Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Происшествия
10 июля 2011 23:15

Сто билетов на тот свет

Бывшие работники свидетельствуют, что судно «Булгария» разваливалось на ходу

862

На Куйбышевском водохранилище затонул круизный двухпалубный теплоход «Булгария». ЧП произошло в воскресенье в Камско-Устьинском районе недалеко от села Сюкеево в 13.58. Теплоход «Булгария» направлялся в Казань. Но примерно через полчаса после отправления судно пошло ко дну. По словам очевидцев, теплоход начал тонуть очень быстро. Люди стали прыгать за борт: кто-то кинулся вплавь, пытаясь добраться до суши, кто-то хватался за спасательные круги и все, что попадало под руку.

Сначала не хотелось верить новостям. Казалось, что такого просто не может быть — на реке Волга, которая никогда не отличалась уж очень суровым нравом, по которой ходят сотни круизных теплоходов, случилась страшная катастрофа. В считанные минуты, затонул круизный дизельтеплоход «Булгария». Сто человек, которые до сих пор считаются без вести пропавшими, скорее всего ушли на дно вместе с ржавым судном, так и не успев понять что произошло. И это не на море, не в шторм, а днем 10 июля, в трех киллометрах от берега.

То, что эта трагедия была вполне прогнозируема — понятно всем. Ну не 10 инюля, так 25, или 30 — суть в том, что судно с таким набором неисправностей возило людей, агенства продавали на нее дешевые круизы, а всем было плевать. Ремонтировать качественно — дорого, дешевле подкрасить, подмазать и в рейс. Владелец (ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“» (КРП), главными акционерами которого являются Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, г. Москва, и Antonov Group-F.Z.E., Объединенные Арабские Эмираты), отдал во фрахт и не несет никакой ответственности. Фрахтователь — погонял несколько месяцев, денег заработал и ладно (стоимость путевок составляла от 1200 до 5000 рублей в зависимости от уровня каюты, основной оператор их продажи — казанское агентство Интурволга). А как же чиновники, которые допустили к навигации данный теплоход?

Сейчас уже есть версии случившегося — среди них и человеческий фактор, якобы капитан сделал маневр (пытался резко повернуть судно), который и привел к трагедии. Другая версия — гроза и ветер. Есть и еще одна — разорвало обшивку в районе гребных валов, то-есть попросту разорвало старое железо где-то около днища. Но понятно и сейчас — что теплоход, просто НЕ должен был возить людей. И почему — владелец, фрахтователь и надзорные органы закрывали на это глаза? И понесут ли все они должную ответственность? Или нам опять предьявят стрелочника (человеческий фактор, или непогоду)?

И еще — как выяснилось, пассажиры не были застрахованы, в этом уже виноваты туроператоры.

Сначала прошли сообщения, что выжили капитан и старпом. Потом — только старпом и он «не в себе».

Корреспонденту «СП» удалось поговорить с жителями села Сюкеево, возле которого произошла катастрофа и людьми, ранее работавшими на «Булгарии». Они рассказали, что судно постоянно опаздывало в порты из-за крайней изношенности.

— Женщина, одна из спасённых, плакала и говорила, что теплоход вышел в плохую погоду. На нём было несколько десятков детей. Она не видела детей среди спасённых. Неужели все они погибли?! — рассказывает жительница села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан Алина Мансурова.

— Соседка, раньше меня оказавшаяся на берегу, сказала, что пассажиры «Булгарии» находились в воде почти два часа. За это время мимо тонувших людей проплыли два судна, команды которых не оказали пострадавшим помощи, - продолжила она свой рассказ.

— Я видел, что спасённые были в шоковом состоянии. Они говорили, что виноват экипаж, на теплоходе полный беспредел, — говорит житель того же села Андрей.

— На «Булгарии» нельзя было возить людей. Это судёнышко едва дышало, ему более пятидесяти лет. Оно дёргалось, то и дело останавливалось… А, бывало, садилось на мель, — свидетельствует житель Нижнего Новгорода Артём Смирнов.

«СП»: — Неужели судно и вправду находилось в таком состоянии?

— Его ремонтировали на каждой остановке. Оно разваливалось.

«СП»: — Кем вы работали?

— Развлекали пассажиров. Кстати, людей всегда на это крайне опасное судно брали больше положенного. Заработать хотели! Люди спали на полу! Там масса нарушений была. Мы облегчённо вздыхали в конце рейсов.

«СП»: — Зачем же вы на нём плавали?

— А куда денешься, работа у нас такая. Где платят — там и… плаваем!

Коллега Артёма Максим Веселовский добавляет: «На четвёртой палубе, в основном, ездили пенсионерки. Путёвка туда стоит 1250 рублей. Выбрались ли они? Из-за маленькой скорости эта развалюха проплывала некоторые остановки. Из-за этого сокращалось число экскурсий. Права пассажиров нарушались постоянно. А ведь многие пассажиры, пенсионеры и инвалиды, год, а то и более, копили на эти круизы».

«СП»: — Пассажиры не выражали недовольство?

— Бывало. Как-то расшумелись, потребовали капитана, но он не вышел к ним. Случалось, за время рейса трижды глох двигатель, в результате чего система электропитания обесточивалась.

На борту теплохода было 182 человека, 125 из них — туристы, 22 — члены команды, 35 — обслуживающий персонал. На данный момент считаются спасёнными 82 человека.

На месте аварии работают следователи и криминалисты Следственного комитета Российской Федерации.

Собственником затонувшего теплохода является ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» из Перми. Перевозку (на условия фрахта?)осуществляло казанское агентство «Аргоречтур».

Директор компании «Агроречтур» Светлана Имякина заявила, что судно в момент совершения рейса было полностью исправным.

На 10 июля в Татарстане не было объявлено никакого штормового предупреждения. Метеорологи сообщали лишь об ухудшении погоды — шквалистом ветре, ливнях.

— Штормового предупреждения не было, — прокомментировали сообщение в Управлении Гидрпометцентра по Татарстану. — Погодная обстановка — неблагоприятная, а не «опасная».

По словам очевидцев, которые были недалеко от места, где затонуло судно, сильного ветра не наблюдалось, Волга была спокойна, по воде лишь шла небольшая рябь.


Затонувший в Татарии теплоход Булгария накануне был в Перми

Булгария пришла в Пермь с опозданием в 5 часов, шли на одной машине, с жутким креном на левый борт, бедные туристы, ходил по ней с подобным креном в затоне, очень неудобно… этот крен болезнь 785, он появляется, когда фекалкы полные, а топливные танки пустые…

При подходе левым бортом, отдали левый якорь!!! причем с помощью волшебной кувалды, с удара так с пятого… Несложно сделать вывод, что у них какой-то косяк с железом брашпиля, у них брашпиль имеет один мотор на два якоря или капитан наркоман, хотя это маловероятно.

«Булгария» — экс. «Украина». Дизельэлектроход проекта 785

«Состояние у судно крайнее, команда не лучше, судно просто грязное! Провожал его из затона в 2010 году, судно было в хорошем состоянии, за навигацию 2010 его ушатали, а новый арендатор топливо залил и поехали… Страшно подумать что станет с ним к осени… проводницы в водофлотовской форме (бывшего арендатора), а матросы в трениках, и смех и грех».


Появились первые свидетельства происходившего сразу после трагедии на теплоходе «Булгария». Их рассказали люди, прибывшие в Казань на теплоходе «Арабелла», сообщает агентство «Татар-информ». Выжившие сообщили, что теплоход затонул очень быстро, а сразу после предупреждения капитана о необходимости эвакуации спаслись те, кто сразу бросился к спасательным плотам. Так, один из пассажиров сумел вытолкнуть в плот 5-летнего мальчика и еще одну женщину, но при этом не смог спасти беременную жену.

2 судна были в Болгаре одновременно. «Булгария» вышла в направлении Казани примерно на час-полтора раньше «Арабеллы». А дальше она увидела вновь пассажиров злополучного судна уже на месте трагедии.

«Как рассказали спасенные, теплоход за пару минут накренился и утонул, даже не успели спустить на воду шлюпки, раскрылись только 2 надувных плота, на них и ждали помощи. В этот момент неподалеку был „Метеор“, с которого начали снимать тонущих людей на мобильные телефоны. Пострадавшие умоляли не делать этого…», — рассказала она.

Также со слов персонала «Арабеллы», в числе спасшихся есть и мальчик, который рассказал, что его мама и бабушка утонули, а сам он «схватил за руку какого-то дядю и вынырнул». Отметим, согласно списку, в числе спасенных лишь 1 малолетний ребенок — 5-летний Адель.

Напомним, ранее прошла информация о том, что за несколько минут до трагедии около 30 детей собрали в игровой зал. Их судьба неизвестна.

Как рассказал пассажир круизного рейса Николай Чернов, теплоход «Булгария» был старый. В момент крушения на Волге бушевала гроза, в какой-то момент судно просто завалилось на правый борт и моментально, буквально за 3 минуты, утонуло.

«Мы пробыли в воде на плоту около 1,5−2 часов. За это время мимо нас проплыли два судна — на борту одного значилось название „Волганефть“, второй шла баржа. Мы махали им, но они не остановились.»


Из отзывов пассажиров:

«Старая калоша, помпезно именуемая „Булгария“, по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань — Пермь — Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры — люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание. Но есть справедливость в свете! И за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за неоказанные услуги и очень ненавязчивый „сервис“!»

17.06.2010, 11:59

Недавно совершили путешествие с группой школьников до Самары (006 каюта)

Из плохого торчали гвозди из лежаков на верхней палубе 2 раза поранилась. Отсутствие орг. собрания и начальника круиза тоже не решило всех неудобств, которые случались. Кробейникова, Вера и Маша каюта 006.

Хотелось бы, дорогие мои, поделиться впечатлениями от проведенного отдыха (06.08−08.08.2010г.) на теплоходе «Булгария» по маршруту Казань-Чебоксары-Н.Новгород-Казань. Приятными их точно не назовешь!

Даже не знаю, с чего начать?!

Во-первых, не был представлен состав экипажа. Кто был директором (Управляющим) и был ли таков на борту, история умалчивает.

Что касается технической стороны судохода — это вообще КАРАУЛ! Как можно было его выпускать?! Как выразился один отдыхающий в книге жалоб и предложений: «Это корыто годится лишь для перевозки скота!» (дословно). Напрочь отсутствуют текущий и капитальный ремонт. Проблемы начинаются, простите, с сан. узлов и заканчиваются работой двигателя. То у нас смог, то вода куда-то просочилась, — одно сплошное приключение!

P.S: Уважаемые туристы, если Вы когда-нибудь решите отправится в речной круиз на дизельном электроходе «Булгария», поинтересуйтесь, был ли там ремонт (например: двигателя), дабы не продлить себе отдых на неопределенное время.


Владельцем 52,25% акций ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“» (КРП) стала компания Antonov Group-F.Z.E., зарегистрированная в Арабских Эмиратах. Эти данные значатся в ежеквартальном списке аффилированных лиц, опубликованном на днях. Ранее этот пакет принадлежал кипрскому оффшору Danehill Investments Ltd председателя совета директоров АО Михаила Антонова. Еще 32,13% акций АО принадлежит Росимуществу. Источник «Ъ», близкий к владельцу КРП, сообщил, что Antonov Group-F.Z.E. действует в интересах председателя совета директоров. КРП владеет пакетами компаний, занимающихся водными перевозками: 99,9% ООО «Камская судоходная компания», 50% ЗАО «Западно-Уральская транспортная корпорация».

[1] № п/п

[2] Полное фирменное наименование организации или фамилия, имя, отчество аффилированного лица

[3] Место нахождения юридического лица или место жительства физическоголица

[4] Основание (основания), в силу которого лицо признается аффилированным

[5] Дата наступления основания

[6] Доля участия аффилированного лица в уставном капитале АО,%

[7] Доля принадлежащих аффилированному лицу обыкновенных акций АО, %


Двухпалубный прогулочный дизель-электроход «Булгария» был построен в 1955 году на судоверфи «Narodny Podnik Skoda Komarno» в Чехословакии.

Теплоходы проекта 785 к которым относится «Булгария», представляют собой средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях.

Изначально на них были одно-, двух-, четырех-, шести- и восьмиместные каюты, однако в ходе модернизации теплоходов каюты большой вместимости были переоборудованы для повышения комфортабельности. На судах были уставлены две спасательные шлюпки вместо четырех.

Всего с 1955 по 1958 годы по проекту 785 было построено 36 дизель-электроходов.

Теплоходы эксплуатировались на Волге, Каме, на Дону, Енисее, Оби, Иртыше и Днепре. Некоторые суда используются в качестве гостиниц и баз отдыха.

13 судов проекта 785 были использованы при ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Обратно на пассажирские линии вернулось лишь несколько теплоходов. В настоящее время многие суда из этого проекта уже либо списаны, либо выведены из эксплуатации, либо используются как стоечные судна. Сейчас, после затопления «Булгарии» в эксплуатации на российских реках осталось всего четыре теплохода: «Пётр Алабин» (1954 г. вып.), «Римский-Корсаков» (1956 г. вып.), «Композитор Глазунов» (1956 г. вып.) и «М. Ю. Лермонтов» (1958 г. вып.)


Опубликованы реквизиты для оказания помощи пострадавшим во время крушения «Булгарии»:

Благотворительный фонд «Ак Барс СОЗИДАНИЕ», 420066, г. Казань, ул. Меридианная, д.1а.

40703810100020000999 в ОАО «АК БАРС» Банк,

Корреспондентский счет 30101810000000000805,

БИК 049205805, ИНН 1658079690,

КПП 165701001, ОГРН 1061600052425

с пометкой «Жертвам кораблекрушения».

Фотографии: riverforum.ru, kaktus-vrednyi.livejournal.com, mchs.tatarstan.ru

Последние новости
Цитаты
Владимир Букарский

Исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня