Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Происшествия
26 марта 2009 12:01

В США разбился новейший истребитель F-22 — пилот не выдержал

Катастрофа в пустыне Мохаве может поставить крест на будущем легендарного «Хищника»

136

Чудо самолетостроения и вершина конструкторской и технологической мысли американцев упал в четверг, 26 марта, около 10.00 по местному времени (в 20.00 по московскому) в 35 километрах к северо-востоку от военной базы Edwards Air Force Base в пустыне Мохаве, сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс (АП).

Пилот потерял сознание?

Самое парадоксальное, что погиб пилот этого суперсамолета и пока никто не может ответить на вопрос: почему? Впрочем, как пишет корреспондент АП, человек, управлявший машиной — его звали Дэвид Кули — был далеко не молод, в нынешнем году ему должно было исполниться 50 лет, из которых 21 год он провел за штурвалом военных истребителей разных моделей. Последние пять лет он работал летчиком — испытателем главной корпорации-подрядчика Lockheed Martin.

Вполне возможно, что пилот во время полета просто потерял сознание.

Авиационная база ВВС США ЕDWARDS расположена на юге страны, в Калифорнии. А F-22, как пишет АП, — один из первоклассных реактивных истребителей воздушных сил США. Неофициальное его название — Хищник (Raptor). По словам официальных лиц, пилота Кули обнаружили сразу и срочно транспортировали в ближайший госпиталь Victor Valley. Но врачи уже ничем не смогли ему помочь. Кули был одним из испытателей F-22.

— Мы глубоко опечалены потерей Дэвида. Наши мысли и молитвы в это время с его семьей, — говорится в официальном пресс-релизе.

Между тем, Сэм Гризли, представитель Lockheed Martin Aeronautics Co., заявил журналистам, что расследованием причин займется специальная комиссия, и что никакой дополнительной информации сообщаться не будет.

Правда, он добавил, что Воздушные силы предупредили жителей близлежащих к месту катастрофы поселков, чтобы они не приближались к обломкам разбившегося самолета, поскольку там могут находиться опасные для их здоровья вещества.

— Это — очень трудный день для военной базы и для тех, кто знал и уважал Дэйва, как воина, летчика-испытателя и друга, — сказал генерал Дэвид Эйхорн, командующий Центром летных испытаний ВВС США.

Представитель Пентагона майор Д. Смолл, заявил, что ему неизвестна миссия, которую выполнял разбившийся истребитель.

«Невидимка» обошлась американцам в 65 миллиардов

Между тем, как пишет АП, невидимка F-22 стоил 140 миллионов долларов и создавался в основном для воздушных боев. Самолеты этого типа мог нести на борту ракеты класса воздух-воздух, но способен был и уничтожать наземные цели. Вся программа по созданию F-22 обошлась американцам в 65 миллиардов долларов. При этом, пишет АП, другой американский истребитель F-35, является более универсальным и менее дорогостоящим — «всего» 80 миллионов за самолет.

После того, как в декабре 2004 года во время испытаний разбился первый F-22 на авиационной базе ВВС Nellis в Неваде, испытания были приостановлены. Они возобновились вскоре, после тщательного анализа причин катастрофы. Тогда комиссия дала заключение, что «уверена в проекте» и испытания можно продолжать. Пилот в том крушении вовремя покинул кабину и остался жив.

Из 750 машин F-22, которые США планировал построить, было построено 183. На Lockheed Martin говорят, что этим занято 95 000 рабочих в тысяче компаний и пытаются убедить Пентагон купить еще 20 штук.

Невезучий «хищник»

По иронии судьбы, в тот же день, когда разбился F-22, телеканал Дискавери показал короткий сюжет гибели одной из «невидимок» ВВС США. Суперсовременный истребитель, построенный по технологии Стелс, при посадке завалился влево, чиркнул крылом о землю и взорвался. К счастью, пилот успел катапультироваться. Далее последовало объяснение причин, по которым самолет вышел из-под контроля. По мнению экспертов Пентагона, была виновата дождливая погода. Якобы конденсат попал на контакты бортового компьютера, замкнул электрические сети и вывел компьютер из строя.

Неизвестно, насколько данная версия соответствует действительности, поскольку военные ведомства любой страны очень хорошо умеют скрывать истинные причины своих неудач. Но известно, что первая катастрофа F-22 очень подпортила имидж нового истребителя. Инцидент произошел в крайне неподходящий момент, когда программа находилась на стадии оценочных испытаний, которые должны завершиться передачей самолета в действующие подразделения ВВС США. Вскоре ВВС США объявило, что снижает свои запросы по поводу необходимого им количества F-22.

Эксперты сразу заговорили, что сама идея увеличения численности F-22 в составе ВВС, вызывает споры не только среди гражданских чиновников, но и в Пентагоне. Военные считают, что истребитель малоэффективен в текущих военных конфликтах, таких как иракский и афганский и глупо тратить на него деньги. Окончательное решение о закупках F-22 Raptor должна была принять новая администрация Белого дома в текущем марте. Но, похоже, после вчерашнего инцидента производство F-22 может быть полностью остановлено.


Из Досье «СП»

Исследования по программе создания перспективного тактического истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter) были начаты в середине 70-х годов. В них участвовали все семь ведущих американских авиационных фирм. Министерство обороны США по результатам демонстрационных летных испытаний, состоявшихся в начале девяностых годов, выбрало в качестве базового варианта для полномасштабной разработки самолет F-22 фирмы Локхид, первый полет которого состоялся в сентября 1990 года. Новый самолет, получивший наименование предназначался главным образом для завоевания превосходства в воздухе. Его основными особенностями являются сверхзвуковая крейсерская скорость полета на нефорсированном режиме работы двигателя, высокая маневренность, хорошие взлетно-посадочные характеристики, большой радиус действия и боевая нагрузка, сравнимая с боевой нагрузкой истребителя F-15.


Технические характеристики истребителя F-22

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня