Информационная картина четверга с утра начала заполняться тревожными сообщениями из Сибири. Первое «SOS» раздалось из Томской области: там разбился вертолет Ми-8. Случилось это, по сведениям агентств, в Каргасокском районе. На первых порах стало известно лишь, что сообщение о падении вертолета поступило на пульт оперативного дежурного МЧС в 09.35 по московскому времени. Авария произошла в районе Крапивинского нефтяного месторождения «Томскнефти», рядом с городом Стрежевым. Сразу же выяснилось, что вертолет принадлежит новосибирскому ремонтно-авиационному заводу.
Спасатели сообщили, что по предварительным данным, в результате аварии один человек получил травмы. Экипаж и пассажиров МИ-8 эвакуировали другим вертолетом.
Почти тут же агентства ударили в набат уже из Омска. Выходило, что Ми-8 упал и там. Об этом сообщил, в частности «Интерфакс», со ссылкой на Следственный комитет России. «По предварительным данным, на борту вертолета находились семь пассажиров и три члена экипажа. Все пассажиры погибли, экипаж вертолета с телесными повреждениями госпитализирован в больницу города Тары Омской области», — говорилось в сообщении.
За выяснением подробностей этих происшествий корреспондент «Свободной прессы» позвонил в МЧС Томской области. Трубку взял сотрудник пресс-службы Евгений Пильчуков.
«СП»: — Скажите, что с упавшим вертолетом?
-Каким вертолетом?
«СП»: — Который упал на вашей территории.
— У нас ничего не падало. Это у омичей. Звоните туда.
«СП»: — У них, вроде, тоже ЧП с вертолетом. Но ведь и у вас разбился Ми-8?
— Я вам повторяю: на территории Томской области вертолеты аварий не терпели.
Пришлось звонить в Главное управление МЧС по Омской области. Дежурный по аварийно-спасательной службе, не пожелавший назвать свою фамилию, отказался поделиться своими данными и посоветовал вообще звонить в Красноярск — в Сибирское региональное управление МЧС. По его словам выходило, что разбился все же только один Ми-8. Но его угораздило рухнуть на землю точнехонько на границе Омской и Томской областей. Поэтому спасатели к тому времени (а на часах было 12.20 по Москве) еще не решили, кому заниматься этой бедой. Однако почему все же за информацией надо обращаться за тысячи километров от места ЧП — в Красноярск? Ответа дежурный не дал.
В Красноярске начальник пресс-службы регионального управления МЧС Олеся Кукуева звонку из редакции «Свободной прессы» очень удивилась:
— Мы-то здесь причем? Звоните в Томскую область. Все данные получаем от них.
Круг замкнулся. Снова звоним в Томск. У телефона — сотрудница пресс-службы Ольга Пильчукова.
«СП»: — Так все же у вас разбился вертолет?
— У нас.
«СП»: — Почему же ваш коллега несколько десятков минут отрицал это?
— Понимаете, Ми-8 новосибирский. Аварию потерпел точно на границе нашей и Омской областей. Поэтому долго разбирались, кому им заниматься. Теперь выяснили, что это наша территория.
«СП»: — А такое промедление спасателей разве не чрезвычайная ситуация? Возможно, именно потерянных из-за возникшей неразберихи минут и не хватило для спасения чьих-то жизней?
-Там обошлись и без нас. Дело было так. Вертолет с тремя членами экипажа и семью пассажирами вылетел из поселка Кыштовка на Крапивинское месторождение. При посадке на борту что-то произошло. Что именно — выясняет прокуратура. В результате машина совершила жесткое приземление и разрушилась. Взорвались топливные баки. Но к месту аварии тут же прибыли две пожарные автоцистерны и автомобиль «скорой помощи», подбежали четыре человека вневедомственной охраны. Они вытащили из огня троих. Остальные погибли. Другим вертолетом пострадавших доставили в больницу города Тара Омской области. Известно, что одного пришлось поместить в реанимацию. Вот и все, что пока известно.
По сообщению агентства «Интерфакс- Сибирь», следственная группа западно-сибирского следственного управления СКР на транспорте прибудет на место крушения вертолета Ми-8 на границе Томской и Омской областей утром в пятницу.
По словам руководителя управления Сергея Грызыхина, в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту крушения, уже проводятся следственные действий. «Изъято топливо, которым заправлялся вертолет, документация, касающаяся проведения полета», — сказал он.
Грызыхин отметил, что в настоящее время изучаются все версии авиакатастрофы. Основные версии — отказ техники, человеческий фактор и погодные условия.
Из досье «СП»
Вертолет МИ-8 является многоцелевым вертолетом и выпускается в пассажирском, транспортном и деловом вариантах.
Пассажирский вариант вертолета имеет кабину на 28 мест с гардеробом (или на 32 места без гардероба), оборудованную системами вентиляции и отопления. Вертолет МИ-8 в варианте «Салон» вмещает 11 или 9 пассажиров.
Транспортный вариант вертолета МИ-8 имеет грузовую кабину объемом около 23 м с большим грузовым люком, усиленным полом, узлами швартовки грузов
Транспортные и пассажирские варианты вертолета по желанию заказчика могут быть оснащены системой внешней подвески грузоподъемностью 3000 кг и лебедкой с бортовой стрелой, позволяющей поднимать на борт на режиме висения грузы весом до 150 кг.
В транспортном варианте кабина имеет сдвижную дверь по левому борту и грузовой люк с открывающимися створками в задней части фюзеляжа. Для загрузки колесной техники имеются трапы с регулируемой колеей.