вторник, 1 июля
совместно с Жэньминь жибао
В мире / Китай сегодня
27 апреля 10:39

Русский Север становится отчасти Востоком

Пекин при поддержке Москвы рассчитывает расширить свое влияние в Арктическом регионе

2149
На фото: атомоход "Ямал" проводит караван судов через льды по Северному морскому пути.
На фото: атомоход «Ямал» проводит караван судов через льды по Северному морскому пути. (Фото: Семен Майстерман/ТАСС)

Китай пришел в Арктику с опозданием. В то время как европейские страны начали проникновение в этот регион ещё в XVI веке, Китай стал активно участвовать в его освоении только в конце XX века. Медленно запрягал, зато помчался быстро. И намерен стать ключевым игроком в Арктике. Конкурировать с ним может, разве что только Россия.

После вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2001 г. производственный сектор страны значительно расширился. Последовавшие десятилетия бурного роста под руководством Си Цзиньпина превратили КНР в сверхдержаву.

Поначалу, правда, богатые страны предоставляли технологии и капитал, а Китай снабжал доступными по цене товарами. И всегда был оптимистично настроен в отношении того, что Европа и Северная Америка останутся потребителями его продукции. Однако нынешняя торговая война эти надежды нарушила, и Китай ищет новые рынки.

Читайте также

По мере усиления глобального потепления растет его интерес к Арктике. Особенно если в ближайшие десятилетия таяние полярных льдов позволит получить круглогодичный доступ к Северному морскому пути. СМП может стать более экономичной альтернативой Суэцкому каналу, сократив время транзита грузов на 9 дней.

Существующие судоходные пути неидеальны для Китая. Северо-Западный проход менее экономичен и подчиняется канадским правилам судоходства, а условия транзита по Центральному арктическому проходу пока неблагоприятны из-за экологических и технических проблем, пишет в статье для GIS Reports Online старший научный сотрудник Цзюньхуа Чжан.

Метеорологические прогнозы показывают, что Арктика прогревается быстрее, чем остальная часть мира, что приводит к значительному сокращению площади и толщины морских льдов. По прогнозам, в 2030 г. в Северном Ледовитом океане может наступить первое лето без льдов. И уже к 2050-му СМП станет одним из самых эффективных маршрутов для грузоперевозок между Азией и Европой.

Кроме того, Арктика богата природными ресурсами, в том числе нефтью, газом, полезными ископаемыми, рыбой. По оценкам, пока не разведанные там запасы углеводородов составляют около 25% мировых. Все это и привлекает Китай.

В его «Белой книге», посвященной арктической политике, уже в 2018 г. утверждалось, что неарктические страны (в том числе КНР), имеют права в Арктике. Пекин активно отстаивает право на научные исследования, навигацию, полёты, рыбную ловлю, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также разведку и добычу ресурсов.

При Си Цзиньпине после более чем десяти лет усилий Китай достиг на этом направлении значительных успехов. На сегодня он управляет несколькими научно-исследовательскими станциями в регионе и пополнил свой флот двумя ледоколами.

Еще в 2013 г. Китай получил статус наблюдателя в Арктическом совете и заключил несколько соглашений с арктическими странами о совместных исследованиях и коммерческих проектах в Северном Ледовитом океане.

В июле 2023 г. был официально запущен регулярный китайско-российский судоходный коридор по арктическим морским путям, что значительно сократило расстояние и время, необходимые для перевозки грузов из северных портов России в Китай.

Читайте также

И по итогам года минимум 80 судов, включая грузовые, круизные и нефтяные танкеры, достигли китайских портов по арктическому водному пути. Благодаря этим событиям Поднебесная почти закрепила за собой статус «приарктической страны».

Китай осваивает Арктику рука об руку с Россией. Еще в марте 2023 г. наши страны договорились о создании совместной рабочей группы для продвижения проекта Северного морского пути. А сейчас совместное предприятие «Росатома» и судоходной компании Hainan Yangpu Xinxin уже готовится строить контейнеровозы полярного класса для круглогодичной эксплуатации на СМП.

После введения антироссийских санкций крупнейшие мировые нефтяные компании (в том числе BP, Statoil и ExxonMobil) отказались от сотрудничества с Москвой или приостановили его.

В ответ на ужесточение западных мер Россия предложила 40-процентную скидку на продажу СПГ китайцам. На ПМЭФ руководители PetroChina и «Новатэка» Ван Илинь и Леонид Михельсон подписали соглашение о покупке акций: PetroChina приобретет 10-процентную долю в «Арктик СПГ 2».

«Пекин, сотрудничая с Москвой, стремится к тому, чтобы Севморпуть оставался свободным от вмешательства Запада. Например, недавно Береговая охрана Китая приняла участие в своём первом арктическом патрулировании вместе с Россией», — резюмирует Цзюньхуа Чжан.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня