суббота, 1 ноября
совместно с Жэньминь жибао

Китайский «поезд-птица» вызвал тихую зависть не только у РЖД

Си Цзиньпин обещает разогнать китайскую экономику за счет суперпоездов

11346
На фото: сверхскоростной поезд CR450 Fuxing
На фото: сверхскоростной поезд CR450 Fuxing (Фото: Xing Guangli/XinHua/Global Look Press)

Китай представил очередную революционную разработку, на которую с завистью смотрят не только в России, но и на Западе. Это сверхскоростной поезд CR450 Fuxing, который может разгоняться до скорости 450 км/ч. В этом поезде важна не только скорость, это вообще транспорт будущего: энергоэффективный, безопасный и комфортный.

Построил новый поезд китайский железнодорожный гигант — госкомпания China Railway Rolling Stock Corporation (аналог российских «РЖД»). Читаешь описание нового поезда, и восторгаешься каждой детали.

Благодаря использованию углеродного волокна вес нового поезда был снижен на 10%, а нагрузка на ось теперь составляет менее 14,5 тонн. Для сравнения: у российских поездов старой сборки (те, что тяжеленные металлические) нагрузка на ось — 21 тонна, а у более современных двухэтажных (там используются композиты) -не ниже 18 тонн.

Читайте также
Иван Моисеев: «Роскосмос», конечно, сделает ракету, как у Илона Маска …Только лет через тридцать Иван Моисеев: «Роскосмос», конечно, сделает ракету, как у Илона Маска… Только лет через тридцать Главная беда российского космоса — отсутствие стимулов и новых Королевых

Исследователи из Китайской академии железнодорожных наук во главе с профессором Шао Цзюнем изменили форму головной части поезда, чтобы улучшить аэродинамику и уменьшить сопротивление. Они вдохновились природой и создали конструкцию, напоминающую быстролетающих птиц.

Команда инженеров также изменила ходовую часть поезда, уделив внимание конструкции покрытия, которое защищает открытые участки тележки и придает ей более совершенную аэродинамическую форму.

После многократной оптимизации конструкции поездов их лобовое сопротивление снизилось на 22%, а эффективность торможения улучшилась на 20%. Энергопотребление на скорости 400 км/ч снизилось до 22 кВт⋅ч/км, а уровень шума упал на 2−4 дБ.

Согласно заявлениям разработчиков, даже при увеличении скорости на 50 км/ч энергопотребление нового поезда остается сопоставимым с энергопотреблением поездов CR400 Fuxing, движущихся со скоростью 350 км/ч. Это означает, что новый поезд будет потреблять столько же энергии, сколько и существующие высокоскоростные (но все же более медленные!) поезда.

Для достижения таких результатов китайская госкомпания внедрила тяговую систему с постоянными магнитами и передовые технологии торможения, обеспечивающие высокую производительность и энергоэффективность.

Безопасность обеспечивается многоуровневой системой экстренного торможения, в которую встроены более чем 4 тысячи датчиков. Они в режиме реального времени контролируют тележки, кузов, токоприёмники и противопожарные системы.

У поезда есть система машинного зрения (так называемая система «за пределами видимости»): она помогает заблаговременно обнаруживать препятствия на пути, повышая надёжность и снижая риск аварий на высоких скоростях.

Во время ходовых испытаний китайский суперпоезд разогнался до 453 км/ч и с рекордной скоростью преодолел мост через залив Мэйчжоу.

Следующие испытания пройдут на участке «Чэнду — Чунцин», где модернизация инфраструктуры позволит держать крейсерскую скорость до 400 км/ч.

Китайский проект включает не только создание новых поездов. Чтобы им было, где ездить, китайская железнодорожная компания займется укреплением земляного полотна, строительством мостов и развязок, а также установкой шумозащитных экранов и новых рельсовых стыков.

Читайте также
Азовское море кишит китайским деликатесом – и есть неожиданное решение проблемы Азовское море кишит китайским деликатесом — и есть неожиданное решение проблемы Помимо курортников, теплое море облюбовали гигантские полчища медуз, в том числе и опасных

А вот самый большой повод для зависти, особенно в России. Новый поезд — результат программы «Научно-технологические инновации», которую China Railway Rolling Stock Corporation запустила еще в 2021 году.

Главная задача, которую поставил перед госкомпанией лично Си Цзиньпин, — преодолеть технологические барьеры и взять новые высоты в скорости, безопасности и энергоэффективности поездов.

И это осталось не просто поручением лидера сверхдержавы, о котором забыли подчиненные. Все поручения Си выполнены!

Разработка высокоскоростного поезда нового поколения соответствует стратегии Made in China 2025, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей и повышение инновационного потенциала китайской экономики. Но CR450 Fuxing — не просто очередная (одна из многих) инноваций в Китае.

Поезд важен еще и с политической точки зрения, ведь Китай стремится укрепить свои позиции в качестве мирового лидера в области высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Китай обладает самой протяженной в мире сетью высокоскоростных железных дорог, и внедрение новых, более эффективных поездов позволит значительно повысить конкурентоспособность китайской железнодорожной отрасли.

Люди смогут быстрее передвигаться между мегаполисами, а значит, и экономика Китая получит новый стимул.

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Дмитрий Казаков

Член совета профсоюза "Учитель"

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня