территорией Армении, с которой, как известно, у Азербайджана вражеские отношения.
Еще в 2004 году Баку и Тегеран заключили своповый договор, по которому газ из Азербайджана поступает в близлежащий иранский город Астара, а взамен иранский газ идет в Нахичевань, за минусом 15% в качестве платы за транзит.
Алиев считал эту сделку невыгодной, и в свое время попросил Эрдогана построить газопровод из Турции. Но у Анкары, воюющей на трех фронтах: на двух «горячих» — в Идлибе, Ливии — и одном «холодном» — с Грецией в Средиземноморье, похоже, отсутствуют экономические возможности решить эту проблему. Тем не менее, можно предположить, что Баку все-таки получил уступку за транзит, тогда как Тегеран якобы пошел на имиджевые потери, прогнувшись под несгибаемого Ильхама Гейдара оглы.
По информации информагентства Shana, «в своих комментариях о Туркменистане Овджи мог иметь в виду сделку по свопу для Нахичевани, согласно которой Иран будет поставлять свой газ в азербайджанский анклав, как и ранее, но взамен получать туркменское голубое топливо, оплачиваемое Баку». Таким образом, Тегеран отказывается от газа, поставляемого из Азербайджана в Астару.
Политически и, возможно, экономически такая схема выгодна Баку, так как Алиев уже неоднократно обращался к России для удовлетворения своих растущих потребностей в голубом топливе. Типа, с изолированными от внешнего мира туркменами легче договориться, чем с русскими, которые «толкают» газ Европе по баксу за кубометр.
Ясное дело, тут как тут нарисовались турки со своими хотелками. Вкратце напомним историю энергетических соглашений между Баку и Анкарой: в 2001 году тогдашними президентами Азербайджана и Турцией Гейдаром Алиевым и Сулейманом Демирелем соотвественно был подписан 20-летний газовый контракт. По этому договору Турция ежегодно фактически даром по трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум импортировала 6,6 млрд кубометров голубого топлива в год с каспийского месторождения «Шах-Дениз».
С учетом тяжелейшего экономического кризиса, поразившего Турцию, и летящей в пропасть турецкой лиры, халявный газ из Туркменистана был бы для Анкары очень кстати. Но Алиев, похоже, показал фигу Эрдогану. Наблюдатели отметили, что заместитель министра энергетики Турции Альпаслан Байрактар очень скупо и даже раздраженно комментирует трудные переговоры между азербайджанской нефтяной госкомпанией SOCAR и турецкой госкомпанией по импорту газа Botas.
«Неожиданно переговоры затянулись на все лето, вызвав слухи о серьезных различиях, начиная по цене и заканчивая по объему, поскольку у Азербайджана не хватает газа для удовлетворения своих внутренних и экспортных потребностей», — отмечает эксперт по энергетике Дэвид О’Бирн, детально знакомый с этой тематикой.
Энергетический аналитик Джон Робертс, старший научный сотрудник Атлантического совета, добавляет, что между Баку и Анкарой перебежала черная кошка, несмотря на то, что Азербайджан зависит от Турции, как от своего единственного маршрута для экспорта газа в Европу по трубопроводу TANAP.
До недавнего времени действовало два контракта между этими странами, но один Алиев отказался продлить, тем самым поставив турок в очень трудное положение. Особенно обидно было Эрдогану летом, отмечает Джон Робертс. Низкий уровень воды в основных гидроэлектростанциях страны поставил его в сильную зависимость от газа. Но друг Ильхам Гейдар оглы не пришел на помощь, хотя именно поддержка турок обеспечила азербайджанцам победу над Ереваном в прошлогодней войне. Мало того, что операторами ударных БПЛА «Байрактар» в Карабахе были турки, так еще Анкара поставила «пушечное мясо» в виде сирийских бандформирований, которые первыми лезли на армянские амбразуры.
Чтобы понять степень предательства, Дэвид О’Бирн напоминает: «Президент Реджеп Тайип Эрдоган и его партия находятся на историческом минимуме по опросам общественного мнения. Их внимание сосредоточено на президентских и парламентских выборах, запланированных на 2023 год, а также на необходимости сдерживания цен на энергоносители для экономически активного электората, который и без того испытывает потрясение из-за роста инфляции и падения лиры».
Сегодня Эрдоган остро нуждается в поддержке Алиева в газовом вопросе, и демарш Ильхама Гейдара оглы наносит ему не только экономический, но и тяжелый репутационный ущерб. Оппозиционные турецкие блогеры особо подчеркивают, что даже азербайджанский друг отказался от нынешнего турецкого лидера «тюркского мира». И это похоже на правду, поскольку Баку сообщил, что берет паузу по крайней мере до 2024 года для перезаключения газового соглашения.
Оно и понятно: зачем договариваться с «хромой уткой»? Между тем, на тамошних форумах ищут руку Москвы, типа «Эрдоган и Алиев сильно поссорились на радость Путину». Впрочем, есть и такие, кто не доволен позицией Баку: «Мы же помогли вам разгромить армян, а вы нам свинью подложили».