
Впервые со времён подписания Шенгенского соглашения 1985 года, положившего начало безвизовому пространству на территории Евросоюза, ведущие европейские политики открыто призывают задуматься об отмене некоторых его положений и возвращении, по крайней мере, частичном, национальных виз. Причиной стала «арабская весна» — серия революций, прокатившихся в последние месяцы по странам Магриба — и вызванный ими поток арабских иммигрантов в Европу. Европейским государствам остаётся либо обороняться каждому поодиночке, либо укреплять внешние границы Евросоюза. И то, и другое неизбежно усложнит въезд в Европу для всех, в том числе и для россиян.
Первым, чего и можно было ожидать, вопрос о визах подняла Италия, задыхающаяся от неослабевающего потока мигрантов, переполнившего остров Лампедуза в Средиземном море и грозящего вот-вот вылиться на всю территорию страны. Премьер-министр Сильвио Берлускони попытался решить проблему свойственным ему парадоксальным способом: распорядился выдать беженцам из Туниса 20 тысяч шенгенских виз — и отправить их во Францию. «Французским властям необходимо понять, что порядка 80% этих людей захотят повидать членов своих семей, родственников или друзей, живущих во Франции. — издевательски заявил Берлускони. — Руководство Италии продержит их в специальных центрах в течение шести месяцев, но потом отпустит, и мигранты автоматически переберутся во Францию».
Поскольку Франция не выразила энтузиазма по поводу автоматического увеличения её и без того многочисленной арабской диаспоры ещё на 20 тысяч человек, глава МИД Италии Роберто Марони поставил вопрос ребром. «Единственным способом предотвратить проникновение нелегальных беженцев в другие страны является отмена Шенгенского соглашения. Однако я надеюсь, до этого дело не дойдет, поскольку это будет означать конец Европейского союза».
Необходимость отмены Шенгенского соглашения и возвращения национального пограничного и визового контроля до сих пор в Европе отстаивали только мелкие маргинальные националистические партии и группировки. В четверг эта тема впервые была поднята на пленарном заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы, где взявший слово британский консерватор Эдвард Ли заявил буквально следующее:
«Мы должны быть реалистами: Великобритания и не сможет сегодня принять сколько-нибудь массовой иммиграции из Ливии или Туниса. Господина Берлускони много критикуют в последнее время, но мне кажется, что он в этом смысле проводит реалистичную и осмысленную политику. Было бы реалистично и в соответствии со здравым смыслом заплатить господину Каддафи пару миллиардов фунтов-стерлингов или сколько потребуется, чтобы он удержал этих беженцев из Северной Африки у себя в Ливии. Мы поступили отнюдь не мудро, когда начали наносить авиаудары по Ливии, не продумав последствия этого до конца, и еще больше дестабилизировали регион. Сейчас там гражданская война, лишь продленная западными державами. И мы не собираемся положить ей конец, так как спасаем лицо господ Саркози, Обамы и Кэмерона».
Эксперт лондонского Center for European Reform (CER) Клер О’Доннелл, к которой «Свободная пресса» обратились за комментариями, призвала не поддаваться панике:
— Ни о каком возвращении межгосударственного паспортно-визового контроля внутри Евросоюза речи быть не может, поскольку это ударит прежде всего по самим европейцам, привыкшим за последние десятилетия к свободному перемещению внутри ЕС. Иммиграция, в особенности нелегальная, из стран Арабского Магриба действительно представляет собой серьезную проблему, но решать её надо двумя способами: во-первых, способствовать развитию демократии в самих странах этого региона, чтобы у граждан не возникало необходимости бежать из своих стран; и, во-вторых, укрепление внешних рубежей Евросоюза.
Что касается первого пункта, правительство Италии уже принимает энергичные меры в этом направлении, возвращая нелегальных иммигрантов со своей территории обратно к месту их постоянного проживания. С понедельника по маршруту Лампедуза-Тунис ежедневно выходят по два парохода с иммигрантами на борту, причём новое тунисское правительство клятвенно заверяет, что у «возвращенцев» не возникнет желания бежать в Европу второй раз.
«Укрепление же внешних границ Евросоюза» на практике может означать только одно — радикальное усложнение процедуры получения шенгенской визы. Выехать в Европу на отдых или по делам, к чему за последние годы привыкли многие россияне, в ближайшее время может стать гораздо сложнее.