18+
четверг, 8 декабря
Происшествия

«Екатеринбург» не сгорел, а слегка подкоптился

Пожар в плавдоке напугал многих, но почти не нанес ущерба атомному подводному крейсеру стратегического назначения

  
43

В минувший четверг, 29 декабря, информационные агентства взбудоражили всю страну: в плавучем доке судоремонтного завода в поселке Росляково на окраине Мурманска горит атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Екатеринбург»! Известия о том, что реакторы корабля давно заглушены (а иначе и быть не могло при постановке в ремонт) успокоили немногих. «Угрозы радиационного заражения местности нет», — как «Отче наш» ежеминутно твердили пресс-службы Минобороны, Мурманской области и МЧС.

Однако в любом случае угрозе подвергся один из немногих оставшихся в строю российских атомных подводных крейсеров, оснащенных межконтинентальными баллистическими ракетами «Синева». Поэтому все выглядело действительно грозно. Любительская видеосъемка, тут же появившаяся в сети, это наглядно подтвердила. Клубы черного дыма над росляковским плавдоком поднимались на несколько десятков метров.

Чуть позже стало известно, что вначале загорелся вовсе не «Екатеринбург», а огромный плавучий док, в котором находится подлодка. По сообщению пресс-службы Северного флота, пламя вспыхнуло в 16. 20 при проведении сварочных работ. По предварительным данным, рабочими судоремонтного завода был грубо нарушен технологический процесс. Огонь перекинулся на деревянные леса, построенные вокруг огромного корпуса корабля. Потом, по утверждению информагентств, пламя добралось и до легкого корпуса крейсера. Возможно, начала плавиться толстая резиновая обшивка «Екатеринбурга» - больше там вообще нечему гореть. Резиной обтягивают любую современную подлодку чтобы гасить импульсы гидроакустических станций противника и таким образом повышать скрытность плавания корабля.

В ликвидации пожара, по данным спасателей, были задействованы более 60 человек и 14 единиц техники. Помимо 11 пожарных расчетов и пожарного катера МЧС, в борьбе с огнем принимали участие аварийные партии большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков», находящегося рядом с АПЛ «Екатеринбург» в этом же доке.

Но пожар уже набрал такую силу, что к ночи было принято радикальное решение — притопить плавучий док. Операция для такого рода сооружений вполне рутинная. Доки притапливают всякий раз, когда в них заводят новый корабль или выводят уже отремонтированный. После этого с пожаром было покончено. К утру пятницы док снова всплыл. На палубу тут же бросились многочисленные комиссии проверяющих и следователей из Москвы, Мурманска и Североморска во главе с начальником Генерального штаба ВС РФ генералом армии Николаем Макаровым. За угрозу атомному подводному крейсеру наверняка поплатится не один только нерадивый сварщик.

Как сообщается, во время пожара пострадали 9 человек. Все отравились продуктами горения и были отправлены в госпиталь. С утра пятницы пожарными расчетами осуществляется полагающаяся в таких случаях проливка поверхности легкого корпуса крейсера, а также пространства между легким и прочным корпусами подлодки в местах ликвидированных очагов возгорания. Радиационный фон изучается на территории всей Мурманской области 59 стационарными датчиками и 25 переносными постами.

Военно-следственный отдел по Североморскому гарнизону приступил к доследственной проверке обстоятельств возникновения пожара, по факту происшествия возбуждено уголовное дело.

Но самое главное — что с «Екатеринбургом»? За ответом на этот вопрос «Свободная пресса» обратилась в Санкт-Петербург к главе Клуба подводников капитану 1 ранга Игорю Курдину.

«СП»: — Игорь Кириллович, вы ведь служили на ««Екатеринбурге»?

-Да, это мой корабль. Командовал им с 1990 по 1995 год.

«СП»: — Значит, наверняка за неприятными событиями на нем следили особо внимательно.

— Следил. Сегодня с утра созвонился с заместителем командующего Северным флотом адмиралом Андреем Воложинским. Понял, что лодка особо не пострадала. Хотя многие так называемые военные эксперты пугают изо всех сил. Один рассказал даже, будто на «Екатеринбурга» выгорели кабельные трассы между легким и прочным корпусом и поэтому, якобы, предстоит серьезный ремонт. Ничего подобного не могло быть в принципе. Какие кабельные трассы между корпусами подлодки? Там железо. И больше ничего.

«СП»: — Однако резиновое покрытие наверняка пострадало от огня?

— Это пустяки. Такая лодка может стрелять межконтинентальными баллистическими ракетами из надводного положения. Представляете, какой форс пламени бьет по палубе корабля? И ничего. Несколько поврежденных резиновых фрагментов меняем. И все. Это минутное дело.

«СП»: — Что представляет собой такая резина?

— Специальный состав, который держат в секрете. Толщина 8−10 сантиметров. Устанавливается на лодку отдельными кусками размером метр на метр. Каждый — на четырех креплениях. Снять — минутное дело. Установить новый — тоже.

«СП»: — Что все-таки так полыхало в доке? Неужели только строительные леса?

— Судя по клубам пламени, горело не только дерево. Думаю, там мусора было полно. Например, промасленной ветоши. Обычно ее сваливают в специальные контейнеры, которые ставят на палубе дока вокруг ремонтирующегося корабля. Вот она-то и могла давать столько дыма.

«СП»: — То есть, пожар существенно не повлияет на сроки ремонта крейсера?

— Вообще никак не повлияет.

Из досье «СП».

Атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Екатеринбург» (К-84) проекта 667 БДРМ (шифр «Дельфин»). Всего в советское время выпущено всего семь таких кораблей. Сегодня они составляют основу морской компоненты стратегических ядерных сил России. Все базируются в бухте Ягельной на Кольском полуострове. Каждый вооружен 16 межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Синева». В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР может значительно превышать 8300 км. По оценкам ряда специалистов, модернизированный ракетный комплекс Д-9РМ превосходит американский аналог «Трайдент» 0−5 — по точности поражения целей и способности преодолевать средства ПРО противника.

При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов. Имеет малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы, на легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды. В результате по характеристикам гидроакустической заметности атомоход приблизился к уровню американской ПЛАРБ 3-го поколения «Огайо».

В 1990 году на одном из крейсеров проекта 667БДРМ были проведены специальные испытания с подготовкой и запуском всего боекомплекта из 16 ракет в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). Подобный опыт являлся уникальным как для нашей страны, так и в мире.

Фото: ИТАР-ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня