![](/p/persons/4430/s-4430.jpg)
Обещанное в Литве разоблачение секретных агентов КГБ закончилось недоразумением. Списки так и не появились, хотя, как утверждали архивисты, их выложили в интернете на этом сайте. Речь шла об «информаторах», которые не признались добровольно. Ранее власти давали возможность тайным сотрудникам сообщить о своей деятельности, и тогда государство брало их под защиту, а имя засекречивалось. Но из более чем 100 тысяч агентов КГБ — столько, по данным архивистов, могли работать на Комитет — признались лишь примерно полторы тысячи.
Председатель парламентского комитета по нацбезопасности и обороне, видный деятель правящей партии консерваторов Арвидас Анушаускас обещал: вот-вот будут обнародованы имена 1700 агентов советской госбезопасности. Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы, который исследует архивы КГБ, наконец, сообщил, что выложил на сайте 628 документов, однако войти на сайт оказалось невозможно. Сначала предполагалось, что он рухнул от наплыва посетителей. Но через пару дней сайт заработал, а разрекламированных документов не оказалось. Зато в прессе появились разъяснения: архивы, оказывается, требуют уточнения, так как КГБ могло специально подставить полезных для литовского государства людей. Дела агентов КГБ были вывезены еще до августа 1991-го, осталось менее процента архивов, и нужно разобраться, и если уж публиковать списки, то с комментариями.
Зачем же поспешили? Ларчик открывается просто. 14 октября в Литве — парламентские выборы. Партия власти — консерваторы Литвы — в числе отстающих. Она пока на четвертом месте после ведущих оппозиционных сил — Партии труда русского бизнесмена Виктора Успасских, социал-демократов, партии «Порядок и справедливость» экс-президента Роландаса Паксаса, которого в 2004 году отстранили от должности путем импичмента. Как раз ему пытались «пришить» сотрудничество со спецслужбами чужого государства. Все они прагматично смотрят на сотрудничество с Россией, а консерваторы видят в ее лице врага. Но похоже, что эта карта бита. Число жителей, считающих Россию недружественным государством, снижается. Сейчас таких почти половина, хотя раньше было за 80 процентов.
Списки агентуры советской госбезопасности могли бы реанимировать страхи перед «спрутом КГБ» и Россией, и, возможно, улучшить позиции консерваторов перед выборами. Видимо, предполагалось, что в списках будет больше представителей сил, оппонирующих консерваторам, ведь те же социал-демократы — это во множестве бывшие советские номенклатурные работники.
Отчасти эту мысль подтверждало то, что среди резервистов КГБ, чьи списки уже давно стали понемногу выкладывать, действительно оказалось больше социал-демократов. Но таковые нашлись и у тех консерваторов, да и в других партиях. И без публикации списков «сексотов» разразились скандалы. Резервистами КГБ оказались министр иностранных дел Антанас Валенис и глава департамента госбезопасности Арвидас Поцюс. Арвидас Анушаускас тут же завил, что пребывание в резерве КГБ равнозначно сотрудничеству с советскими спецслужбами, так как людей вызывали на собеседование и спрашивали их согласия. Оба чиновника были вынуждены покинуть посты, хотя одного из них — Антанаса Валениса — активно защищал президент Валдас Адамкус, утверждавший, что министр много сделал для укрепления государства.
И вот, видимо, в списках, которые попытался обнародовать Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы, оказались не те люди, которых там ожидали увидеть консерваторы. И публикацию остановили.
Впрочем, это версия. Однако с разоблачением тайных сотрудников у правых Литвы дело давно не клеится. Была попытка приклеить такой ярлык первому премьеру независимой Литвы Казимире Прунскене. СМИ публиковали ее агентурный псевдоним — «Шатрия» (в литовском фольклоре это мистическая гора, куда слетаются ведьмы). Но «янтарная леди» сумела доказать в судах, что не была агентом КГБ, а эти атаки объясняла интригами лидера правых Литвы, профессора Витаутаса Ландсбергиса. Зато бывший соратник Ландсбергиса времен «Саюдиса», известный переводчик с русского Виргилиюс Чепайтис был официально признан агентом КГБ, и даже сам признался в сотрудничестве.
Эти недоразумения так и не насторожили правых. И вот в эти дни, так и не выложив в интернете списки секретных агентов, Центр стал публиковать имена кадровых офицеров КГБ, да к тому же не центрального аппарата, а районов. Кадровые работники и не скрывали своего прошлого. И снова вышла осечка. На сей раз «попался» начальник Литовского бюро криминальной полиции Альгирдас Матонис. Он работал в отделении КГБ в Друскининкае. Генеральный комиссар литовской полиции Саулюс Свернялис встал на его защиту: сказал, что о службе Матониса в КГБ всем известно, так как этот факт указан в личном деле.
И все же страсти, разразившиеся вокруг несуществующих списков секретных агентов КГБ, дали результат, хоть и крохотный. Наверное, опасаясь разоблачения, в сотрудничестве с советской госбезопасностью признались известный литовский химик Витаутас Дауётис и актер Чесловас Стонис. Они баллотируются в Сейм, и теперь на их избирательных плакатах будет указано: «Сознательно сотрудничал со спецслужбами другого государства не по заданиям Литовской Республики».
Витаутас Дауётис пояснил: в 1982—1983-х годах он находился на стажировке в США и собирал для Советского Союза научную информацию. Объяснение Чесловаса Стониса было еще проще. В 1965 году он поступил в Минскую школу госбезопасности, но тогда же покинул ее.
Словом, архивы некогда всемогущенй советской госбезопасности до сих пор таят в себе взрывоопасный потенциал, и вокруг них — интриги и борьба. Так происходит не только в Литве. После объединения Германии и роспуска Министерства государственной безопасности ГДР — «Штази», по «Закону о документации «Штази», принятому в 1991 году, граждане, ставшие жертвами госбезопасности, получили доступ к своим досье. Но имена агентов не публиковали. Однако в 2001 году на немецком сайте в интернете был размещен в свободном доступе список тысяч агентов «Штази». Откуда они появились — неизвестно. Это были засекреченные документы, и неясно, что правда, а что ложь в обнародованных списках, какие лица там — реальные агенты, а какие — мифические.
Как долго будут расхлебывать кашу, заваренную скандалом с архивами КГБ в Литве — тоже неясно. Может вывалиться немало скелетов. Известно, что сразу после распада СССР в здании бывшего КГБ Литовской ССР побывали некоторые известные политики. С какой целью — никто не знает. В начале 90-х группа бывших кадровых сотрудников КГБ Литовской ССР, которым стали чинить препятствия при приеме на работу, выступили с открытым письмом, в котором предупредили: если давление будет продолжаться, они сдадут свою агентуру. И назвали ряд псевдонимов.
Но самый главный и интересный слух — о сотрудничестве с КГБ самого Витаутаса Ландсбергиса, лидера «Саюдиса» и первого руководителя независимой Литвы. Об этом немало публикаций. Но доказательств — никаких. А тень КГБ так и висит над всей Литвой.
Вильнюс