Президент США Барак Обама предложил жителям города Фергюсон штата Миссури не делать трагедии из убийства полицией 18-летнего чернокожего Майкла Брауна. Он призвал всех недовольных этим инцидентом (а таких немало — порядка нескольких тысяч только в одном пригороде) соблюдать спокойствие и порядок.
Напомним, причиной очередного всплеска насилия в США стал трагический инцидент в Миссури. По версии полиции, Майкл Браун стоял на улице и общался с приятелем. В это время рядом с ними притормозил полицейский автомобиль. Когда блюститель порядка попытался выйти из салона, Браун якобы попытался заблокировать дверь. Если верить американским правоохранителям, подросток набросился на копа, пытаясь отнять оружие. После недолгой перепалки юноша поднял руки вверх, но полицейские безжалостно расстреляли его. Мать погибшего утверждает, что в ее сына попало восемь пуль.
В полиции предпочитают не распространяться на тему, по какой причине патрульный притормозил около Брауна и его друга Дориана Джонсона. По словам последнего, приятели шли по проезжей части, офицер попросил их перейти на тротуар. Услышав отказ, патрульный ударил Брауна дверью, в результате та захлопнулась обратно. Полисмены отказались объяснить родственникам погибшего, почему они расстреляли безоружного человека.
Скандальный инцидент спровоцировал волну беспорядков, которая прокатилась по городу Фергюсон. 10 августа тысячи человек вышли на улицы пригорода Сент-Луиса с требованием наказать виновных в гибели Майкла Брауна. Однако протестующих встретила не официальная делегация «отцов города», а дубинки, резиновые пули и слезоточивый газ, которые применили стражи правопорядка. Убедившись, что отстоять свои права в «стране возможностей» мирными средствами невозможно, протестанты перешли к более решительным действиям: они разграбили 12 магазинов, сожгли минимаркет и прошлись по лобовым стеклам припаркованных автомобилей. Применив полный арсенал спецсредств (слезоточивый газ и резиновые пули) полиция задержала 32 участников беспорядков.
Этим дело не ограничилось: федеральное управление гражданской авиации США запретило полеты ниже 900 метров над пригородом Сент-Луиса Фергюсоном.
Периодически вспыхивающие в США конфликты на межрасовой почве не в последнюю очередь связаны с правом на свободное хранение и ношение оружия, считает доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГУ РАНХиГС Сергей Беспалов.
— Как следствие, полицейские вынуждены действовать достаточно жестко. Что, в свою очередь, провоцирует протестную активность со стороны этнических и расовых диаспор, представители которых попали правоохранителям под горячую руку.
«СП»: — Насколько известно, погибший афроамериканец был безоружным. Да и его соплеменники в стычках с полицейскими использовали только «орудия пролетариата» и другие подручные средства.
— Как сообщают СМИ, темнокожий парень пытался выхватить оружие у полицейского. По американским законам этого достаточно для того, чтобы действия полиции были признаны правомерными. Так что полицейскому за свое профессиональное будущее можно не опасаться.
Подобные трагические события происходят с высокой степенью периодичности. Однако, как правило, широкой огласке предаются лишь те случаи, когда жертвами «неадекватных действий» со стороны полиции становятся афроамериканцы. Если пострадает белый, то никто не будет делать из этого далеко идущих выводов или, тем более, принимать участие в беспорядках. В случае, если потерпевшим оказывается черный, это считается основанием заподозрить блюстителей закона в дискриминации, расизме и тому подобном.
«СП»: — Вы хотите сказать, что дискриминация темнокожих — это миф?
— Трудно не признать, что среди значительной части белого населения сильны предубеждения в отношении афроамериканцев. Достаточно вспомнить, одно из нашумевших интервью нынешнего президента США Барака Обамы. Он вспоминал, что в молодости очень часто ловил на себе подозрительные взгляды. А когда оказывался в лифте вместе с белыми, видел, как они инстинктивно ощупывают свои кошельки и проверяют карманы. Так продолжалось до тех пор, пока Обама не стал сенатором, то есть узнаваемым человеком.
Предубежденность в отношении афроамериканцев у значительной части белого населения, что называется, в крови. Собственно говоря, удивляться этому не приходится. При всех разговорах о «стране равных возможностей» и о «плавильном котле» законодательные ограничения в отношении темнокожих граждан США были отменены только 50 лет назад. При том, что основополагающий документ — Декларация независимости была принята еще в 1776.
«СП»: — Следует ли ожидать нарастания противоречий в американском обществе по мере углубления кризисных явлений? Или США удастся в своей фирменной манере экспортировать хаос во внешний мир, отделавшись малой кровью у себя дома?
— В последние годы я не вижу тенденции к обострению ситуации. В каком-то смысле Америка привыкла жить с расовой проблемой. Естественно, что всякий раз, когда ответ диаспор принимает массовый характер, это вызывает широкий резонанс в обществе. Но пока трудно судить, идет ли это по нарастающей. В 1980-е и 1990-е годы подобные выступления принимали еще более массовый характер.
Впрочем, вероятность усиления протестных настроений все же существует. Это может произойти в том случае, если окончательно провалится программа расширения медицинского страхования и распространения его на малообеспеченные слои населения Речь идет о нашумевшей программе ObamaCare. Вокруг нее было сломано немало копий. Как известно, против этого выступают оппоненты президента США из лагеря республиканцев. Напомню, основными выгодоприобретателями этого нововведения выступают цветные меньшинства. И прежде всего, афроамериканцы. Если эта медицинская программа будет отменена, это может привести к осложнению расовой обстановки в США и даже спровоцировать межрасовые конфликты. Потому что это не просто инициатива по улучшению качества медицинского обслуживания. Речь шла о создании пресловутого общества равных возможностей. О том, чтобы предоставить неимущей части населения (преимущественно расовым и этническим меньшинствам) доступ к медицине, как базовому социальному благу.
Если ObamaCare будет торпедирована, то значительная часть афроамериканцев и «латинос» может воспринять это как вызов со стороны белого большинства.
«СП»: — Эффект обманутых ожиданий, наверное, подогревается тем, что эта категория населения испытывала большие иллюзии, связанные с приходом к власти первого темнокожего президента.
— По основным направлениям внутренней и внешней политики Обама уже не оправдал их ожиданий. Если будет похоронена единственная новация, которая имеет прямое отношение к положению расовых меньшинств, это может вызвать серьезную вспышку недовольства.
«СП»: — Тем более, что межрасовые и социальные линии раскола зачастую накладываются друг на друга.
— Действительно, в США мы видим явление застойной бедности, переходящей из поколения поколение. В значительной мере это касается именно афроамериканцев. Мы наблюдаем холопство людей, живущих на пособия, которые уже не верят в свои силы и обвиняют государство в своем бедственном положении. Американские элиты еще не определились, как решить эту проблему.
Здесь следует учитывать и демографические тенденции. Я имею в виду тот факт, что среди афроамериканцев рождаемость существенно выше, чем среди белого населения США. В долгосрочном плане это представляет определенный вызов для американского общества.
Что касается двойных стандартов, то надо понимать, что любое правительство, действуя внутри страны или рассуждая о международных делах, в большей или меньшей степени их придерживается. Конечно, американцы по этому показателю могут дать фору кому угодно. Раз за разом мы видим, как избыточно жестко действуют американские правоохранительные органы в случае малейших намеков на массовые беспорядки внутри США. Когда же представители неугодных им режимов пытаются вполне умеренно применить силу в рамках конституции и законодательства своей страны (как это попытался сделать президент Украины Виктор Янукович), следуют жесткие заявления о недопустимости применения насилия. Такую же картину мы наблюдали в отношении российских властей в период массовых беспорядков в 2012—2013-х годах. При этом нынешние действия киевских властей «по наведению конституционного порядка» Вашингтон считает оправданными. Как говорится, комментарии излишни. Американская пропагандистская машина «заточена» на то, чтобы использовать такие ситуации в своих интересах. В этом плане я вряд ли «открываю Америку».
Последние события в США не стали прецедентом, напоминает руководитель московского отделения пресс-службы МИД ДНР Дарья Митина.
— Достаточно вспомнить аналогичные события во Франции. Когда около десяти лет тому назад запылали пригороды Парижа в ходе волны беспорядков, в которых принимала участие арабская молодежь. Тогдашние бунты были подавлены в не менее брутальной манере. Аналогичные события относительно недавно происходили в Лондоне. Так поступают власти всех западных стран, где назревают социальные катаклизмы. Что касается США, то американцев вообще можно поставить на первое место по жестокости, если не сказать, бесчеловечности правоохранительных органов в отношении протестных движений. Там не принято церемониться с теми, кто не демонстрирует лояльности системе.
«СП»: — Теперь понятно, что вдохновляет голливудских кинематографистов на создание персонажей вроде знаменитого «Робокопа»…
— В принципе, внутренние драконовские инструкции и законодательство позволяют американским полицейским не особо стеснять в себя в средствах подавления протестов и массовых беспорядков. Каждый год в правительства отдельных штатов и федералы принимают все больше документов, которые создают нормативно-правовую базу полицейского государства. Вплоть до легализации пыток со стороны полицейских (включая пытку водой и имитацию удушения, которые называются «физическими воздействиями малой силой»), несмотря на все международные конвенции, предусматривающие их полное запрещение. Я уже не говорю о том, что творится в зонах оффшорной пенитенциарной юрисдикции вроде Гуантанамо, или в так называемых «тайных тюрьмах» ЦРУ в Европе.
«СП»: — С чем связано резкое завинчивание гаек, которое происходит в «цитадели демократии»?
— В первую очередь, с продолжающимся экономическим и социальным кризисом в Штатах. Причем социальные выступления приобретают волнообразный характер. Что связано с растущим социальным расслоением в американском обществе. Разрыв в уровне материального благосостояния и доступа к статусным позициям уже трудно объяснить ментальностью «цветных» групп населения. Мы наблюдаем их последовательную пауперизацию посредством сворачивания социальных программ.
Несмотря на то, что темнокожее население США в свое время почти единогласно поддержало Обаму, за годы его правления оно только проиграло в социальном плане. Что и демонстрирует рост протестных выступлений. Американские политики прекрасно понимают, что если они станут либеральничать, как загнанный ими в угол Янукович, то начнется цепная реакция, которая может привести к полномасштабному социальному взрыву.
Ни для кого не секрет, что американцы всегда применяют двойные стандарты — по отношению к себе любимым и ко всему остальному человечеству. Демагогический характер их апелляций к гражданским свободам и правам человека налицо. Последние используются исключительно в качестве инструмента для «гуманитарного вскрытия» суверенных границ и вмешательства в дела других государств.
«СП»: — Почему российская дипломатия не переходит в информационное контрнаступление, используя разработанные западными политтехнологами методы «мягкой силы» для воздействия на геополитического конкурента? Почему мы выслушиваем высосанные из пальца претензии в свой адрес и все время только оправдываемся?
— Все наши суровые дипломатические заявления на международном уровне уходят «как вода в песок». Тем не менее, американцев нужно постоянно тыкать носом в собственные прегрешения. Чтобы они понимали, что двойные стандарты это палка о двух концах, один из которых неминуемо ударит по ним самим. Тогда Госдепу будет неповадно раскачивать чужие лодки, когда их собственная протекает и периодически дает крен. Пока США свято уверены в то, что они имеют моральное право поучать другие нации и рассматривают себя в качестве мирового гегемона. По своей воле они никогда не откажутся от этого амплуа. Даже если де факто через несколько десятилетий они утратят свое превосходство в военно-политической и финансовой сфере (при равновеликом полюсе силы в лице Китая, Европы и России). Для американского истеблишмента это будет невыносимая мысль, что они уже не первые в мире.
«СП»: — Расовые и этнические трещины в американском тигле все чаще дают о себе знать. Тем не менее, политический режим, которые контролируют финансовые группы, в целом сохраняет устойчивость. С чем это связано?
— Американские элиты строятся на элитарно-клановых принципах. Представители родов Рузвельтов, Кеннеди, Бушей, Клинтонов сменяют друг друга на вершине властной иерархии. Лифты социальной мобильности, несмотря на все декларации, представляют скорее имитацию, чем реально действующий механизм. Маргинальные слои населения живут в своих «гарлемах» и не имеют возможность сделать такую карьеру как представители доминирующей группы WASP (белые, англосаксы, протестане). Вообще, распиаренная западными политтехнологами демократия и «общество равных возможностей» в условиях современного финансового капитализма — это миф.
Такая вещь, как расизм, в США составляет целый пласт «культурной памяти». Не стоит забывать, что в этой стране на протяжении нескольких столетий процветало рабство. И даже после его отмены после Гражданской войны в середине XIX века, законодательная дискриминация темнокожего населения здесь продолжалась до конца 1980-х годов. Еще тридцать лет назад там была сегрегация. И только в конце президентства Рейгана в США стали приниматься законы, которые уравнивали формальный статус всех граждан. Но на уровне «подкорки» неравенство осталось. До сих пор живы куклусклановцы и их дети, которые впитывали идеологию неравенства с молоком матери. Причем бытовой расизм свойственен не только маргинальным слоям общества. Среди его просвещенной части это явление тоже до конца не изжито. Достаточно посмотреть на контингент американских тюрем, кто там сидит. Около 90% заключенных составляют темнокожие.
«СП»: — Некоторые эксперты объясняют склонностью этой группы населения США к криминальным проявлениям.
— Не исключено, что удельный вес правонарушений, которые совершают темнокожие, действительно выше. Но не до такой же степени. Не поверю, что белое население США демонстрирует такую законопослушность. Особенно, если учитывать его численное доминирование. Просто у белых другая криминальная «специализация». Допустим, афроамериканцы больше «специализируются» на наркотиках или бытовых драках, а белые занимаются финансовыми спекуляциями или коррупцией в структурах власти. Так или иначе, мы видим вопиющее неравноправие в юстиции и в пенитенциарной системе. То же самое касается системы социальных лифтов. Американцы гордятся тем, что выбрали первого темнокожего президента. Но не будем забывать, что мама Барака Обамы белая и, более того, имела дальних родственников среди представителей президентских кланов США.
В течение последнего полувека темнокожие американцы получили огромное количество прав, утверждает руководитель Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Владимир Согрин.
— Более того, они получили даже некоторые преимущества. В США был принят ряд законов, которые позволяют темнокожим американцам устраиваться по квотам в федеральных учреждениях. Независимо от того, уступают они профессионально белым или равны с ними в компетенции. Темнокожим предоставляется 13% мест, что примерно соответствует их численности.
Однако дальше произошло следующее. Распространенная на Западе политкорректность требует мультикультурализма, который в США еще больше укоренен, чем в Западной Европе. Не случайно Меркель, Кэмерон и другие европейские политики признались, что в их странах мультикультурализм не приживается. В Америке никто никогда такого не скажет. Это связано с тем, что указанный механизм действительно работает. То есть представители разных этносов и расовых групп вполне интегрируются в американское общество. В результате чего, в США сосуществуют принципы «плавильного котла» и мультикультурализма, то есть сохранения идентичности у выходцев из разных стран. Наряду с этим все небелые этносы принимают американские гражданские ценности, которые записаны в конституции и Декларации независимости.
«СП»: — Может быть, это признание носит поверхностный характер, с чем и связаны эксцессы между крупнейшими диаспорами?
— Дело в том, что у афроамериканцев развилось чувство расового самосознания, которое проявляется в желании мстить за века белого расизма. Это привело к оформлению так называемого «черного расизма». И какой из двух видов расизма в Америке сильнее, сказать трудно. Когда я бывал в США, то испытывал неприязнь к себе как к белому. Поэтому многие (я не говорю, что все) ведут себя вызывающе.
Конечно, если посмотреть по ряду объективных показателей, темнокожие американцы живут хуже. У них и доходы в среднем на 30% ниже, чем у белых, и уровень безработицы выше. В Америке существует общество равных возможностей. Но, чтобы пользоваться ими, нужно обладать равными унаследованными статусами. У черных этого нет, поэтому они порой ведут себя вызывающе. Белые в Америке говорят: «у всех равные права». При этом они не хотят жить в одних кварталах с черными, они не хотят отдавать своих детей в общие школы. Хотя в США во всех штатах приняты законы об обучении в общих школах. Но белые американцы (если у них есть финансовые возможности) отдают своих детей в частные школы.
«СП»: — Если равенство возможностей действительно существует, оно должно находить отражение в процессе формирования элит.
— В США сегодня примерно 70 темнокожих конгрессменов. При том, что в Палату представителей входят 435 членов. Нетрудно убедиться, что 70 от 435 это примерно 15%. А все темнокожее население составляет примерно 13% от общей численности. Так что никакой дискриминации в этом смысле нет. Другой пример — в столице США Вашингтоне черный мэр. То же самое касается Чикаго. Да сколько угодно таких примеров можно привести.
Теперь возвращаемся к теме равных возможностей. А они могут быть в России (или любой другой стране мира) у детей какого-нибудь олигарха и детей малообеспечнных граждан? Конечно, это миф. Это касается и Америки, где возможность реализовать свои права зависит от материального положения и статусных позиций родителей.
Еще одна особенность США состоит в том, что здесь нет острых конфликтов между различными экономическими группами или социальными классами. Это связано с укорененными представлениями об индивидуальной ответственности за свое благополучие. Несмотря на то, что финансовый крах в 2008 году организовали банкиры с Уолл-стрит, движение «Захвати Уолл-стрит» практически моментально выдохлось. Несмотря на то, что индекс социального расслоения в Америке постоянно растет, это не выплескивается на политическом уровне. В период «холодной войны» США конкурировали с СССР и им нужно было не отставать от советского государства в плане показателей социальной справедливости.
Сегодня это не так актуально, и снова на первые роли вышла идея «каждый сам за себя».
«СП»: — Такая атомизация общества выгодна правящим группам. Поскольку при развитых на Западе технологиях манипулирования сознанием позволяет эффективно контролировать его.
— Есть много «черных» (вроде Колина Пауэлла или Кондолизы Райз) входят в элиту. Как ни парадоксально, с социокультурной и поведенческой точки зрения это абсолютные англосаксы. Но большинство темнокожих, которым не удается интегрироваться в элиту, остаются в бедности. На фоне экономических проблем социальное обострение возможно. Но Америка это настолько богатая страна, которая всегда может бросить подачку неимущим, чтобы они успокоились и не бунтовали.
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.