
Авария произошла в 03:15 в 20 милях от берега на глубине 20 метров. На борту судна находилось 14 человек. Пока спасти удалось лишь троих — капитана и двух матросов, их подобрал теплоход «Ленанефть -2064». Поиски остальных продолжаются. По сообщению ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», в район кораблекрушения направляются несколько судов. Кроме того, как передает МЧС, из Якутска к месту аварии на самолете Ан-24 вылетела группа из четырех водолазов ГУ «Служба спасения РС (Я)» со спецснаряжением. До этого спасатели, облетая район поиска на вертолете Ми-8АК, обнаружили плот, однако людей на нем не было.
Примечательно, что «Алексей Кулаковский» сам шел на помощь рыболовному траулеру «ТБ-0012», который незадолго до этого подал сигнал бедствия. Однако в 02:30 с траулера поступило сообщение по спутниковому телефону о том что «Алексей Кулаковский» обесточился и дрейфует с креном на левый борт, связь с ним отсутствовала. В 03:10 «Алексей Кулаковский» лег на борт, а в 03:18 затонул.
За подробностями поисково-спасательной операции и тем, что ей предшествовало, корреспонденты «Свободной прессы» обратились в «Ленское объединенное речное пароходство». На связь с нами вышел первый заместитель гендиректора компании Александр Зыков.
«СП»: — Александр Владимирович, какая ситуация на данный момент (12:10 мск -ред)?
— Погода в районе крушения улучшается, шторм потихоньку утихает, порывы ветра не такие резкие. Помимо «Ленанефти -2064», которая находится там с момента аварии, к месту крушения направляется наш ледокол «Капитан Бородкин». Он должен подойти туда примерно в 24:00 по нашему времени. Ему дали задание идти тем курсом, на котором наиболее вероятна встреча каких-то следов от погибшего теплохода. Идет туда гидрографическое судно «Николай Евгенов». Дана была команда следовать в тот район и еще одному танкеру.
«СП»: — Что говорят спасенные моряки? Как их спасли?
— Их подняли из воды, они были в спасательных жилетах. «Ленанефть» выбросила тросы с кругами, люди зацепились, их вытащили. Состояние людей нормальное, от помощи медиков, которые прилетели на вертолете, они отказались и остались на судне. Правда, были в шоке.
«СП»: — Что известно об экипаже?
— На борту «Алексея Кулаковского» находилось шесть человек рядового состава. Это рулевые мотористы и матросы — курсанты речных училищ из Новосибирска и Благовещенска. Плюс комсостав, бортпроводница и повар — они наши, местные.
«СП»: — Скажите, а гидрокостюмы у экипажа есть?
— Экипаж был полностью укомплектован спассредствами: гидрокостюмами, плотами, мотоботом. Правда, мотобот разбило.
«СП»: — Что представляет собой район поиска?
— Если посмотрите на карту, то увидите — это дельта Лены, крупнейшая дельта в мире. ЧП произошло возле северо-западного побережья, в 130 милях от порта Тикси. Малый рыболовный траулер, к которому спешил «Алексей Кулаковский», вел лов в 20 милях от берега. Неожиданно у него заглох двигатель, судно потеряло ход. Бросили якорь, но их потащило в открытое море. Экипаж подал сигнал «SOS». Насколько мне известно, траулер сейчас там же, где и был.
Каковы шансы на спасение экипажа? С этим вопросом мы обратились к президенту Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петру Осичанскому:
— Отчаиваться в любом случае рано, ребят еще вполне могут найти живыми. При определенных условиях — конечно
«СП»: — От чего зависит, выживут моряки или нет?
— От того, насколько кораблекрушение застало их врасплох. Если на теплоходе велась так называемая борьба за живучесть — то есть моряки встретили беду в полностью подготовленном состоянии, в гидрокостюмах — то шансы выжить у них достаточно высоки.
«СП»: — То есть ключевой элемент — это гидрокостюм?
— Именно. Дело в том, что так называемые термогидрокостюмы работают двояким образом. Вначале, в первые часы нахождения в воде, главная задача костюма — защитить тело от охлаждения забортной водой. И эта задача при исправном гидрокостюме выполняется. А вот затем — вода, что называется, дырочку находит и все равно поступает внутрь костюма. Но поскольку поступает она помалу, то тело успевает нагреть ее, и эта вода между телом и оболочкой гидрокостюма выполняет уже роль аккумулятора тепла и дополнительного теплоизолятора. В таком костюме можно выживать в холодной воде сутки и даже более.
«СП»: — В море Лаптевых сейчас около 2 градусов выше нуля…
— Это нормальная температура для тех широт. Но выживали и в таких условиях. Например, я знаю историю, когда после кораблекрушения в районе Находки в ноябре один из моряков — фамилия его была Мирзоев — продержался в таком гидрокостюме на протяжении 41 часа! Когда его подняли спасатели, думали, что он уже мертв — такой он был тяжелый из-за воды в гидрокостюме. Так что, если ребята успели надеть гидрокостюмы, им повезло, и у них хорошие шансы выжить.
«СП»: — А если они не успели надеть гидрокостюмы?
— Тогда плохо. В такой холодной воде живут недолго.
«СП»: — Несколько часов?
— Какие там часы — замерзнуть можно за 20 минут.
В 12:24 «Интерфакс» со ссылкой на Александра Зыкова сообщил, что в районе крушения найдены тела двух моряков с «Алексея Кулаковского». Позже были обнаружены тела еще двух человек. «Их заметили с вертолета, затем подняли на борт танкера «Ленанефть-2064», рассказали РИА «Новости» в пресс-службе ДВРЦ МЧС. С наступлением темноты активный поиск в районе происшествия приостановлен до утра.
В ГУ МЧС РФ по Республике Саха (Якутия) открыт круглосуточный телефон горячей линии:
Тем временем, Восточно-Сибирское следственное управления на транспорте СКП по факту крушения судна возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). В результате поисково-спасательной операции обнаружены тела четырех членов экипажа — проводника, электромеханика, механика-штурмана и начальника радиостанции, говорится в официальном сообщении, размещенном на сайте СКП РФ.
Фото [*]