18+
воскресенье, 11 декабря
Происшествия

Хулиганы лишают пилотов зрения

С начала года в России лазерным лучом были атакованы 30 самолетов. Ни одного «снайпера» задержать до сих пор не удалось

  
18

Очередная — пятая за последний месяц — атака лазерных хулиганов предпринята в аэропорту Ростова-на-Дону. На этот раз неизвестные «снайперы» пытались ослепить экипажи сразу двух лайнеров, летевших из Москвы и заходивших на посадку в четверг поздно вечером.

«Экипаж первого самолета „Боинг-737−500“, следовавший рейсом № 497 из Внуково был ослеплен лазером зеленого цвета около 22.15 при заходе на посадку, — рассказал „СП“ представитель пресс-службы ГУМВД России по Ростовской области Константин Розин. — В 23.06 пострадал экипаж еще одного „Боинга-737−500“, который также летел из Внуково (рейс № 617). В обоих случаях пилотам удалось без происшествий посадить самолеты».

Правоохранительные органы достаточно быстро установили точки, откуда действовали злоумышленники.

«В первом случае лазер был направлен из поселка Темерник, от которого до аэропорта километров восемь-девять, во втором — с территории торгового центра „Горизонт“, который находится на проспекте Михаила Нагибина в центре Ростова-на-Дону», — пояснил представитель пресс-службы.

По его словам, теоретически расстояние между этими пунктами можно преодолеть за час, однако установить достоверно, были ли эти инциденты совершены одними и теми же людьми или нет, пока не представляется возможным.

«Сейчас проводится проверка, и ведутся активные поиски хулиганов, которые могут быть причастны к этим происшествиям. Но пока никакой информации нет: нам не известен ни возраст этих людей, ни примерное их количество — один там „шалит“ или это какая-то группа действует, — говорит Розин. — Но, как показывает практика, рано или поздно их найдут, потому что отыщутся свидетели, которые что-то где-то видели, а значит, какие-то сведения в любом случае всплывут».

Действия «снайперов» пока никак официально не квалифицированы. И уголовное дело не возбуждалось.

«Одно дело, если это хулиганство, совсем другое — если это покушение на террористический акт», — рассуждает наш собеседник. И все же, по его мнению, «если бы действовали с конкретной целью свалить самолет, так бы и сделали».

С начала месяца в ростовском аэропорту произошло уже 5 подобных инцидентов. Так, 3 июня при заходе на посадку лазерным лучом был ослеплен один из членов экипажа самолета А-320 рейсом Москва — Ростов-на-Дону. На борту находилось 160 человек. 7 июня — лазером был атакован командир пассажирского «Боинга 737−500», перевозившего 97 пассажиров. Еще один инцидент произошел 17 июня. Тогда луч лазера ослепил экипаж милицейского вертолета Ми-8, который возвращался из оперативного рейда.

Отметились на днях лазерные хулиганы и в московском аэропорту Домодедово. Там 22 июня около полуночи при заходе на посадку был освещен лазером зеленого цвета аэробус А-319, на борту которого находились 68 человек. Луч тянулся из района населенного пункта Шахово, который находится в 5−6 километрах от аэропорта. К счастью, приземление самолета прошло нормально.

В Росавиации отмечают: в последнее время подобные случаи в аэропортах страны происходят с пугающей частотой - только за этот год уже более 30 раз. Пока обошлось без аварий. Но подобные выходки могут иметь очень опасные последствия, признают эксперты.

«Освещение лазерными лучами воздушных судов — это новая угроза в гражданской авиации, которая возникла буквально год назад, — комментирует ситуацию советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский. —  Росавиация уже неоднократно обращалась и обращается к гражданам, к организациям не использовать источники лазерного излучения для освещения воздушных судов, поскольку это создает реальную угрозу для безопасности полетов и мешает пилотам пилотировать самолеты».

Бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР, а ныне президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов уверен, что подобное баловство вполне может привести к катастрофе:

— Конечно, это очень опасно. Ведь лазерный луч влияет на сетчатку глаза, и человек при ослеплении на несколько секунд теряет и зрение, и пространственное положение. Кто водит машину, хорошо знает, чем чревата встреча с водителем, который включил ночью дальний свет (что, кстати, запрещено всеми правилами). А последствия могут быть самыми печальными, если ослепленные встречными фарами вы потеряете управление хоть на мгновение: можно и с трассы слететь, и врезаться впереди идущий транспорт и т. д. Так вот лазерный луч действует на зрение в десятки раз хуже, чем галогеновые фары.

«СП»: — Вы хотите сказать, что катастрофа вполне возможна?

— А как вы думаете? Конечно, когда летчика ослепляют с земли, произойти может что угодно. Ведь обычно это происходит на малых высотах — 100, 150 метров и ниже, а это самый напряженный этап полета — посадка. Пилот в это время должен быть максимально сосредоточен. А тут тебя ослепляют! Защититься нельзя. А поскольку у нас в авиации все рассчитывается не секундами даже, а долями секунды, мгновения достаточно, чтобы летчик потерял контроль над управлением самолета. При посадке в ручном режиме это особенно опасно: машина накрениться, сразу же уйдет с курса, потом уйдет под глиссаду — со всеми вытекающими отсюда последствиями, типа Петрозаводской катастрофы.

«СП»: — Что необходимо сделать, чтобы защитить и пилотов, и пассажиров от подобных шутников?

— Эта забава, к сожалению, давно захлестнула весь мир. Подобные вещи происходят в США, Великобритании, Канаде и других странах. Но там с хулиганами стараются бороться. В США, например, недавно даже приняли специальный закон: кроме штрафа в тысячи долларов, шутникам с лазером может грозить наказание как за угон самолета. В Англии предусмотрен штраф только за обладание лазерной указкой. Я думаю, что нам необходимо идти по тому же пути, и притом как можно быстрее. Не раскачиваться Госдуме и соответствующим государственным регулирующим органам, а в течение месяца, предположим, принять закон, ужесточающий наказание для тех, кто, по сути, покушается на жизнь людей.

Однако есть и обнадеживающая информация. В Ростове-на-Дону задержали троих местных жителей, которые ослепляли экипажи пассажирских самолетов. По собственным словам, делали они это ради развлечения.

Полиция сбилась с ног, разыскивая злоумышленников. Потому что в течение месяца в ростовском аэропорту при заходе на посадку лазерным лучом были ослеплены четыре самолета.

Первый инцидент произошел 3 июня. Во время розысков в небо по ночам специально поднимался вертолет МИ-8. Однако именно в одну из таких ночей, словно в насмешку, хулиганы ослепили лазером уже сам вертолет и пилота-полицейского.

Но усилия сотрудников правоохранительных органов не прошли даром. Первых хулиганов нашли в поселке Александровка. Двое парней, которым по 16 лет, сознались, что купили лазер на рынке и просто развлекались, направляя луч в небо. И вроде бы уже установлено, что первое ослепление «Аэробуса-320», произошедшее 3 июня, было делом их рук. Однако нет никаких гарантий, что именно эти парни, фамилии которых пока не называются, сделали еще три ослепления.

Из досье «СП»

По данным американской FAA (Федеральная авиационная администрация), с начала 90-х до 2005 года в США было зарегистрировано всего 400 случаев ослепления пилотов лазерами, но в последние годы этот тренд резко пошел вверх. В 2010 г. было 2 836 случаев, а с начала 2011 г. в США отмечено уже 1 100 инцидентов. Десять дней назад FAA объявило, что планирует штрафовать на 11 000 долларов любое лицо, направившее лазер на самолет.

«Все будет просто: направил лазер, получил штраф» — заявил руководитель FAA Рэнди Бэббитт. По его мнению, с учетом количества инцидентов, один из них рано или поздно приведет к крушению самолета.

Фото: vesti.ru

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня