Происшествия / Крушение Ту-154

Можно ли было избежать трагедии в Сочи?

Судя по всему, крушение самолета произошло в результате нескольких роковых случайностей

  
63496
Во время поисково-спасательных работ на месте крушения самолета ТУ-154 Минобороны РФ. После вылета с аэродрома Адлера в 5.40, ТУ-154 пропал с радиолокационных радаров
Во время поисково-спасательных работ на месте крушения самолета ТУ-154 Минобороны РФ. После вылета с аэродрома Адлера в 5.40, ТУ-154 пропал с радиолокационных радаров (Фото: Артур Лебедев/ТАСС)

Сейчас сочинский аэропорт «Адлер» работает в штатном режиме. Большинство рейсов выполняются по расписанию. И все равно, даже издалека чувствуется, «что-то произошло». Например, задерживаются на прилет рейсы из Москвы. На информационном табло я насчитал четыре таких. Перед зданием аэровокзала дежурят автомобили «скорой помощи», чуть дальше в районе старого здания сочинского аэропорта машина военной комендатуры. Хотя и это вам не скажет о трагедии.

Надо понимать: воздушная гавань курорта Сочи состоит как бы из нескольких частей. Главная — это общедоступные залы «вылета и прилета» внутрироссийских авиалиний, отдельно правительственная, международная и «военная часть» аэропорта, куда доступ закрыт и, видимо, именно с этой стоянки начинал выруливать на взлетную полосу разбившийся самолет Ту-154 Министерства обороны, летевший в Сирию.

Вообще, взлет из сочинского аэропорта все авиалайнеры совершают только в сторону моря, ибо с другой стороны к аэропорту подступают горы. Когда самолет производит взлет, то буквально через несколько минут полет начинается над водной поверхностью, где авиалайнеры делают разворот и встают на курс, задевая даже территориальные воды Абхазии, граница с которой проходит примерно в десяти километрах от аэропорта «Адлер». Так было и в этот раз…

Одна моя знакомая, жительница Адлера Людмила Самойлова, утром 25 декабря была на работе. Над местом, где она трудится, самолеты заходят на посадку и совершают взлет. Людмила Андреевна рассказывает, что ничего особенного этим утром не слышала, не было никаких хлопков или еще чего-то необычного. Все как всегда — взлет, посадка. Это теперь слышно и видно, как над местом катастрофы кружат вертолеты и с берега видно, как работают поисково-спасательные суда, которые бросили якоря в районе места падения самолета. А вот в минуту падения было тихо…

Информация о том, на какой глубине нашли обломки самолета, разнится. По одним данным, это 50−70 метров, по другим - 110 метров, и если так, то подводным работам может мешать сероводород.
Стоит вспомнить, что это не первая катастрофа в районе сочинского аэропорта.

В 1972 году прошлого века при взлете в море упал самолет Ил-18. Обломки авиалайнера поднять не удалось, ибо он застрял на глубине больше ста метров, между двумя подводными скалами. Случилось это в море напротив поселка Кудепста. Еще одна трагедия произошла в 2006 году с самолетом А-320, рейса Ереван-Сочи, который заходил на посадку в ночь со 3-го на 3-е мая в сложных погодных условиях. В обоих случаях все пассажиры и члены экипажа погибли.

Вспоминают в Сочи еще одно происшествие с самолетом Ил-18, который прекратил взлет из-за неполадок в двигателях, выкатился за пределы ВВП, но, тем не менее, избежал взлета в аварийном режиме…

В первые часы после катастрофы в аэропорту я слышал также версии и о том, что самолет мог зацепиться за гору. Однако это были лишь версии в условиях отсутствия информации. Сейчас больше всего в Сочи говорят о том, как будут помогать родственникам погибших.

В медицинском пункте сочинского аэропорта открыт пункт по оказанию медицинской и психологической помощи родственникам погибших. На табличке перед медпунктом опубликован телефон местной «горячей линии»: 8(862)2−61−55−54, 8(862) 2−61−57−60.

На информационной стойке аэропорта сотрудники в любую минуту готовы дать информацию куда обращаться, когда в аэропорту появятся родственники погибших.

Понятно, что расследованием причин происшествия занимается комиссия Министерства обороны и Минтранса, создана по распоряжению президента специальная комиссия. Дано распоряжение поиски погибших и обломков самолета вести круглосуточно, даже в ночное время и непогоду.

Окончательные причины катастрофы определят специалисты. Но сейчас многие в Сочи уверены, что трагедии можно было избежать, если бы военный борт производил дозаправку не в аэропорту Сочи. Уже известно, что и сегодня он это был должен делать в Моздоке, но из-за непогоды его повернули в аэропорт Адлер. Стоит вспомнить, что в советские времена на территории Абхазии в районе местечка Гудаута существовал военный аэродром. Наверняка, во время операции российских ВКС в Сирии о нем не раз вспоминали, как о возможном аэродроме подскока. И если бы дозаправка проводилась тоже в этом аэропорту, трагедии, возможно, не случилось. Абхазия, к слову, уже присоединилась к поискам обломков, и будет оказывать всяческую помощь.

Впрочем, сами работники порта сегодня даже на условиях анонимности стараются ничего не говорить. Известно, что изъята все документация, взяты на анализ образцы топлива, которым заправляли ТУ-154. Выводы будут сделаны позже.

Когда я уезжал из сочинского аэропорта, воздушная гавань работала как обычно, в штатном режиме. Конечно, люди знают о том, что произошло. Сотрудники аэропорта, медики, психологи встречают родственников погибших.

В Сочи уже создан оперативный штаб. Всех прибывающих размещают в санатории «Аврора». С завтрашнего дня в Сочи начнется тяжелая процедура опознания. Уже обнаружено около десяти погибших пассажиров. Завтра, 26 декабря, в стране объявлен траур по погибшим. В Сочи траурные дни продлятся гораздо дольше.

P.S. Глубокие соболезнования родственникам погибших выразило посольство КНР в Москве. Китайское диппредставительство просит передать слова утешения родственникам и друзьям погибших. В письме, которое поступило в «Свободную прессу», отмечается, что в Китае хорошо знают об ансамбле им. Александрова и ценят его вклад в активизацию культурного обмена между обеими странами.

Письмо, которое поступило в «Свободную прессу» из посольства КНР в Москве

Сочи

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня