Белый дом и Капитолий пока никак не могут договориться о финансировании текущего дефицита госбюджета. В результате исполнительную власть могут «закрыть».
"Закрытие" американцами исполнительной власти — government shutdown — одно из проявлений «американской исключительности». В других демократических странах — даже с сильной президентской властью — такого не происходило, и произойти не может. Хорошо ещё, что американская исключительность в этом вопросе не ведёт напрямую к ставшим обычными военно-политическим авантюрам США за рубежом.
Сама процедура government shutdown — не секвестр, при котором просто сокращаются расходы в отдельных отраслях экономики или во всём бюджете в целом, что называется, «всем сестрам по серьгам». Government shutdown по-американски это самое настоящее закрытие исполнительной власти — будь то всех Соединённых Штатов, отдельного штата или графства; в зависимости от того, на каком уровне до полуночи 30 сентября каждого года не удалось достичь договорённости с законодателями о финансировании бюджетного дефицита.
В истории США было одно government shutdown на уровне графства, четыре — на уровне штатов и 17 «закрытий» федерального правительства. Два из них автору этих строк пришлось испытать на своём опыте. Первое длилось пять дней в ноябре 1995 года, а второе — двадцать один день в декабре 1995-январе 1996 годов. Требовалось получить журналистскую визу, чтобы открыть в Вашингтоне бюро газеты, в которой я тогда работал. Но свалился на голову government shutdown, консульский отдел американского посольства «закрыли», и все его сотрудники отправились в длительные Рождественские каникулы «с открытым концом».
В понедельник конгресс может принять резолюции о продолжении финансирования. Но пока не похоже, чтобы это произошло. Республиканцы, контролирующие палату представителей, в качестве условия предоставления финансовых средств выдвинули отсрочку финансирования предложенной Обамой реформы здравоохранения. Это означает оставить Обаму без «президентского наследия». Страсти в Вашингтоне накалились до предела. Белый дом называет своих противников на Капитолийском холме террористами и поджигателями. Те, в свою очередь, сравнивают склонных к договорённостям с Обамой с теми, кто накануне Второй мировой войны надеялся примирить нацистскую Германию. Получается, что Обаму сравнили с Гитлером? Один сенатор назвал ситуацию «столь же опасной, как и развал Союза перед гражданской войной». (Здесь надо иметь в виду, что свои Соединённые Штаты американцы и называют «Союзом»).
Во что же выльется government shutdown на этот раз?
Государство прекратит оказывать все «несущественные» услуги. 800 тысяч из 2,1 миллиона госслужащих отправятся по домам в бессрочные неоплачиваемые отпуска. Функционировать будут лишь вооружённые силы, пограничники, полиция, пожарные, национальная служба погоды, её дочерние структуры и подразделения на местах, почтовая служба, жилищно-коммунальные организации, службы контроля воздушного сообщения и уголовно-исполнительная система. Причём, работать в «закрытом состоянии» сотрудники этих служб обязаны, но деньги они получат лишь после того, как законодатели выделят исполнительной власти необходимые средства.
Не будут ставить на учёт новых претендентов на получение льгот по социальному страхованию, медицинскому обслуживанию, ветеранским привилегиям.
Если правительство «закроют» на несколько дней, ничего страшного для американцев не произойдёт, считают экономисты. Но вот если shutdown продлится две недели, то экономический рост замедлится. Ведь находящиеся в неоплачиваемом отпуске госслужащие сократят потребление, а это приведёт к снижению спроса в масштабах страны.
Закрытие таких «несущественных» организаций, как национальные парки, нанесёт ущерб отельному и ресторанному бизнесу, да и всей туристической индустрии.
По оценкам аналитиков Goldman Sachs, трехнедельный перерыв работы правительства снизит экономический рост в четвёртом квартале на 0,9%. Получится 1,6%, а ожидали 2,5.
Более серьёзные последствия могут наступить, если конгресс не поднимет потолок заимствований. Правительство не сможет больше выпускать казначейские обязательства для того, чтобы брать в долг. Оплачивать расходы исполнительной власти придётся за счёт налоговых поступлений и иных платежей. От этого в Америке давно отвыкли. Как считают в исследовательской организации Bipartisan Policy Center, Белому дому придётся немедленно сократить все расходы ни много, ни мало на 32%. Свои выплаты правительство США должно будет осуществлять только после того, как накопит для этого необходимые средства. Не будут осуществляться выплаты по социальному страхованию. Правительственные подрядчики также перестанут получать выплаты от правительства и будут вынуждены выбросить свой персонал на улицу. Перестанут платить военным.
Одним из последствий создавшейся ситуации станет невыплата процентов по государственным казначейским обязательствам, а это будет означать первый в истории США правительственный дефолт. Правительства многих стран мира, включая российское, банки и частные лица держат американские ГКО, до сего считая, что с этими-то ценными бумагами ничего не произойдёт. Попутный вопрос: у нас в правительстве кто-нибудь ответил за миллиарды долларов, которые российский бюджет потерял в ходе кипрского кризиса? Если ответил, то как? И каковы были эти потери? Миллиарды? Десятки миллиардов?
Длительный дефолт США способен привести к всемирному финансовому кризису.
Но это — сценарии развития ситуации. Область предположений. А вот — факты.
По данным Бюджетного управления конгресса, своего лимита заимствований правительство США достигло ещё в мае текущего года. С тех пор минфин действовал просто по-копперфильдовски, чтобы этот лимит не превысить. Как тут не вспомнить, что изо дня в день с 17 мая по 12 августа этого года минфин США сохранял госдолг 16.699.396.000.000 долларов!
Можно ли сказать, что время у Вашингтона ещё есть? И да, и нет. Но балансирование на грани катастрофы само по себе имеет определённые последствия. Так, предыдущий кризис по поводу лимита заимствований летом 2011 года был разрешён за несколько часов до «смертельной черты». И, несмотря на то, что дэдлайн был соблюдён, Standard & Poor’s впервые в истории понизил долгосрочный кредитный рейтинг США, что, в свою очередь, привело к резкому, на 635 пунктов, падению индустриального индекса Dow Jones на следующий день. Тем же летом, в августе, индекс потребительской уверенности в США упал до уровня кризисного 2009 года.
По данным Счётной палаты США (The Government Accountability Office), в 2011 году угроза дефолта увеличила издержки заимствования американского правительства на 1,3 миллиарда долларов в год или примерно на 0,5%.
А по оценкам Международного валютного фонда, внутриамериканские дрязги по бюджетным вопросам ведут к тому, что в других частях мира экономический рост замедляется на полпроцента в год.
Очень скоро мы узнаем, как будем жить дальше.