Владимирский кошмар: Автобусы смерти на дорогах России

В новом ДТП погибли 16 пассажиров. Кто остановит череду трагедий

  
7406
На фото: на месте столкновения пассажирского автобуса и поезда на железнодорожном переезде в Петушинском районе Владимирской области
На фото: на месте столкновения пассажирского автобуса и поезда на железнодорожном переезде в Петушинском районе Владимирской области (Фото: УМВД России по Владимирской области/ТАСС)

Аварии на российских дорогах с большим количеством жертв становятся в последнее время плохой традицией. Очередное масштабное ДТП случилось во Владимирской области минувшей ночью. До этого два крупных ДТП произошли в Краснодарском крае. Во всех трех случаях жертвами были пассажиры автобусов.

Последняя по времени трагедия случилась недалеко от города Покров, расположенном на полпути от Москвы до Владимира. Пассажирами зарегистрированного в Южно-Казахстанской области автобуса были 55 граждан Узбекистана. Водитель выехал на железнодорожный переезд, однако у автобуса заглох мотор. Несмотря на заградительный сигнал, машинисты поезда «Нижний Новгород — Санкт-Петербург» затормозить не успели.

По информации СМИ, машинисты поставили управление поездом на автоматический режим и покинули кабину локомотива во избежание травм. Поезд протащил автобус несколько десятков метров, превратив его в груду металла. Локомотив после столкновения также выведен из строя. По уточненным данным 16 пассажиров, в том числе 1 ребенок погибли, 21 человек получил тяжелые травмы.

Как рассказал ТАСС выживший водитель автобуса Сарман Нургали, заглохший автобус не смогли завести из-за слабого аккумулятора. «Хотели завести — не завелся, потом хотели подтолкнуть», — пояснил он. Именно последнее обстоятельство и спасло жизни многих пассажиров. Те, кто остался в салоне погибли. При этом водитель утверждает, что автобус сломался впервые, несмотря на 1990 год выпуска.

Читайте по теме

Отметим, что некоторые СМИ сообщают о гибели водителя, но судя по всему, это не соответствует действительности.

По факту ДТП Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц».

Столь масштабная авария «поставила на уши» все возможное начальство. МЧС открыла «горячую линию». В свою очередь министр внутренних дел Владимир Колокольцев направил группу на место аварии группу сотрудников ГУОБДД МВД России. В их задачу входит оказание помощи следственно-оперативной группе.

Похожее распоряжение издал и министр транспорта РФ Максим Соколов. Он поручил Ространснадзору направить группу на место аварии. Замруководителя Ространснадзора Сергей Васильев и и.о. главы Госавтонадзора Валерий Николаев выехали к месту трагедии еще утром. Поможет ли расследованию присутствие представителей сразу двух надзорных ведомств — не ясно.

Еще более страшная авария случилась в конце августа и тоже в Краснодарском крае. Там с моста в районе населенного пункта Волна упал в воду автобус с рабочими, 18 человек из 50 погибли. Дело было возбуждено по ст. 263.1 УК РФ — Нарушение требований в области транспортной безопасности.

Как видим, тенденция налицо. В этой ситуации у пассажиров возникают резонные вопросы о том, что предпринимают власти, чиновники, ответственные за организацию безопасного движения для исключения подобных трагедий в будущем.

— Существуют правила эксплуатации автобусов, принятые Минтрансом РФ. И их надо соблюдать. — напомнил «СП» консультант по техническому устройству и эксплуатации автобусов Алексей Тимохов. — Это проверка технического состояния автобуса перед рейсом. Да и водителя тоже. За этим следит автопредприятие, к которому он относится. Те транспортные средства, которые въезжают в нашу страну, также должны все это исполнять. Это касается и наших автобусов и водителей, когда они едут в другую страну.

— Если наши, российские автобусы отправляются за рубеж, мы несем за них ответственность, — продолжает гендиректор компании СКС-Авто Владимир Кулик. — Например, в Германии очень серьезные требования ко всем транспортным средствам, и к автобусам и к грузовикам. Контролируются режим труда и отдыха водителя, техническое состояние. Там очень большие штрафы даже за самые незначительные огрехи. Например, пятно масла на асфальте. И все в валюте.

«СП»: — То есть перевозчики из Казахстана обязаны подстраиваться под наши правила?

— Конечно, раз он едет к нам в страну. Органы ГИБДД могут проверить автобус на своих стационарных постах и выявить неполадки. Но это же может произойти и в пути. Он мог выехать вполне исправным из Казахстана, но пока доехал до Московской области с ним что-то случилось. Тем более, что этот автобус эксплуатировался уже свыше 20 лет.

«СП»: — Водитель утверждает, что автобус с 1990 года сломался впервые…

— Такого не может быть.

По мнению координатор сообщества «Синих ведерок» Петра Шкуматова, следует предпринять системные меры по повышению надежности автобусов на российских дорогах.

— Вся эта история очень печальная, потому что как минимум в двух из трех последних аварий люди погибли из-за того, что техника была старой и содержалась не надлежащим образом. То есть главный фактор — усталость транспорта, автобусов. Нельзя говорить, что это можно было бы предотвратить с помощью техосмотра. Ведь, если автобус старый, то техосмотр, который проводится раз в полгода, не сможет предотвратить трагедию. Это вопрос случая.

«СП»: — Какие меры следует предпринять, чтобы исключить или хотя бы снизить вероятность подобного в будущем?

— Наверное, стоит снизить предельный возраст или предельный пробег транспорта, который перевозит людей, а, может быть, и не только людей. Похожие законы, кстати, приняты в ряде стран Евросоюза для грузовиков. Там считают, что если фура прошла больше определенного срока или километража, то ее эксплуатация в принципе создает больше рисков, нежели дает выгоды от перевозки грузов. Именно поэтому европейцы сплавляю фуры в такие страны, как Россия, а дома эксплуатируют только новую технику.

Мне кажется, нашей стране надо думать в этом направлении. Другое дело, что нужно действовать осторожно, потому что высокие требования к транспорту увеличат издержки и это может привести к росту цен. То есть нужно находить золотую середину. Но чиновники для того и существуют, чтобы оценивать эти вещи. Не ставить за много миллиардов рублей видеокамеры в пунктах техосмотра, а просто ограничить срок эксплуатации автобусов. Все-таки они возят живых людей.

Ведь ясно, что от случайной поломки не застрахован никто. Но вероятность поломки трехлетнего автобуса гораздо ниже, чем у двадцатилетнего. А этому автобусу из Казахстана было больше двадцати лет. Перевозки людей на таких старых автобусах надо просто запретить и обозначить эти правила игры всем перевозчикам, в том числе и зарубежным. Если они едут в Россию, то они должны соблюдать наши правила. Это будет системное решение.

А пока участников трагедии ждет следствие. О нюансах правоприменительной практики статьи 263 УК РФ «СП» рассказал руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов.

Читайте также

— Субъект преступления в данном случае специальный — лицо, которое непосредственно управляло железнодорожным транспортом. Также это может быть, например, диспетчер, в чьи обязанности входило соблюдать правила безопасности движения транспорта. Судя по всему, дело возбуждено в отношении машиниста поезда.

Санкция статьи предусматривает наказание в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишения свободы на срок до 7 лет. Учитывая количество пострадавших, водителю вполне может быть назначено реальное лишение свободы.

«СП»: — Могут ли в рамках этого уголовного дела понести наказание представители контролирующих инстанций?

— Если говорить о возможности привлечения к уголовной ответственности чиновников Минтранса и водителя, то речь идет уже о других статьях УК РФ. Так, если ДТП было спровоцировано действиями водителя автобуса, то речь идет о ст. 264 УК РФ. Чиновники могут быть привлечены к ответственности, например, за халатность, но только если авария была вызвана тем, что они ненадлежащим образом исполняли свои обязанности, и это послужило причиной аварии.

В пресс-службе Минтранса РФ оперативно прокомментировать ситуацию «СП» не смогли.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня