Опасаясь вторжения исламских боевиков на свою территорию, Узбекистан в одностороннем порядке начал укреплять государственную с Киргизией — здесь возводится семиметровой высоты стена и роются трехметровой глубины траншеи. Десять лет назад, защищаясь от боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ), Ташкент заминировал государственную границу. В результате, в последующие годы на минах подорвались около 100 мирных жителей соседних стран и сотни получили увечья.
На сей раз официальным поводом для укрепления границы послужили события, произошедшие в ночь на 26 мая в узбекском Ханабаде Андижанской области, граничащей с Киргизией. Тогда неизвестные, по утверждению узбекских властей, проникли с киргизской территории, напали на пограничный пост и попытались захватить здание, в котором размещаются районные отделы МВД и СНБ. Взрывы также прогремели в Андижане. Власти Киргизии решительно отмели косвенные обвинения.
Несмотря на это, узбекская сторона, во избежании повторения событий, начала рыть окопы с применением экскаваторов. Работы, по сообщению Погранслужбы Киргизии, «с 26 мая ведутся на границе с Сузакским, Аксыйским и Ноокатским районами Киргизии». «Узбекская сторона без уведомлений и согласований с киргизской, в одностороннем порядке начала возводить на государственной границе оградительные сооружения — траншеи глубиной и шириной по три метра», — говорится в сообщении Погранслужбы. Как пояснили в этом ведомстве, Узбекистан нарушает договор, согласно которому до завершения делимитации и демаркации государственной границы ни одна из сторон не имеет права предпринимать какие-либо действия, в том числе что-то строить. «Мы вынуждены констатировать, что официальный Ташкент нарушает ранее принятые договоренности», — подчеркнул официальный представитель ведомства. Однако протест киргизской стороны, скорее всего, останется безрезультатным.
В соседнем Риштанском районе Ферганской области также на границе с Киргизией возводится бетонная стена высотой семь метров. По рассказам местных жителей, здесь работы ведутся более месяца. Таким образом, получается, что «атака на Ханабад» как бы и не совсем причем. Осведомленный источник сообщил «СП», что спецслужбы Узбекистана обладали «кое-какой интересной информацией», еще до ханабадских событий. По слухам, кроме пограничников, на строительстве стены задействованы заключенные соседней колонии.
Ситуация на киргизско-узбекской границе уже долгое время остается напряженной. В 1999 и 2000 годах боевики ИДУ дважды пытались прорваться из Таджикистана через Баткенский район Киргизии в Узбекистан. Они ставили цель создать в Центральной Азии исламский халифат. После того как власти Узбекистана атаку отбили, боевики ИДУ укрылись в горах Таджикистана, в частности, Тавильдарьинском районе, который традиционно контролировался исламской оппозицией Таджикистана. Опасаясь очередного «набега» боевиков ИДУ, власти Узбекистана пошли тогда на крайние меры и заминировали по всему периметру государственную границу: протяженность узбекско-таджикских рубежей составляет 960 километров, а узбекско-киргизских — 1400 км. В результате чего, на минах подорвалось 74 гражданина Таджикистана и 26 — граждан Киргизии. Сотни были ранены и остались с увечьями. И только под давлением международных организаций Ташкент пару лет назад начал разминирование границы.
Официальный Ташкент в нынешних взрывах в Ханабаде усматривает почерк ИДУ. К аналогичному мнению склоняются и независимые эксперты. Тем более, что взрывы в Ханабаде совпали по времени с появлением в Таджикистане бывшего полевого командира таджикской исламской оппозиции Абдулло Рахимова, известного под именем Мулло Абдулло. В годы гражданской войны в Таджикистане (1992 -1997 годы) он успешно воевал против правительства Таджикистана. После подписания мирного соглашения в 1997 году оружия не сложил. А в 1999 и 2000 годах укрывал в своей ставке в горах лидера ИДУ — Джуму Намангани. Под давлением Ташкента, власти Таджикистана вынудили покинуть Мулло Абдулло родину. Убежище он нашел в рядах Северного альянса Афганистана, возглавлявшегося легендарным моджахедом, афганским таджиком Ахмад Шахом Масудом. Разменявший седьмой десяток, он вряд ли опасен для Душанбе. Однако вокруг него в Тавильдаре начали собираться десятки бывших соратников по оппозиции. Власти попытались мирно уговорить его покинуть Таджикистан. Посредником на переговорах выступил его бывший соратник, экс-министр МЧС Мирзо Зиеев. Однако Мулло Абдулло отказался от предложения властей. По слухам, его отряд, состоявший лишь из 30 телохранителей, в одночасье увеличился в десятки раз. Руководство Таджикистана, обеспокоенное нарастающим в стране недовольством, вызванным массовой безработицей, низким уровнем жизни, видит в возращении бывшего угрозу. Поэтому было предпринято решение о проведении силовой операции.
По некоторым данным Мулло Абдулло поддерживает связи с боевиками Исламского движения Узбекистана, которые в последние годы воевали в Афганистане на стороне Талибан.
Ташкент
Фото [*]