Бывший командующий армией боснийских сербов генерал Ратко Младич, арестованный вчера под Белградом, должен быть выдан в распоряжение Гаагского трибунала в течение десяти дней. На этом настаивает верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Можно с уверенностью предположить, что белградское правительство прислушается к пожеланию еврокомиссара; президент Борис Тадич уже заверил сограждан, что арест и выдача Младича «откроет Сербии дорогу в Евросоюз». Аналитики, однако, сомневаются, что всё получится так просто. Расширение за счёт Сербии и других балканских стран Евросоюзу сегодня, в условиях кризиса, просто не по карману. Кроме того, республики бывшей Югославии до сих пор не решили между собой множества территориальных вопросов, а без этого их интеграция невозможна. Примером для Белграда могла бы стать судьба Хорватии, сдавшей в Гаагу своего генерала-героя Анте Готовину ещё в 2005 году в расчёте на немедленный приём в Евросоюз, и до сих пор ждущей решения своей участи.
Ратко Младич находился на нелегальном положении с 1996 года, когда Гаагский трибунал выдвинул против него обвинения по 16 пунктам, включающим военные преступления и геноцид. Впрочем, официально он числился в рядах югославской армии вплоть до 2005 года, когда под давлением НАТО и Евросоюза Белград вынужден был объявить Младича в розыск. В последующие годы сербские спецслужбы предпринимали несколько демонстративных попыток арестовать генерала, однако Младич всякий раз таинственным образом ускользал. Сумма награды за его поимку, объявленная правительством, последовательно повышалась с 1 до 10 миллионов евро.
Тем большим было недоумение мирового сообщества, когда выяснилось, что все эти годы Ратко Младич спокойно проживал в 80 километрах от Белграда, в селе Лазарево. В отличие от бывшего президента Республики Сербской Радована Караджича, также скрывавшегося от Гаагского трибунала с 1995 по 2008 годы, Младич не менял внешность и жил в доме своего родственника по документам, выданным на имя «Милорада Комадича» — фамилия в переводе с сербохорватского звучит как «командующий». Похоже, использование «говорящих» псевдонимов стало своеобразной традицией у бывших участников войны в Югославии, скрывающихся от Гаагского трибунала. Хорватский генерал Анте Готовина, о котором речь пойдёт ниже, несколько лет жил под именем «Кристиан Хорват».
В том, что сербские власти давно знали о местонахождении Ратко Младича, уверен известный специалист по балканистике, ведущий сотрудник Института экономики РАН Сергей Романенко:
— Официальная версия о том, что Младич все эти годы работал на стройке сторожем, не выдерживает никакой критики. Приняв её, мы вынуждены будем признать, что спецслужбы Сербии не контролируют ситуацию даже вокруг столицы, а в стране действует организованное подполье, способное в течение десятилетий укрывать человека. Так что стройка под Белградом если и существовала, то явно под контролем кого надо.
«СП»: — Но в этом случае возникает вопрос: почему правительство Сербии решило выдать Ратко Младича именно сейчас?
— У Бориса Тадича и его кабинета просто не осталось иного выхода. Экономика Сербии в плачевном состоянии, даже по сравнению с соседями по Балканам. Без помощи Евросоюза Белграду не выжить, а Брюссель жёстко обусловливает своё содействие именно «сотрудничеством с Гаагским трибуналом» — читай, выдачей Младича.
«СП»: — Что же, теперь действительно для Сербии открыта дорога в Евросоюз, как обещает Тадич?
— Боюсь, президент выдаёт желаемое за действительное. Европа сегодня оказалась в крайне сложном положении. С одной стороны, невозможно вечно держать в изоляции республики бывшей Югославии, сверкающие сегодня на карте единой Европы белым пятном. С другой стороны, очевидно, что депрессивные экономики этих стран, нуждающиеся в радикальном реформировании, лягут бременем на бюджет Евросоюза, а таких расходов Брюссель себе сегодня позволить не может. И наконец, республики бывшей Югославии до сих пор не решили между собой массу территориальных проблем, а с таким грузом, рискующим ежесекундно взорваться новой войной, Европа их к себе не примет.
Главной территориальной проблемой, стоящей на пути Сербии в Евросоюз, безусловно, является проблема Косово. Ни одно правительство в Белграде, самое западное и европейски ориентированное, никогда не признает суверенитет Приштины. Однако и другие югославские республики до сих пор не разобрались с наследием войны, формально закончившейся в 1999 году. Хорватия и Словения до сих пор спорят об участке адриатического побережья в Пиранском заливе, Македония, помимо спора с Грецией о правомерности собственного названия, ведёт нескончаемый территориальный диспут с Албанией, Босния и Герцеговина вообще представляет собой единое государство только на бумаге и в любой момент готова развалиться на Республику Сербскую и Мусульманско-Хорватскую Федерацию, отношения внутри которой также далеки от единства.
Евросоюз явно не готов взять на себя ответственность, приняв в свои ряды столь «проблемные» страны. Показательна в этом смысле судьба Ховатии, также стремящейся в Европу. Условием начала процесса евроинтеграции Брюссель поставил выдачу Гаагскому трибуналу генерала Анте Готовины, так же, как и Младич, обвинявшегося в военных преступлениях. Несмотря на то, что в Хорватии Готовина считался и считается настоящим национальным героем, правительство Степе Месича всё-таки выдало генерала в Гаагу. Произошло это в 2005 году. Процесс интеграции Хорватии в единую Европу с тех пор не сдвинулся ни на шаг.
Гаагский трибунал: кого и сколько судят
Международный военный трибунал по бывшей Югославии (МВТБЮ) был создан в 1993 году по решению Совета Безопасности ООН № 827 для расследования военных преступлений, совершённых на территории бывших югославских республик. Всего за время существования трибунала было проведено 142 судебных процесса (в том числе 92 против сербов, 33 против хорватов, 8 против косовских албанцев, 7 против боснийских мусульман и 2 против македонцев). В числе обвиняемых МВТБЮ были президент Югославии Слободан Милошевич (скончался в следственной тюрьме трибунала при неясных обстоятельствах); президент республики боснийских сербов Радован Караджич (процесс продолжается; обвинение требует пожизненного заключения); президент Сербии Милан Милутинович (оправдан); генерал армии Хорватии Анте Готовина (приговорён к 24 годам заключения); командующий армией Боснии и Герцеговины Насер Орич (оправдан; в 2009 году осуждён на родине за бандитизм и незаконное хранение оружия).