18+
воскресенье, 25 сентября

Роковые ошибки экипажа

Пилоты разбившегося «Боинга», скорее всего, приняли неправильное решение

  
21652
На месте крушения Boeing 737-800 в аэропорту Ростова-на-Дону
На месте крушения Boeing 737−800 в аэропорту Ростова-на-Дону (Фото: AP/TASS)

В ночь на 19 марта в Ростове-на-Дону при посадке разбился пассажирский лайнер Boeing 737−800. Все 62 человека, находившиеся на борту, в том числе семь членов экипажа, погибли. В настоящее время проводится расследование случившегося.

Известно, что самолет был относительно новый. Экипаж был опытным. Случившаяся катастрофа — первая в истории компании FlyDubai. Сложные погодные условия вынудили экипаж пойти на второй круг, при втором заходе и произошла катастрофа. Когда самолет соприкоснулся с землей, он фактически рассыпался.

Как отметил представитель Следственного комитета Владимир Маркин, в настоящее время рассматриваются две причины катастрофы: ошибка пилотирования и техническая неисправность. Самолет кружил около двух часов над ростовским аэропортом. Но очевидцы говорят, что воздушное судно загорелось еще в воздухе. Возникает и вопрос, почему из-за плохих погодных условий пилоты не приняли решение уйти на аэродром Краснодара? Другой самолет рейса 1166 тоже не смог сесть в Ростове-на-Дону, но удачно приземлился в столице Кубани.

«СП» опросило экспертов о возможной причине катастрофы.

— Скорее всего, это сыграл погодный фактор, — говорит бывший заместитель министра Гражданской авиации СССР Иван Васин.

— Подобных катастроф я расследовал четыре. Самолету надо было уходить на запасной аэродром. Возможность избежать катастрофы была, но не надо было заходить на второй круг. Погода сыграла свою роль, была «болтанка». Была скорость около 150 километров в час, этого недостаточно. Я расследовал подобную катастрофу в Иркутске.

«СП»: — Возможно, экономили топливо?

— Возможно. В советское время о запасах топлива не думали. Но сейчас компании экономят топливо. Но за всё в итоге отвечает экипаж. Он принимает все решения. Конечно, надо дождаться расшифровки самописцев, тогда всё станет понятно. Но очевидно, что самолет потерял скорость. Он даже не свалился, а вошел в пике.

«СП»: — То есть, основная причина катастрофы, что самолет был вынужден садиться в конкретном аэропорту.

— Основная причина — влияние погодных факторов. Самолет два часа ждал, пока улучшится погода. Сочетается множество факторов. Видимо, экипажу аэродром был незнаком. Экипаж предупреждали наземные службы.

Основная причина катастрофы в том, что экипаж принял неправильное решение о заходе на посадку. При заходе на посадку должна быть скорость 350−400 километров в час. Но этой скорости не было.

«СП»: — Как избежать подобных катастроф?

— Это заход на запасной аэродром. Если скорость ветра выше 15 метров в секунду, то садиться нельзя. Диспетчеры указывают, как надо садиться. Но окончательные выводы можно будет сделать после расшифровки самописцев. Можно будет увидеть разговоры членов экипажа между собой, их переговоры с диспетчерами. Надеюсь, что побных катастроф не повторится.

— Как любую катастрофу или даже авиационное происшествие можно было избежать, — считает исполнительный директор Общества независимых расследований авиационных происшествий Валерий Постников.

— Экипаж не должен быть таким самоуверенным. Но пилот был уверен в своих силах и принял неверное решение. По крайней мере, по той информации, что есть сейчас, это выглядит так.

Было бы наглостью говорить четко о причинах, когда только началась расшифровка самописцев. Но по тому, что мы сегодня знаем, это были неправильные действия пилотов в тяжелых погодных условиях. Это даже не ошибка пилотирования, а просто люди не справились с теми условиями, что сложились в конкретный момент. Но показать причину сможет только расшифровка самописцев и детальный анализ всех факторов. Говорить о причинах пока преждевременно.

Я не хочу говорить о техническом состоянии самолета, терпеть не могу выражение «человеческий фактор». Но это моя личная точка зрения, не более того. Самолет «крутился» почти два часа вокруг аэродрома, сделал попытку зайти на посадку.

Если бы был какой-то отказ, то самолет не продержался бы два часа в воздухе. Экипаж бы доложил об этом. Я не верю, что подвела техника. Самолет был исправен. Возможно, экипаж рано отключил автопилот в условиях сложной погоды. Но на самом деле, нюансов может быть много. И они могли повлиять на исход полета.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье