18+
суббота, 3 декабря
Происшествия

«Московский университет» захвачен сомалийцами

Танкер с российским экипажем подвергся нападению пиратов в Аденском заливе

  
22

Около 8.00 мск в Аденском заливе Индийского океана в 350 милях от побережья Сомали пираты напали на нефтеналивной танкер «Московский университет», принадлежащий компании «Совкомфлот». Экипаж, состоящий из 23 граждан России, пытался маневрировать и обороняться, однако моряки не смогли противостоять вооруженным пиратам, и судно в итоге было захвачено.

О судьбе команды пока ничего неизвестно, связь с судном потеряна, однако в момент захвата капитан связался по радио с патрулирующим воды залива российским боевым кораблем «Маршал Шапошников», который сейчас идет на выручку соотечественникам. По расчетам ВМФ России, «Маршал Шапошников» прибудет в район захвата «Московского университета» к 23.00 мск. Как сообщает РИА «Новости», экипаж, по последним данным, находится в безопасности в одном из внутренних помещений судна, недоступном для пиратов.

О том, как могут развиваться события дальше, корреспондент «СП» побеседовал с экспертом по судоходству Михаилом Войтенко, редактором издания «Морской бюллетень»:

«СП»: — Подтверждается ли информация, что танкер уже захвачен пиратами?

— Да, по моим данным, это именно так.

«СП»: — Что теперь будет с судном и его экипажем?

— Как обычно, как это уже не раз было — людей практически возьмут в заложники и будут требовать выкупа за судно и экипаж.

«СП»: — Имеет ли шансы на успех операция по освобождению судна, если «Маршал Шапошников» или другие боевые корабли найдут танкер?

— Смотря что сейчас происходит с экипажем танкера. Если они успели забаррикадироваться в помещениях судна — хорошо, может быть, «Московский университет» и удастся освободить. А вот если пираты сумели захватить в плен команду — тогда боевые корабли не будут даже пытаться силой отбить танкер.

«СП»: — Почему? Имеется какой-то юридический запрет в таких случаях подвергать риску жизнь команды захваченного судна?

— Юридического запрета нет. Но все прекрасно представляют себе последствия подобного шага…

«СП»: — Что это за последствия? Разгул терроризма?

— Нет, терроризм тут ни при чем. Скорее, речь идет о последствиях для мировой экономики — их почувствуют не только моряки, но и люди, далекие от судоходства.

«СП»: — То есть риск для жизни моряков торгового флота может поставить под угрозу мировые морские перевозки?

— Именно так. Если плавание станет слишком опасным для людей, перевозки резко упадут в объеме и подорожают. Мне очень странно, что этого — видимо, по своей неопытности — не понимает такой влиятельный человек, как президент США Барак Обама. Его последние решения в области борьбы с пиратами откровенно авантюрные.

Тем временем, пираты, захватившие российский танкер «Московский университет», заявили, что любая операция по спасению экипажа будет угрожать его безопасности. Об этом сообщил один из пиратов.

«Любая попытка спасти судно, вне всякого сомнения, поставит под угрозу безопасность экипажа. Судно будет доставлено в (порт) Гаракад», — сказал один из пиратов. По его словам, «еще слишком рано говорить о выкупе», сообщила Газета. Ру со ссылкой на агентство Reuters.


Отметим, танкер «Московский университет» класса «афрамакс» с дедвейтом 106,5 тысячи тонн шел под флагом Либерии из Красного моря в Китай. Судно принадлежит компании «Совкомфлот», оно было построено в 1999 году японской компанией NKK по заказу Новороссийского морского пароходства. Это один из шестерки современных танкеров, систершипы «Московского университета» — «Москва», «Московский Кремль» и «Москва-река». Все шесть танкеров обошлись в 250 млн долларов.

Ранее именно этот танкер «открыл» новый нефтеналивной терминал в порте Козьмино в Приморье — это произошло 30 декабря прошлого года. В этот рейс «Московский университет» взял груз в 86 тыс. тонн сырой нефти для китайских потребителей. Это не рекорд объема нефти, захваченного пиратами в Аденском заливе: ранее в их руки уже попадал супертанкер Sirius Star вместимостью в 2 млн баррелей нефти. Супертанкер был захвачен пиратами осенью 2008 года и освобожден после переговоров с пиратами в феврале 2009 г.


С середины 2000-х годов Аденский залив и прилегающая часть Индийского океана (вплоть до Мальдивских островов) стали зоной наиболее активного пиратства в мире. Корабли захватывают жители Сомали, где с 1990-х годов практически отсутствуют государственные структуры, а за власть борются племенные кланы.

Изначально пиратство сомалийцев было своеобразным протестом против хищнического вылова рыбы в этом районе иностранными судами. Поэтому под угрозой захвата были в основном рыболовецкие команды (преимущественно китайские и индийские). Однако к середине 2000-х годов сложилась практика захвата сомалийцами любых торговых судов за выкуп.

В числе самых известных захваченных судов — упоминавшийся Sirius Star (300 тыс. тонн водоизмещения) и украинский сухогруз «Фаина», перевозивший в Эфиопию оружие, в том числе, танки. Как правило, захваченные сомалийцами суда проводят в неволе по нескольку месяцев. Последний, до «Московского университета», случай захвата судна с россиянами на борту произошел в ноябре прошлого года: сомалийцы захватили тунцеловный траулер 1991 года постройки Thai Union 3. На борту судна находились 23 российских моряка — все из Калининграда, а также несколько иностранных граждан. Освободить судно удалось только в марте этого года. Пиратам был заплачен выкуп в 3 млн долларов.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня