За последние 12 лет Вашингтон направил на восстановление Афганистана фантастическую сумму в 96,6 млрд долларов. Благодаря мошенничеству американских предпринимателей большая часть этих средств так и осталась в США, пишет журнал «Профиль» со ссылкой на исследование Стрингерского Бюро Международных Расследований (fbii.org).
Специальная инспекторская служба по восстановлению Афганистана опубликовала доклад о том, как тратятся суммы, которые США выделяют на восстановление инфраструктуры Афганистана. За последние 12 лет Америка потратила на это 96,6 млрд долларов. По мнению экспертов, большую часть этих денег афганцы не видели. Они были расхищены еще в США.
Стрингерское бюро международных расследований провело собственное расследование, выяснив, как и кто занимается «распилом» средств американских налогоплательщиков. Репортеры СБМР отправились в столицу Афганистана, Кабул, и расспросили местных строителей, девелоперов и общественников, не понаслышке знакомых с методами американских компаний.
Один из собеседников, глава некогда крупной девелоперской компании МАСС Мохаммед Йонас Вейар принял журналистов в обшарпанном офисе в бедном районе города. «У меня был процветающий бизнес, офисы в Кабуле и Дубае, но я полностью прогорел, взявшись за строительные контракты с американской армией», — пожаловался он.
Схема была стандартной: главный заказчик — американская армия — нашла подрядчиков из США, а те, в свою очередь, привлекли к строительству афганских субподрядчиков. «Нам исправно платили первые три месяца, но потом платежи начали задерживать, объясняя это бюрократическими проволочками. Мы продолжали строительство за свой счет или получая отсрочки платежа у поставщиков материалов и оборудования. И тут проекты был остановлены. Первичные подрядчики просто исчезли вместе с деньгами. Всего пострадало порядка 40 компаний, ориентировочно мы потеряли $60 млн», — говорит Мохаммед. Ему пришлось продать строительную технику, закрыть офисы, даже продать свой дом, чтобы расплатиться с субподрядчиками и рабочими.
Мохаммеду не удалось вернуть свои деньги. В посольстве США ему сказали, что если деньги задолжала американская компания, то надо ехать в Америку и там судиться с подрядчиком. «Мы обращались в Специальную инспекторскую службу по восстановлению Афганистана (SIGAR), но это просто вывеска, они абсолютно бессильны. Сказали, что рассмотрят наш случай, но вот уже два года они не могут дать нам никакого вразумительного ответа», — рассказал Мохаммед.
Похожая история случилась с Paktin Construction Company, которая выиграла тендер на строительство регионального центра переподготовки для армии США стоимостью 31 млн долларов. Глава компании Рахматулла Заланд объяснил: «Криминальная схема тут предельно простая. Первичный американский подрядчик выигрывает контракт, приезжает в страну и нанимает местных субподрядчиков. Потом проект останавливают, а первичные подрядчики исчезают вместе с деньгами. Афганские субподрядчики вынуждены оплачивать сделанную работу и материалы из своих средств. А через некоторое время первичные подрядчики появляются под другим именем, размораживают контракт и заканчивают работы».
Подобные случаи не редки. По словам исполнительного директора общественного комитета по борьбе с коррупцией Integrity Watch Afghanistan Яма Торби, многие иностранные компании, особенно американские, занимаются мошенничеством. «Мы не можем привлечь к ответственности причастных к этим преступлениям. Если вчитаться в типовой договор, там сказано, что „поручитель не несет ответственности за финансовые социальные и прочие обязательства первичного подрядчика“. Это ловушка, и очень многие афганские компании в нее попали», — говорит Торби.
Как исправить ситуацию, непонятно. Получить контракт от американского правительства может только зарегистрированная в США компания. Сколько она наймет субподрядчиков, и кто на самом деле будет выполнять работы, правительство не волнует. В результате первичные подрядчики невероятно завышают цены. По словам Торби, в десять и более раз.
Работающая при пакистанском посольстве в Кабуле журналистка Иман Хасан подсчитала, что только 20% средств, направленных в помощь Афганистану, проходит через афганские инстанции. Остальные 80% распределяются американскими Министерством обороны, Госдепартаментом и Агентством по международному развитию, причем документация по расходованию средств часто теряется и уничтожается.
Около года назад в одну из больниц страны американцы собирались привести оборудование и медикаменты на 41 млн долларов. Однако врачи подсчитали, что полученное ими имущество стоит около 1 млн долларов. Когда разразился скандал, выяснилось, что проверить ничего нельзя: у американских военных пропали 6 тысяч документов с отчетами.
В другой раз военные просто сожгли счета, объяснив, что, покидая базы и передавая регион под контроль афганской армии и полиции, обязаны уничтожить документацию.
Первый вице-президент Торгово-промышленной палаты Афганистана Хан Джан Алкозай полагает, что коррупция в этой сфере уже выходит из-под контроля: «Зачастую в условиях получения контракта прямо прописывается размер, как это называется, комиссии. Американские подрядчики передают контракт своим субподрядчикам, те передают его еще кому-то, потом еще кому-то, и только после этого деньги попадают в Афганистан. То есть один контракт проходит через несколько подставных компаний, каждая из которых оставляет себе до четверти суммы. И если декларируемая стоимость проекта — $100 млн, то 75% контракта — это комиссия, которую получают первичные подрядчики, и в лучшем случае 25% тратится на сам проект».
С годами ситуация только ухудшается. В результате расследований, проведенных во втором квартале 2013 года, у SIGAR возникли вопросы по расходованию 2 млрд долларов!
Однако администрация США закрывает на это глаза, Барак Обама планирует увеличить в 2014 году финансирование программ по восстановлению Афганистана на 23 процента — до 12 млрд долларов. «Какая часть из этих миллиардов действительно пойдет в дело, а какая растворится в виде откатов, можно только догадываться», — отмечают авторы статьи.
Между тем работающие на американцев афганцы рискуют не только остаться без денег, но и потерять собственную жизнь. При строительстве пограничного поста в провинции Пактия в бригаде Мохаммеда Вейара пропало три строителя — их обезглавили талибы.