Военная операция России на Украине заставляет нейтральные Финляндию и Швецию всерьез задуматься о вступлении в НАТО. По мнению Хельсинки и Стокгольма, такое членство укрепило бы обороноспособность Североатлантического союза и значительно повысило бы безопасность в Балтийском регионе.
Иэн Бонд, директор по внешней политике центра европейских реформ:
— Действия России на Украине заставили европейские страны задуматься о собственной безопасности, а не о грандиозных проектах общеевропейской архитектуры безопасности. Все, что мешает Путину угрожать большему количеству европейских стран, должно рассматриваться как полезное.
Для Финляндии и Швеции, даже если Россия выйдет из нынешнего конфликта способной к дальнейшим недружественным действиям в отношении соседей (что сомнительно, учитывая масштабы ее потерь), членство в НАТО повысит их безопасность. Между тем членство Финляндии и Швеции укрепит Североатлантический союз в военном и географическом отношении.
Хотя финские и шведские вооруженные силы уже несколько лет работают бок о бок с НАТО, они не могли рассчитывать на гарантии обороны, предусмотренные статьей 5 устава альянса, и НАТО не могла рассчитывать на их готовность в случае кризиса. Теперь они могут быть интегрированы в планы НАТО по защите Балтийского региона, и могут извлечь выгоду из сдерживающей позиции альянса.
Для НАТО гарантированный доступ на территорию Финляндии и Швеции в случае кризиса ослабил бы опасения по поводу усиления прибалтийских государств. Единственной стороной, которая проиграет, будет Путин: позиции России в Северо-Восточной Европе будут значительно ослаблены. Это само по себе хорошо для европейской безопасности.
Кейт Хансен Бундт, генеральный секретарь норвежского атлантического комитета:
— Членство Финляндии и Швеции в НАТО изменит геополитическую ситуацию. Это укрепит сдерживание и оборону НАТО за счет присоединения к альянсу демократических, богатых и относительно сильных в военном отношении стран в стратегически важном регионе.
В настоящее время Северный регион характеризуется «стратегическим разрывом». С Финляндией и Швецией в НАТО все пять северных стран будут объединены в боеспособное оборонное сообщество, обеспечивающее взаимные гарантии обороны, а также стратегическую глубину, которая улучшит безопасность и способность к коллективной обороне, не в последнюю очередь для малых прибалтийских государств.
Для примера: коллективная воздушная мощь северных государств через пару лет будет состоять из 150 боевых самолетов F-35 и 72 действующих шведских истребителей JAS «Gripen». Если мы добавим Великобританию, Германию и Нидерланды, то в Северной Европе будет почти 250−300 F-35 плюс шведские JAS. Это создаст надежный режим сдерживания на северном фланге НАТО. Это также улучшит способность НАТО защищать трансатлантическое морское сообщение в Северной Атлантике от российской стратегии противодействия доступу. Это имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы в случае серьезного кризиса подкрепление со стороны США могло достичь Европы.
Членство двух государств, вероятно, усилит напряженность в отношениях с Кремлем в краткосрочной перспективе, но оба государства, как это ранее сделала Норвегия, обеспечат различные меры безопасности, связанные с иностранными базами и ядерным оружием в мирное время. И на самом деле, и Финляндия, и Швеция уже глубоко интегрированы в НАТО. Они уже являются квази-членами и им потребуются лишь небольшие корректировки и углубление и без того всеобъемлющего регионального оборонного сотрудничества, институционализированного в рамках Оборонного сотрудничества Северных стран и других субрегиональных органов сотрудничества.
Андреа Кристоу, кандидат философии эдинбургского университета:
— Военная операция России на Украине, несомненно, послужила стимулом для вступления Швеции и особенно Финляндии в НАТО. Изменение общественного мнения в обеих странах, безусловно, отражает актуальность этого события, поскольку операция изменила существующий дискурс в пользу членства в НАТО и мобилизовало граждан обеих стран.
Стремление к членству в НАТО действительно обеспечило бы гарантии безопасности обеих стран, но это также может оказаться полезным для архитектуры безопасности Европы. Это может не только укрепить европейскую опору по отношению к НАТО, но и увеличить возможности североатлантического союза, предоставив ему ресурсы и стратегический доступ к северному региону Европы.
Тем не менее, будет ли членство Финляндии и Швеции в НАТО полезным для европейской безопасности, зависит от готовности Европы использовать этот больший политический вес для обеспечения большего единства и проведения эффективных совместных действий против общих угроз. Европа должна оставаться единой, даже если это означает укрепление потенциала НАТО вместо собственной стратегической автономии Европы. До тех пор, пока Европа и ее союзники будут действовать в единстве, Россия не сможет извлечь выгоду из разногласий на Западе и еще больше обострить кризис.
Оливье де Франс, старший научный сотрудник французского института международных и стратегических отношений:
— Несмотря на свои давние национальные традиции нейтралитета, Швеция и Финляндия являются двумя членами ЕС, военный, промышленный и финансовый вес которого далеко не ничтожен. На нынешнем этапе дополнительное влияние для НАТО, безусловно, не помешало бы. Но интересен также лежащий в основе этого сдвиг в долгосрочной серьезности европейской безопасности.
Президент России Владимир Путин к настоящему времени отказался от всех претензий на то, что он разделяет нормативные устремления Европы, но также и от любых попыток умилостивить их, что еще более красноречиво. Он подтолкнул и НАТО, и ЕС обратно к коллективной безопасности и тем самым заставил европейцев избавиться от тех иллюзий, за которые они все еще цеплялись, в отношении мира, в котором они живут.
В этом контексте можно надеяться, что дебаты в Стокгольме и Хельсинки о членстве — вместе со знаменательным референдумом Дании о присоединении к Общей политике безопасности и обороны ЕС — предвещают период, когда географическое и стратегическое совпадение между НАТО и ЕС гарантирует, что их институциональная борьба, наконец, станет второстепенной.
Каролин де Грюйтер, корреспондент по европейским делам NRC «Handelsblad»:
— Да, это определенно так. Финляндия и Швеция уже интегрированы в оборонные планы своих соседей, будь то через НАТО, Северное оборонное сотрудничество или ЕС. Уже с этой точки зрения их членство в НАТО было бы очевидным выбором. Но это также было бы связано с причинами, по которым они до сих пор не вступили в НАТО.
Финляндия не хотела присоединяться к североатлантическому союзу, потому что это раздражало бы ее крупного соседа. Иметь Россию в качестве соседа рискованно. Но страх — это неправильная основа для стратегического позиционирования страны. Вступив в НАТО, Финляндия продемонстрировала бы, что Россия может добиться именно этого с помощью запугивания. Страх жертв поощряет хулигана.
У Швеции есть традиция нейтралитета. Но нейтралитет развивается, что показывают и нынешние дебаты в Швейцарии. Становится все труднее использовать нейтралитет в качестве фигового листка. В наши дни это может отдавать соучастием. Вступление Швеции в НАТО при сохранении своей принципиальной внешней политики стало бы мощным сигналом для Европы. Глубокая безопасность идет рука об руку со свободой, правами человека, демократией и верховенством закона, и их лучше всего продвигать и защищать в составе группы стран-единомышленников, которые уважают друг друга и помогают друг другу. Путину это не понравилось бы. Это признак того, что это правильный поступок.
Юстина Гутовска, координатор программы региональной безопасности центра восточных исследований, Варшава:
— Членство Финляндии и Швеции в НАТО имеет стратегическое значение по военным и политическим причинам. В военном отношении присоединение обеих стран повысило бы уровень безопасности в регионе Балтийского моря и на Крайнем Севере. Это также помешало бы России воспользоваться их неприсоединившимся статусом, пытаясь использовать части их территорий для проведения военных операций против союзников по НАТО.
Финляндия и Швеция будут полностью интегрированы в оборонные планы и операции НАТО. Их военный потенциал изменит существующий региональный дисбаланс в регионе Балтийского моря, который в настоящее время выгоден Москве, а также придаст стратегическую глубину обороне Литвы, Латвии и Эстонии.
С политической точки зрения членство Финляндии и Швеции укрепит группу стран восточного фланга НАТО на долгие годы, даже когда последствия нынешней российской операции на Украине исчезнут. Швеция и Финляндия тогда смогут внести свой вклад в критические обсуждения отношений с Россией в НАТО. Их присоединение также сделает аргументы сторонников европейской стратегической автономии в области обороны менее убедительными, поскольку одним из аргументов было то, что на некоторые страны ЕС, включая Финляндию и Швецию, не распространяются гарантии статьи 5.
Густав к. Грессельсен, старший научный сотрудник программы «Большая Европа» Европейского совета по международным отношениям (ECFR)
— Их заявка на членство в НАТО является очевидным результатом действий России на Украине. Обе страны уже давно заявляют, что, несмотря на неприсоединение, они настаивают на свободе выбора альянса в случае необходимости и на своем полном суверенитете в вопросах обороны. Предложение России о новом соглашении о безопасности от 17 декабря, которое предусматривало фактический откат процесса расширения НАТО и принудительную нейтрализацию этих стран, было прямо противоположным этому.
Более того, Соединенные Штаты явно и недвусмысленно являются лидером акции по оказанию помощи Украине. Осторожный подход европейских держав, напротив, ясно показывает разницу в ценности любого военного союза, возглавляемого Соединенными Штатами, по сравнению с тем, что может означать статья 42.7 договора о ЕС.
Тот факт, что и Финляндия, и Швеция нацелены на самооборону, также означает, что обе страны обладают боеспособными вооруженными силами. В частности, финские концепции тотальной обороны стали образцом для подражания для других государств НАТО и, совсем недавно, для Украины в том, как организовать силы территориальной обороны и военно-гражданское сотрудничество.
То, как Украина борется с Россией, также является подтверждением финской или скандинавской военной мысли. Интеграция их в НАТО и институционализация военного сотрудничества принесут взаимную выгоду.
Опять же, операция на Украине показывает, что, хотя Россия располагает достаточным количеством оружия глубокого поражения, у нее есть проблемы с определением целей за пределами непосредственного тыла линии фронта. Размещение собственных самолетов НАТО, беспилотных летательных аппаратов и средств глубокого удара на замаскированных базах в тылу защитило бы их от российской разведки и позволило бы проводить операции над странами Балтии. Вряд ли найдется лучшее место, чтобы спрятать их, чем скандинавские леса.
Вместо того, чтобы поддаваться на российское запугивание, европейцы должны принять заявку Финляндии и Швеции на вступление в НАТО, поскольку это также отвечает их собственным интересам безопасности.
Ева Майклс Беатриу де Пиньос, научный сотрудник барселонского института международных исследований:
— Членство Финляндии и Швеции послало бы России четкий сигнал: она наказана за свои действия на Украине и сталкивается с последствиями, которых стремилась избежать.
Членство в НАТО делает европейские государства менее уязвимыми перед внешней агрессией и помогает им сохранять баланс против России, что является единственным жизнеспособным вариантом для достижения более мирной Европы в долгосрочной перспективе.
Загонит ли это Россию еще дальше в угол? Нет, Россия загнала себя в угол, развязав операцию на Украине, и вполне может сделать это снова. Членство Финляндии и Швеции предполагает, что европейцы становятся более серьезными в своих усилиях по противодействию серьезной угрозе, одновременно подтверждая преимущества для безопасности от сильных трансатлантических связей.
Хотя потребуется ответить на многие вопросы о любых новых физических изменениях, связанных с членством в НАТО (например, развернет ли НАТО дополнительные боевые группы для защиты расширенной границы с Россией или, возможно, создаст новую штаб-квартиру?), не может быть никаких сомнений в том, что способность обеих стран сдерживать будущую агрессию будет усилена статьей 5 НАТО, которая широко рассматривается как более важное обязательство по коллективной обороне, чем статья 42.7 ЕС.
Автор: Джуди Дэмпси (Judy Dempsey) — иногородний старший научный сотрудник «Carnegie Europe» и главный редактор блога «Strategic Europe». Автор книги «Феномен Меркель» (Das Phänomen Merkel, издание Körber-Stiftung, 2013).
Перевод Сергея Духанова.
Источник здесь