18+
суббота, 10 декабря
Происшествия

Новая межконтинентальная ракета или перо попугая?

Эксперты строят догадки о том, что упало в тайге под Плесецком

  
620

Во вторник, 27 сентября, с космодрома Плесецк был осуществлен неудачный запуск новой межконтинентальной баллистической ракеты. Официальный представитель Космических войск РФ полковник Алексей Золотухин сообщил, что пуск осуществлен «в рамках опытно-конструкторских работ по созданию нового образца ракетной техники».

Старт произошел в 11:08 по московскому времени. Почти сразу после пуска ракета исчезла с экранов радаров. Место ее падение в безлюдном месте спустя два часа обнаружил экипаж вертолета Ми-8, отправленный на поиски. Оказалось, МБР смогла пролететь только восемь километров.

Источник агентства «Интерфакс» в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что «пуск по программе испытаний ракетной техники завершился нештатной ситуацией на этапе работы первой ступени ракеты». О какой именно МБР идет речь, военное ведомство молчит.

Корреспондент «Свободной прессы» попытался выяснить это в разговоре с первым вице-президентом Академии геополитических проблем, доктором военных наук, капитаном 1 ранга Константином Сивковым:

— Если была запущена твердотопливная ракета, да еще с мобильного комплекса, значит это либо «Тополь», либо «Ярс». Других твердотопливных ракет у нас нет.

«СП»: — Было заявлено, что испытывался новый образец ракетной техники. Если это модификация «Ярса», в чем может заключаться модернизация?

— Скажу честно: даже если бы знал, не сказал бы, потому что такая информация секретна. Могу сообщить одно: когда идет речь о модернизации межконтинентальных баллистических ракет, усилия направляются на сокращение активного разгонного участка, увеличении массы забрасываемой боевой части, совершенствование системы управления, обеспечивающее более высокую точность попадания, и создание каких-то модернизированных боеголовок. Например, увеличение количества боевых блоков, или включение туда дополнительных средств преодоления системы ПРО. Также усовершенствование может быть направлено на увеличение мощности двигателя, чтобы достичь большей дальности стрельбы.

«СП»: — Первый полк «Ярсов» заступил на боевое дежурство всего несколько месяцев назад и уже идет совершенствование ракеты?

— Конечно, это совершенно нормальная ситуация.

«СП»: — На ваш взгляд, эти испытания являются очередной попыткой создать замену «Воеводам»?

— Нет, это ракеты совершенно разных классов. «Ярс», «Тополь», «Тополь-М» — относятся к легкому типу ракет, многие из которых базируются на мобильных установках и потому весьма уязвимы. Зона поражения ядерным боеприпасом средней мощности по ним составляет около 10 км. Поэтому они лишь один из факторов ядерного сдерживания.

Что касается замены «Воеводы», то сегодня разрабатывается тяжелая жидкостная ракета, близкая к этой МБР по своим характеристикам. Она должна быть построена уже на чисто российских комплектующих в отличие от своей предшественницы с Украины.

«СП»: — Уже давно идет спор о том, какие ракеты, твердотопливные или жидкостные, способны лучше выполнять задачи стратегических ядерных сил. Почему выбор был сделан в пользу второго варианта?

— Это объясняется элементарно. Твердотопливные смеси намного менее энергоемки, чем жидкостные, поэтому удельная мощность двигателей таких ракет заведомо меньше, чем у жидкостных. Для сравнения: твердотопливная «Булава» с дальностью полета 8000 км, имеет забрасываемый вес 1 т 150 кг, жидкостная «Синева» точно такого же веса при дальности своего полета 12 000 км забрасывает 2 т 800 кг.

Кроме того, наша ракетная школа традиционно шла по пути строительства жидкостных ракет, поэтому у нас очень хорошие наработки в этой области. Американцы идут по пути строительства твердотопливных ракет, но я подчеркиваю, что их «Трайдент» при таком же забрасываемом весе как у «Синевы» — 2 т 800 кг, весит почти 60 тонн, а «Синева» — 40. Я уже не говорю о «Воеводе», который забрасывает ядерные заряды массой в 9 тонн.

Каждый класс ракет имеет свое предназначение: тяжелые ракеты предназначены для того, чтобы в условиях упреждающего удара противника, даже если его система ПРО мощная, можно было бы ее преодолеть. А легкие ракеты в силу того, что они более мобильные, могут быть рассредоточены по большой территории, благодаря чему можно не допустить их поражение во время первого удара. Они должны составить основу ядерного ответа и поразить те цели, которые остались непораженными нашими тяжелыми ракетами.

«СП»: — Но ведь вы сказали, что легкие твердотопливные ракеты уничтожаются ядерным взрывом, даже если он произошел на расстоянии 10 км от пусковой установки.

— Если наши легкие ракеты уйдут с мест дислокации, предписанных договором СНВ, и будут свободно маневрировать по всей территории России, то обеспечить их поражение первым ударом будет невозможно в отличие от той ситуации, когда они бы находились в стационарных шахтах, местоположение которых заранее известно. Поэтому в ответном ударе они могут выполнить задачу так же, как наши находящиеся в океане атомные подводные лодки.

«СП»: — Но ведь новый договор СНВ ограничивает зону передвижения «Тополей».

— Сейчас да, ограничивает. И мы это соблюдаем. Однако при обострении обстановки все ограничения спокойно посылаются куда подальше и мобильные комплексы начинают двигаться по совершенно другим траекториям. Это абсолютно нормально.

Скептически выразился об испытаниях ракеты нового типа и руководитель Центра проблем стратегических ядерных сил Академии военных наук, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин:

— Прозвучали какие-то совершенно непонятные заявления об испытании новой ракеты, о которой ничего не известно. Я думаю, что никакой новой ракеты нет. Это напоминает ситуацию, когда дама выдергивает перо из хвоста попугая, вставляет в шляпу и говорит, что шляпа новая. В этом смысле, может быть что-то там и сделали.


В мае 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев, говоря о завершении летных испытаний РС-24 «Ярс», заявил журналистам, что в ближайшие 15−20 лет эти ракеты будут способны прорвать любую систему противоракетной обороны.

Для этого «создатели предусмотрели такие характеристики, которые позволяют говорить о неуязвимости наших новых ракет на всех участках их полета».

«Для придания ракетам этих свойств потребовалось создать прочную и легкую конструкцию, мощные двигатели и приборы управления, способные точно работать при значительных перегрузках. Проведенные за последние годы летные испытания подтвердили, что эта задача решена» — заявил командующий РВСН.

На разгонном участке полета Ярсы «энергично маневрируют по высоте и по курсу, делая невозможным прогноз точки встречи для перехватчика». В отличие от моноблочных «Тополей» «Ярсы» могут нести 3−4 боевых блока индивидуального наведения. «Все они прикрыты, как отмечено, и ложными целями, и станциями активных помех. Сами блоки теперь выполняются с максимально уменьшенным собственным излучением во всех диапазонах волн за счет применения особых форм и покрытий, поглощающих тепловое и радиолокационное излучения». В новой ракете предусмотрены также и «специальные тяжелые ложные цели, которые неотличимы от блока практически до земли», а также высокая скорость и маневр самого боевого блока.

На снимке: пуск межконтинентальной баллистической ракеты.

Фото: mil.ru

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня