Официальный Вашингтон изо всех сил делает вид, что все разговоры о неудовольствии Саудовской Аравии американской внешней политикой являются досужими, и ничего, кроме скуки, вызывать не должны.
Так ли это?
С одной стороны, все спекуляции на эту тему основываются на двух сообщениях — информационного агентства Reuters и газеты The Wall Street Journal — в которых содержится ссылка на информацию, предоставленную неназванным «европейским дипломатам» шефом саудовской разведки принца Бандара бин Султана.
Но, с другой стороны, не было замечено, чтобы саудовская сторона дезавуировала сообщения о выступлении ее члена королевской семьи и высокопоставленного государственного чиновника. Более того, Эр-Рияд — как полагают, с обидой — отказался от предложенного Вашингтоном двухгодичного членства в Совете безопасности ООН на основе ротации. Членства, за которое саудовцы длительное время ожесточённо боролись. Целью было не упрекнуть ООН, а задеть за живое США.
Обижается же Саудовская Аравия на целый набор действий американцев. В этот набор входят и стремление к примирению с Ираном, и неоказание влияния на Израиль к мирным переговорам с палестинцами, и недостаточно настойчивые, по мнению саудовцев, усилия по свержению Башара Асада, и критика Египта за силовые действия в отношении братьев-мусульман, и слабая поддержка Бахрейна — клиента Эр-Рияда, жестоко подавившего антиправительственные выступления в 2011 году.
Брифинг Бандара бин Султана, из-за которого начался сыр-бор, по данным, полученным журналом Foreign Policy от некоего вашингтонского чиновника, на самом деле был многочасовой беседой принца с французским послом в Саудовской Аравии Бертраном Безансено, который впоследствии поделился своей информацией со своими европейскими коллегами. Неизвестно, преследовал ли Бандар цель довести свою информацию до широких дипломатических масс, но опять же, Эр-Рияд не сделал ничего, чтобы опровергнуть сказанное. Более того, совсем недавно на арабо-американской политической конференции в Вашингтоне бывший генеральный директор саудовской разведки принц Турки аль-Фейсал фактически перечислил все озабоченности озвученные Бандаром.
Если кто-то считает, что нынешнее охлаждение американо-саудовских отношений беспрецедентно, то это не так. Правда, предыдущий раз это охлаждение состоялось в 1939 году. Тогда, не встретив понимания со стороны своих союзников-американцев, за оружием для братьев-арабов, боровшихся против евреев на подмандатной англичанам палестинской территории, саудовцы отправились не куда-нибудь, а в нацистскую Германию. И даже встречались с Гитлером. А король Абдулла, кстати, до сих пор хранит подаренный ему фюрером кинжал, который иногда демонстрирует своим гостям. И неважно, что та размолвка с американцами была давно — важно, что была.
Каковы же могут быть последствия нынешнего расхождения?
Саймон Хендерсон, директор Программы по изучению Персидского залива и энергетической политике Вашингтонского института ближневосточной политики выделяет следующие сценарии развития ситуации, которые могут лишить сна обитателей кабинетов в Белом доме, Пентагоне, госдепе и многих других ведомствах.
Сценарий № 1. Саудовская Аравия использует нефть в качестве оружия.
Королевство может сократить её производство, которое по просьбе Вашингтона было наращено до более чем 10 миллиона баррелей в сутки (более 500 миллионов тонн в год) после того, как введённые против Ирана санкции сократили поставки этой страной нефти на мировые рынки. Увеличение производства и экспорта нефти, естественно, привело к росту доходов королевства.
И не следует думать, что в случае сокращения экспорта Саудовская Аравия обязательно сильно потеряет — благодаря сузившемуся предложению рост цен на нефть вполне — и, не исключено, с излишком — может компенсировать выпавшие доходы. Но вот рост цен на топливо внутри США поставит под вопрос экономический подъём, а президентская администрация в глазах общественности будет иметь бледный вид.
Сценарий № 2. Саудовская Аравия обращается к Пакистану за приобретением ядерных боеголовок для имеющихся у неё ракет.
К ядерной программе Исламабада Эр-Рияд давным-давно проявляет повышенный интерес. В 1999 году тогдашний премьер-министр Пакистана Наваз Шариф провёл для тогдашнего министра обороны Саудовской Аравии принца Султана «экскурсию» по заводу в городе Кахута, где пакистанцы производят высокообогащённый уран. Шариф был свергнут в том же году, но сейчас-то он опять премьер-министр — после того, как свою ссылку провёл в Саудовской Аравии.
У Исламабада могут быть свои резоны — если часть атомного арсенала Пакистана будет размещена в Саудовской Аравии, Пакистан может счесть, что по его территории не решится нанести удар Индия.
Вариант: королевство может само провозгласить намерение построить завод по обогащению урана на своей территории — формально для того, чтобы уравновесить ядерные амбиции Ирана. И Вашингтон, скорее всего, с этим согласится. Ведь ещё в апреле 2009 года король Абдулла, имея в виду Иран, сказал высокопоставленному американскому дипломату Деннису Россу: «Если они получат атомное оружие, мы получим атомное оружие».
Сценарий № 3. Эр-Рияд содействует выдворению Соединённых Штатов из Бахрейна.
Когда в 2011 году Бахрейн сотрясался от народных протестов, саудовцы возглавили военную интервенцию в эту страну с целью укрепления власти правящей королевской династии. В силу этого обстоятельства, но не его одного, у саудовцев имеются рычаги, благодаря которым они могут убедить Бахрейн прервать соглашение с США об использовании базы в Джуффэйр, где размещается Центральное командование военно-морских сил США и откуда Пятый флот проецирует свою силу в регионе Персидского залива.
Реализация такой идеи не будет невыполнимой — консервативно настроенное семейство, правящее в Бахрейне, досыта наелось критикой Вашингтона по поводу репрессий местных шиитов, выступающих за обретение более широких прав. Потеря Бахрейна будет для США невосполнимым уроном, поскольку аналогичных договорённостей Штаты не смогут достигнуть ни с какой другой страной региона.
К тому же, подобный шаг был бы не без прецедента — 10 лет назад саудовцы сами выдавили США со своей собственной базы «принц Султан». На тот момент это была одна из самых крупных авиабаз США за пределами своей страны.
Сценарий № 4. Саудовская Аравия поставляет новые и мощные системы вооружений боевикам в Сирии.
Эр-Рияд уже расширяет своё участие во внутрисирийском конфликте, снабжая деньгами и оружием салафистские группировки, воюющие против Асада. Но до настоящего момента саудовцы, кажется, с вниманием воспринимали предупреждения Вашингтона о нежелательности поставок боевикам определённых видов вооружений, а именно — носимых зенитных ракетных комплексов. С их помощью могут быть потом сбиты не только военные самолёты режима Асада, но и пассажирские — где-нибудь в другой стране.
А саудовцы могут не только поставлять ракеты класса «земля-воздух», но и принять меры, затрудняющие установление происхождение этих ракет.
Сценарий № 5. Эр-Рияд окажет поддержку новой интифаде на территории Палестины.
Саудовцы давно говорят о своем неудовольствии по поводу отсутствия прогресса в достижении мирного соглашения между палестинцами и израильтянами. Используя эту тему в качестве главного предлога, Саудовская Аравия и отказалась от членства в Совбезе ООН. А в 2001 году саудовский король Абдулла отказался от приглашения в Вашингтон, поскольку считал, что США оказывают недостаточное воздействие на Тель-Авив в вопросе израильско-палестинского урегулирования. Кроме того, розыгрыш «арабской карты» добавит Эр-Рияду популярности как внутри страны, так и в регионе в целом.
Если саудовцы действительно посчитают, что перспективы урегулирования палестинского трека безнадёжно зашли в тупик, они могут втихую снабдить оружием боевиков на Западном берегу реки Иордан. Будет организована новая волна насилия против израильских военных и поселенцев, что сведет на нет усилия американского госдепа по урегулированию.
Сценарий № 6. Саудовская Аравия усиливает поддержку военного режима в Египте.
Саудовская династия и так после свержения Мурси выделила Каиру 5 миллиардов долларов. Это уже позволяет египетскому режиму игнорировать угрозы Вашингтона о том, что США могут прекратить свою помощь из-за жестокого обращения с протестующими против переворота.
Увеличение объёмов саудовской помощи ещё больше ослабит влияние Вашингтона на Каир. В преддверие референдума по вопросу о конституции, а также накануне парламентских и президентских выборов надежда египетских генералов на поддержку, в основном, на страны Персидского залива может привести к эскалации насилия по отношению к оппозиции.
Сценарий № 7. Саудовцы продвигают идею «мусульманского членства» в Совете Безопасности ООН.
Эр-Рияд давно выражал своё неудовлетворение тем, как в этом международном органе распределяются влияние и полномочия. Лидеры Организации исламского сотрудничества, блок 57 государств, уже призвали к созданию такого «мусульманского членства».
Страны, обладающие в СБ ООН правом вето вряд ли согласятся с покушениями на их полномочия. Но тогда их действия могут быть представлены как антимусульманские, что нанесёт урон имиджу этих стран и повысит уровень враждебности по отношению к ним.
Насколько верны эти прогнозы и как на самом деле будут развиваться события, думаю, мы увидим в самом недалеком будущем.